Джон Рой А́ндерсон (англ. Jon Roy Anderson; 25 октября 1944) - английский музыкант,
первоначальный лидер и вокалист группы прогрессивного рока Yes. Также известен
своими сольным творчеством и совместной работой с греческим музыкантом
Вангелисом в составе дуэта Jon & Vangelis.
Ранние годы
Джон Рой Андерсон родился в английском городе Аккрингтон в семье с ирландскими и
шотландскими корнями. Родителями Джона были Альберт и Кэтлин Андерсон. В 1970 году
Джон убрал из своего имени букву «h», так как всегда мечтал об имени Джонатан
(Jonathan). Посещал школу St. John’s Infants School в своём родном городе и начал свою
музыкальную карьеру в возрасте 10 лет, играя на стиральной доске в скиффл-группе
«Little John’s Skiffle Group», исполнявшей среди прочих песни Лонни Донегана.
В возрасте пятнадцати лет Джон бросил школу и сменил несколько мест работы,
попробовав себя в качестве сельскохозяйственного рабочего, водителя грузовика и
продавца молока. Джон также пробовал начать футбольную карьеру в клубе
Акрингктон-Стэнли, фанатом которого он остаётся до сих пор, но ему отказали во
вступлении из-за его хрупкого телосложения.
Начало музыкальной карьеры
В 1962 году Андерсон присоединяется к группе The Warriors (также известной как The Electric
Warriors), где он и его брат Тони делили место вокалиста. В 1967 году Джон покидает эту
группу. Сам он вспоминает об этом времени: «Слишком много веселья, мало репетиций,
слишком много наркотиков, недостаточно удовольствия!» (англ. Too much fun, not enough rehearsal,
too many drugs, not enough fun!). В 1968 году Андерсон выпускает два сольных сингла под
псевдонимом Hans Christian Anderson: «Never My Love» (ремейк хита 1967 года группы The Association) и «The
Autobiography Of Mississippi Hobo». В начале лета 1968 года Джон ненадолго присоединяется к группе
The Gun, проведя с ними лишь одно выступление.
Позднее, летом 1968 года, в клубе La Chasse в Лондоне Андерсон знакомится с басистом
Крисом Сквайром и присоединяется к его группе "Mabel Greer's Toyshop", где уже играл
гитарист Питер Бэнкс. Андерсон становится фронтменом этой группы, но все трое
покидают её ещё до наступления осени, чтобы создать новую команду.
Yes
В этом же 1968 году Андерсон, Сквайр и Бэнкс создают группу Yes и приглашают в неё
ударника Билла Бруфорда и клавишника Тони Кея. Их дебютный альбом Yes был выпущен в
июле 1969 года. Андерсон был в составе группы до 1979 года. Этот промежуток времени
известен как «классический период Yes». Джон был главной творческой силой группы и
фактически являлся её лидером (сам он называл себя «капитаном команды»). Несмотря
на отсутствие классического музыкального образования и самым скромным уровнем
игры на музыкальных инструментах в группе, именно Джон был «генератором идей» и
инициатором создания таких эпических произведений Yes, как «Close to the Edge» и «Awaken»,
альбома Tales From Topographic Oceans и многих других.
В начале 1980 года, в ходе записи следующего за Tormato альбома Yes, Джон, вместе с
Уэйкманом, выходит из состава группы. В результате, записанный альбом Drama стал
первой пластинкой, в записи которой Андерсон не принял участия.
Джон присоединился к заново сформированной группе в 1983 году и снова покинул её в
1988 году из-за продолжавшихся попыток Yes следовать радиоформату и искать
коммерческого успеха в рамках мейнстрима. В 1989 году Андерсон и другие музыканты Yes
создали группу Anderson Bruford Wakeman Howe (ABWH), укомплектованную басистом Тони Левином,
игравшим ранее совместно с ударником Билом Бруфордом в King Crimson. Успех первого
одноимённого альбома ABWH, охладевший интерес к Yes среди их поклонников, оставшейся
без фронтмена, и последовавший за этим судебный процесс привел к объединению двух
групп. На выпущенном альбоме Union в списках музыкантов значилось 8 человек, однако
совместно (в одно время и в одном месте) все участники смогли поработать только на
последовавшем концертном туре.
После тура некоторые участники покинули группу, но, несмотря на очередную полосу
изменений состава, Андерсон оставался её бессменным лидером и вокалистом всё это
время и остаётся по сей день. Он участвовал в записи всех альбомов Yes, за
исключением «Drama» (1980) и Fly from here (2011)
Сольная карьера
1970-e
Несмотря на то, что участие в Yes всегда стояло для Джона на первом месте, начиная с
1970-х годов он ведет довольно активную сольную творческую жизнь, выпуская
собственные альбомы и участвуя, в качестве приглашенного музыканта, в других
проектах.
Осенью 1970 Андерсон появляется в качестве приглашенного вокалиста на альбоме
«Lizard» группы King Crimson. Андерсон вспоминает: «Они записывались неподалёку, я был
просто очарован их музыкой».
Осенью 1971 Джон участвует в записи Джонни Харриса «All To Bring You Morning».
В августе 1975 Джон записывается для песни «So Long Ago, So Clear» греческого композитора и
мультиинструменталиста Вангелиса. Песня появляется на альбоме Вангелиса «Heaven And
Hell». Так началась совместная работа двух этих музыкантов, которая будет
продолжаться многие годы.
В ходе Американского тура Yes 1975 года у Андерсона начинает вырисовываться
концепция его первого сольного альбома. С сентября 1975 года по апрель 1976 Джон в
одиночку записывает альбом «Olias Of Sunhillow», выступая не только в качестве вокалиста,
но и играя на всех музыкальных инструментах (впрочем, поклонники Вангелиса
высказывают предположение, что Вангелис, предпочтя вследствие своих контрактных
обязательств остаться неизвестным, исполнил часть партий клавишных на этом
альбоме). Альбом выпущен в июне 1976 года, обложку разрабатывал художник Дэвид Роу.
Андерсон называет два источника, лежащих в основе пластинки - книгу Веры Стейнли
Олдер «Зарождение Мира» и работу художника Роджера Дина для обложки альбома Yes
Fragile. Журналист газеты «Мелоди Мейкер» в рецензии на пластинку упомянул другой
возможный источник вдохновения Андерсона: «Те, кто захотят понять условности
повествования, сочетающего элементы народных сказаний и игры воображения, могут
обратиться к научно-фантастическому роману Брайана Олдисса „Теплица Или
Невероятный Нон-стоп“, довольно точно передающему атмосферу „Olias Of Sunhillow“».
1980-е
Летом 1980 года Джон и Вангелис выпускают альбом «
Short Stories». В ноябре
выходит второй сольный альбом Джона - «Song Of Seven». За его выходом следует турне по
Англии и Шотландии в поддержку альбома. Группа музыкантов, сопровождавшая
Андерсона, называлась «The New Life Band». В ноябре 1981 года выходит следующий совместный
альбом Джона и Вангелиса «
The Friends of
Mr. Cairo». Позднее Андерсон появляется в качестве приглашённого музыканта на
альбоме «1984» Рика Уэйкмана. В конце 1981 - начале 1982 года Джон записывает третий
сольный альбом «Animation», выпущенный в июне того же года. Турне по США в поддержку
альбома проходит с «ослепительным» успехом.
В начале 1983 года Андерсон, Уэйкман и Кит Эмерсон пробуют объединиться в трио, но
безрезультатно. Джон, как приглашённый музыкант, участвует в записи альбома Майка
Олдфилда «Crises». В июне 1983 года Андерсон возвращается в Yes, что не мешает ему
выпустить третий совместный с Вангелисом альбом «
Private Collection»,
который Джон считает лучшей из всех их работ.
Джон записывает вокальные партии в композиции «Loved by the Sun» из саундтрека к фильму
Ридли Скотта «Legend», созданного группой Tangerine Dream, а также в песнях «Silver Trane» и
«Christie» из саундтрека к фильму «Scream For Help», написанного Джоном Полом Джонсом,
участником Led Zeppelin.
В декабре 1985 года, к Рождеству, выходит сольный альбом Андерсона «3 Ships». В 1986 году
Олдфилд приглашает Джона для записи вокальной партии на сингле «Shine».
Записывается новый материал с Вангелисом и 6 ноября Андерсон появляется на его
концерте в Лос-Анджелесе. В начале 1987 года Джон участвует в записи альбома Гоуэна
«Great Dirty World». В марте 1988 года Андерсон, в качестве приглашённого бэк-вокалиста,
появляется на альбоме группы Toto Seventh One.
В июне 1988 года Джон издаёт свой пятый сольный альбом In The City Of Angels. В начале 1989 года
записывает вокал для песни «Far Far Cry» с альбома продюсера Джонатана Элиаса Requiem For The
Americas. Через год Элиас будет продюсировать альбом Yes Union.
1990-е
В сентябре 1991 года появляется последний студийный альбом Джона и Вангелиса -
Page of Life. Андерсон
вспоминает: «Мой последний альбом с Вангелисом. К сожалению, менеджеры опять
мешали нам работать вместе». По другой версии, между ними возникла размолвка,
вызванная тем, что Джон выпустил американское издание диска, внеся в него
изменения и не поставив в известность об этом Вангелиса.
Летом 1992 года Джон записывает часть вокальных партий для альбома Dream японского
исполнителя стиля нью-эйдж Китаро (композиции «Island of Life» и «Lady of Dreams»). Осенью
Андерсон присоединяется к Китаро в его концертном туре по США, Японии и Таиланду,
в ходе которого они выступают перед королевой Таиланда. Весной 1993 года Джон, после
двух «разминочных» выступлений, отправляется в тур по Карибам и Южной Америке.
Среди посещённых стран были: Чили, Венесуэла, Мексика и Коста-Рика. Дочери Джона -
Дебора и Джейд - сопровождают его в качестве бэк-вокалисток.
В начале весны 1993 года Джон поёт для альбома скрипача Чарли Бишерата (англ. Charlie
Bisharat) Along The Amazon. В Феврале 1994 года Андерсон, по приглашению Бразильского музыканта
Милтона Насименто, появляется в качестве приглашённого вокалиста на его альбоме
Angelus.
Весной 1994 года Джон записывает свой новый сольный альбом на студиях Big Bear в
Калифорнии и Kampo Studio, Нью-Йорк. В мае альбом издаётся под названием Deseo. В этой
записи Андерсон отходит от стилистики предыдущих альбомов - на пластинке очень
заметно влияние латиноамериканской музыки. Однако уже в октябре этого года
выходит следующий сольный альбом Джона - Change We Must. В записи приняли участие
музыканты Лондонской Академии Камерной Музыки. В декабре 1995 года выходит альбом
Джона Angels Embrace. На альбоме Джон выступил как клавишник - в основном это спокойные
инструментальные композиции в стиле нью-эйдж. За ним, с перерывом всего в месяц, в
январе 1996 года, издается записанный несколькими годами ранее альбом Toltec в этом же
стиле.
Летом 1996 года ограниченным тиражом выпускается альбом The Lost Tapes Of Opio для членов Opio
Foundation - благотворительного фонда Андерсона. Позднее Джон появляется на
одноимённом альбоме мексиканской фолк-группы Cielo Y Tierra.
Весной 1997 года Джон приглашает несколько музыкантов, играющих кельтскую
фолк-музыку, для записи нового альбома. Его следующая сольная работа была
записана в пабе «The Frog 'n Peach Pub» в городе Сан-Луис-Обиспо, Калифорния. На этом
альбоме Андерсон отдаёт должное своим ирландским корням. В июне 1997 года альбом
выходит под названием The Promise Ring («Обручальное Кольцо» - Джон только что женился на
Джейн Люттенбергер). В сентябре этого же года Андерсон выпускает альбом EarthMotherEarth,
записанный на ноутбук в течение отдыха на Гавайаях. В марте 1998 года поступает в
продажу альбом Джона The More You Know, записанный им в Париже и Лондоне.
В июне 1999 года Андерсон записывает вокал для композиции с альбома Streams
Современной Христианской (англ. Contemporary Christian) группы 4Him. В июле этого же года Джон
участвует в записи сольного альбома гитариста Yes Стива Хау Portraits Of Bob Dylan.
2000-е
Весной 2000 года Андерсон, как приглашённый вокалист, появляется на альбоме Outbound
группы Bela Fleck & the Flecktones. В декабре того же года принимает участие в записи альбома
Captivated бас-гитариста Эдуардо Синьоре.
Весной 2002 года начинается работа над следующим сольным альбомом Джона The Big If. В
планах Андерсона - выпустить видеоигру на основе концепции альбома. 3 Июня 2002 года
Джон участвует в Нью-Йоркском проекте «United We Sing» - записи альбома, с участием
звезд, для помощи детям и супругам жертв 11 Сентября.
31 Января 2006 года, после 6 лет работы, выходит альбом In Elven Lands: The Fellowship, на котором
группа музыкантов, среди которых и Джон Андерсон, представляет музыку,
вдохновленную творчеством Джона Рональда Руэла Толкина. Среди шестнадцати
композиций альбома, выполненных в стилизации под средневековую европейскую
музыку, вокал Андерсона присутствует в четырёх песнях, две из которых он
исполняет на Английском и две на Эльфийском языках.
В ноябре 2007 года Джон Андерсон в рамках европейского турне посещает
Санкт-Петербург и Москву. В своей программе он исполняет известные песни группы
Yes, и творения, написанные им совместно с Вангелисом. В это же время он активно
участвует в рамках проекта «Paul Green’s School Of Rock», созданного для продвижения молодых
рок-музыкантов.
В мае 2008 года с острым приступом астмы он попадает в больницу, и несколько дней
проводит в коме. Лечащий врач настоятельно рекомендует Джону отказаться от
занятий пением, по крайней мере, на несколько месяцев. В связи с этим отменяется
запланированное мировое турне, приуроченное к сорокалетию группы. В сентябре
этого же года остальные участники коллектива (Стив Хау, Крис Сквайр и Алан Уайт)
принимают решение отправиться в турне с другим вокалистом, подчеркивая, что речь
не идет о замене Андерсона в постоянном составе группы. Джон Андерсон через свой
сайт выразил отрицательное отношение к этому решению коллег и начал готовить к
выпуску серию сольных проектов с другими музыкантами, в частности, со Стивеном
Лэйтоном.
В 2009-2011 годах Джон провел несколько сольных турне (в 2010 и 2011 совместно с Риком
Вейкманом).
В 2013 году Джон гастролировал по Австралии и Новой Зеландии.
Вокал и лирика
Голос Андерсона часто называют «ангельским». Несмотря на то, что сам он называет
себя альт-тенором, вокальная партия Джона в композиции «Owner of a Lonely Heart» является
примером так называемой техники «смешанного голоса» (известного также как микст):
верхний (головной) регистр (англ. head voice) (фальцет) и нижний (грудной) регистр (англ.
chest voice) (разговорный голос) постепенно смешиваются. Чем выше поет голос, тем больше
слышен фальцет и меньше - нижний регистр, и наоборот. На пике высоты голоса («yeeows»
перед гитарным соло) используется уже исключительно фальцет. Другие известные
вокалисты, использовавшие эту технику: Стивен Тайлер (Aerosmith), Хью Вилсон (Vertigo),
Стинг, Бобби Кимболл (Toto).
Именно Андерсон ответственен за большинство стихов и тем мистического
содержания в творчестве Yes. Эти элементы стали неотъемлемой частью группы,
отталкивая в свою очередь некоторых музыкантов, более всего Бруфорда и Уэйкмана.
Возможно, это стало одной из причин, по которым они в своё время оставили группу.
Тексты песен часто пишутся под впечатлением от прочитанных Андерсоном книг: от
«Войны и Мира» Льва Толстого до примечаний к Священным книгам Шастр. Частыми
темами в лирике являются природа (в частности энвайронментализм), пацифизм и
почитание солнца.
Символизм и экспрессия в стихах Андерсона в сочетании с синтаксической свободой
английского языка порождают широчайший спектр толкований, что особенно ощутимо
при переводах текстов Джона на другие языки. Хотя сам он неоднократно заявлял, что
его стихи - просто сопровождение к музыке, и никакого «скрытого смысла» в них нет,
но это, в свою очередь, не останавливает пытливых фанатов в нескончаемом
обсуждении лирики Андерсона.