Роман Каримов родился 20 июня 1984 года в городе Уфе.
В 2002 году окончил школу с золотой медалью. В 2003 году он уехал жить в Лондон,
продюсировал короткометражки для BBC и делал кинотрейлеры для телеканалов TV3, TV1000 и
ZTV. Спустя два года вернулся в Россию.
В 2004 году закончил МЭСИ (Московский институт экономики, статистики и информатики)
с красным дипломом по специальности юрист-финансист.
Некоторое время работал сначала бухгалтером, а затем и аудитором. По вечерам
работал ди-джеем в клубах.
Поняв, что работа в офисе не для него, начинает сочинять музыку к короткометражным
фильмам, а затем и снимать свои, которые удостаиваются призов на местных
кинофестивалях.
В 2005 году устраивается на работу в студию «Муха», где набивает руку на рекламных
роликах и музыкальных клипах.
Отсутствие киноиндустрии в Уфе заставляет Романа в 2008 году переехать в Москву,
где поначалу он работает монтажером, параллельно пытаясь запустить в
производство собственные сценарии.
Каримов срежиссировал три короткометражных фильма («Оптимист», «
Квартира 29» и «
Не волнуйся!»), работал промо-режиссёром фильма «Платон» и
режиссёром-постановщиком документального фильма «Профессия: юморист», главную
роль в котором сыграл Вадим Галыгин.
«
Не волнуйся!» выиграл приз зрительских симпатий на фестивале «Моё
кино», а «
Квартира 29» - приз за лучший игровой фильм на фестивале КИНОТЕАТР.doc.
В 2010 был снят дебютный полнометражный фильм Каримова - комедия «Неадекватные
люди». Кроме сценария и режиссуры, Роман сам смонтировал фильм и написал к нему
музыку. Картина завоевала гран-при кинофестиваля «Окно в Европу», проходившем в
августе 2010 года, а также очень тепло была принята российскими кинозрителями,
получив множество положительных отзывов.
Интервью Романа Каримова с Катериной Татариновой от 30.10.2011 года:
Роман Каримов - режиссер-самородок. Без специального образования, но с опытом
лондонской жизни, где на волонтерских началах молодой талант познавал азы
кинематографа, снимая короткометражки и делая кинотрейлеры для британских
телеканалов. Удачный дебют «Неадекватные люди» так крепко полюбился публике, что
27-летний режиссер решил, что может позволить себе любые шалости. Например, фильм
«Вдребезги» (к слову, также тепло встреченный публикой, несмотря на то, что почти
сразу провалился в прокате). Каримов смело экспериментирует с жанрами, не
оглядываясь на «сильных мира сего». Позиция:"мы ничего такого, мы просто фильм
снимаем" помогает ему обаять зрителя, который послушно закрывает глаза на то, что
где-то уже это было.
О фильмах
Физически и морально, я чувствую, что очень устал после съемок и сейчас
переосмысливаю, что делать дальше. Я сделал два абсолютно разных фильма и пора
проводить параллели и учиться на своих ошибках. Необходимо решить,куда меня
больше тянет - в сторону камерных фильмов или более коммерческих. Пока не знаю,
надо разобраться. Возможно,займусь абсолютно новым жанром. Например,
психологическим хоррором.
Об образовании
Есть ручка, есть бумага - ты пишешь историю, оцениваешь ее, советуешься с друзьями,
выясняешь - нравится или не нравится, а затем пытаешься ее экранизировать. Мне
очень помогла практика в Лондоне, где я научился монтажу.
Я обменивал свои монтажные умения на оборудование продакшна. Например, в Уфе есть
студия «Муха», я приходил к ним, говорил: у меня нет никакого оборудования, а у вас
есть все. Давайте я поработаю у вас монтажером и в обмен на это воспользуюсь вашим
оборудованием. Со временем я становился все наглее и наглее, подсаживался к
ребятам, которые имели опыт работы в кинопроизводстве.
Не важно, сидишь ли ты, например, во ВГИКе, и тебя направляют из одного класса в
другой или ты сам находишь нужных людей, становишься волонтером и таким образом
попадаешь в эту сферу.
Вообще, в России не принята такая форма работы - волонтерство. И если Москва
начинает к этому привыкать, то в регионах еще нет. Требуют образование, диплом. Я
до сих пор недоумеваю почему многие актерские агентства не принимают без диплома.
Им не важно востребован он или нет, какой у него опыт, талант. В Лондоне другая
ситуация - главное, что ты из себя представляешь.
Поэтому ребята активно волонтерствуют, снимают клипы друзьям, пишут сценарии «на
коленке». Так вот, когда я вернулся из Лондона, моя основная работа была
переводчик. Был достаток, который позволял мне жить, и в свободное время я мог
заниматься любимым делом.
Я снимал своих друзей в короткометражках. Подход был не совсем любительский, я не
делал никаких «левых» роликов. Я уверен, что, если ты что-то делаешь, ты делаешь
один раз. Если собираешься снять 15-минутный фильм, то должен проработать сценарий,
должен ощущать, что делаешь что-то интересное, по крайней мере для тебя.
Преодолевая трудности, ты учишься.
Дебют
Идея реализовать «Вдребезги» пришла совместно с моими коллегами. Я придумал
сценарий короткометражки про девочек-маньячек, но для того, чтобы его снять
необходимы были деньги. Продюсер сказал: «Знаешь, короткометражка не окупит
расходы. Напиши еще». Это была моя первая сценарная работа. Я написал три
короткометражки, похожие по смыслу, где в конце все плохие люди сталкиваются и
умирают.Вот это, моя дебютная работа, а не «Неадекватные люди». Сценарий
«Неадекватных людей» - моя последняя работа.
Актеры[/b]
Чтобы уговорить человека сняться в малобюджетном фильме, самое главное, дать
понять актеру, что такую роль он раньше не играл. Во-вторых, нужно сказать ему, что
он «звезда», что лучше него эту роль не сыграет никто. Эти два момента очень важно
соблюдать.
"Неадекватные"
У меня внутренняя любовь к разного рода патологиям, вне зависимости от моего
участия, бессознательно. В кино стараюсь делать персонажи интересными и
обособленными. В «Вдребезгах» мы не боялись рисковать, нам позволял жанр черной
комедии. Поэтому сделали героев утрированными и абсурдными. У нас была такая
задача. Если бы мы снимали какую-нибудь аутентичную драму, то мы бы постарались
соблюсти приличия, сделать их приземленными. Хотя меня, конечно, интересовала бы
их необычность.
Прокат[/b]
Это очень долгий разговор. Если коротко, мы недовольны. Этот фильм надо вкусно
подать, чего не произошло. Прокатчик на нашем фильме решил проэксперементировать
и за два дня до премьеры состоялась онлайн-трансляция. Естественно, фильм скачали,
и еще до показа фильма в интернете появились торренты с вполне смотрибельным
качеством. Результат проката плачевный. Но у нас есть надежда, что удастся с
фильмом выйти на иностранный рынок, на западе больше понимают подобный жанр.
Цензура[/b]
Никакой цензуры нет, это
стереотип. Потом могут вставлять палки в колеса (или режиссер делает вид, что
ему вставляют палки в колеса). Например, фильм Generation «П» мог бы подвернуться
цензуре, но ничего такого не было. Мне кажется, что это больше самоцензура, когда
люди просто боятся. Хотя реакции чиновников можно не бояться.
Творчество[/b]
Процесс работы всегда разный. Можно вдруг вдохновиться чем-то, и из башки брать
сюжеты, безшовно объединять, сохраняя реальность.А можно очень долго собирать
материал и копаться в нем, это уже кропотливая работа, требующая усидчивости и
анализа. Иногда вдохновляют произведения, и ты делаешь что-то один в один, но в
собственной интерпретации.
Персонажи[/b]
Во время съемок «Неадекватные люди» мы сосредотачивались на игре, на актерах, на
том, чтобы все максимально было приближено к жизни - мило, легко и весело. В
«Вдребезгах» мы преследовали другие цели, отжимались «по форме», хотели
динамично и быстро снять, показать отвязных персонажей, сделать это максимально
интересно, с зажигательным саундтреком, с идеальными техническими
характеристиками. Приоритеты сказываются, поэтому персонажи «Вдребезги» кажутся
картонными.
Режиссеры[/b]
В этом смысле, я - мусорная помойка. Я смотрю все, люблю все жанры, кроме научной
фантастики. И, пожалуй, военных фильмов. В основном, смотрю голливудские фильмы,
при чем, «старый» Голливуд - Уилли Уайлдер, Роберт Олтмен, Майк Николс. Все зависит
от того, какой фильм ты создаешь, и на каком этапе развития ты находишься. Недавно,
я пересмотрел фильм «Таксист», когда-то я его смотрел, он мне не понравился, а
сейчас я его понял. Если говорить о российском кино, то я люблю советские
лирические комедии - Рязанова, Данелию.
Планы[/b]
Если говорить о самой моей сокровенной мечте, то я бы хотел снять готический
викторианский ужастик. Большой особняк, на краю болота, рядом лес. Сюжет без
вампиров, но с призраками, с чем-то мистическим. Есть, например, фильм «Братство
волка», что-нибудь похожее.
Рабочие моменты фильма «Вдребезги»[/b]
В «Вдребезгах» есть сцена, где псевдопохитители пинают кошку. Кошка ненастоящая,
это графика. Я сам монтировал фильм. И мне было не жаль его резать. Необходимо
сознавать, что он создан развлекать. Если на монтаже ты понимаешь, что твой фильм
перестал развлекать, а исправить это можно путем сокращения, надо резать.
«Разбитый» «Мустанг» был настоящий. Художник-постановщик аккуратно приложил к
нему дерево и колесо. А машина принадлежит оператору, нам она ничего не стоила.