Детство, юность
Тим Роббинс родился в семье исполнителя фолк-музыки Джила Роббинса. Рос же Тим
Роббинс в Гринидж Вилидж.
Семья Роббинсов отличалась крайне левыми взглядами. В свободное от демонстраций
и митингов время Джил Роббинс пел песни с политическим оттенком, а его жена писала
«зубастые» статьи в леворадикальной газете... Каждый семейный обед сопровождался
политическими дебатами. На ночь вместо сказок детям читались прокламации.
Театр
В возрасте двенадцати лет он поступил в Theatre for the New City, где и оставался в течение
семи лет, а еще он записался в драматический клуб колледжа. К тому же он чувствовал
в себе гораздо больший актерский потенциал, чем нужно для скандирования
манифестов... Словом, он покинул труппу, а заодно и Нью-Йорк, чтобы всерьез изучать
актерское ремесло в Калифорнии - поближе к Голливуду.
Вырвавшись, наконец, на свободу и начав учиться в государственном нью-йоркском
университете Платтсбурга, будущий актер первые два года занятий превратил в одну
сплошную вечеринку. Однако серьезные намерения стать звездой заставили его
перебраться в Лос-Анджелес и начать учиться театральному искусству в
Калифорнийском университете U.C.L.A. Здесь же Роббинс занялся спортом, поступив в
команду по софтболу. После окончания учебы эта команда создала актерскую труппу
авангардного театра, поставившую Бертольда Брехта и Альфреда Джерри.
Начало карьеры
Дебютная, настоящая роль Тима Роббинса в небольшой ленте 1984 года «
Игрушечные солдатики» позволила молодому актеру заявить о себе как о
яркой творческой индивидуальности. И уже следующая роль в картине «
Студенческие каникулы», вышедшей в прокат в 1985 году, стала
по-настоящему бенефисной.
Роббинс набирал кинообороты, играя роли второго плана. Фильмы, где он мелькал в
эпизодах, следовали один за другим: «
Удивительные истории», «
Происки в стране Чудес», «Верняк», снятые в 1985 году, а также «
Говард-утка», представленный на суд зрителей в 1986 году. Это были не
самые удачные работы актера - политически незрелые, беспроблемные комедии.
Наиболее заметным этапным кинособытием в творческой биографии Роббинса стала
работа в боевике «
Лучший
стрелок», прославлявшем американскую военную мощь, который вышел на широкие
экраны в 1986 году. За эту роль актер получил свою первую премию «Оскар» в паре с
Келли МакГиллис.
После такого успеха Роббинсу можно было не беспокоиться о своем будущем:
приглашения сниматься в новых фильмах не заставили себя ждать. И он стал
сниматься во всех картинах, например в 1987 году - «
Пять углов» и
«Биография».
Наконец, в 1988 году состоялся прорыв Тима Роббинса в большом кино: он сыграл у Рона
Шелтона в хитовой бейсбольной комедии «Дархэмский бык», составив актерское трио
с непревзойденным Кевином Костнером и обворожительной Сьюзен Сарандон. Фильм
стал одним из самых громких проектов 80-х, вознеся как режиссера, так и актеров,
сыгравших главные роли на вершину киноолимпа.
Актерская карьера Роббинса успешно продолжалась. В 1989 году он принял участие
сразу в двух кинопроектах: в фэнтези «
Эрик Викинг» и в
картине «
Мисс
фейерверк». Партнером Тима Роббинса здесь стал несравненный Джон Клиз. Фильм не
принес огромных кассовых сборов, но укрепил репутацию Роббинса как одного из
лучших молодых актеров.
1990-е годы
Настоящим «счастливым билетом» для Тима Роббинса стало прослушивание его на
главную роль в психологический триллер «
Лестница
Иакова», представленный на суд зрителей в 1990 году. В картине режиссера Эдриана
Лайна по сценарию Брюса Джоэля Рубина снялись такие знаменитые актеры, как
неподражаемый Дэнни Айелло, прекрасная Элизабет Пенья и несравненный Джейсон
Александер. Талантливый Роббинс своей игрой покорил руководителей проекта. И
вскоре карьера актера взметнулась к невиданным доселе высотам.
Все в том же 1990 актер принял участие в съемках еще двух фильмов: «
Человек-кадиллак» и «
Смерч». Каждый образ артист воплощал
со свойственными ему точностью, безупречным вкусом, чувством стиля и жанра,
находя для каждой роли бесконечное разнообразие красок. Кинокритики постепенно
пришли все же к мысли, что перед ними звезда Голливуда нового типа, абсолютно
непохожая на всех. И вскоре после этого Тим Роббинс дал согласие на роль в картине
«
Лихорадка джунглей», снятой в 1991 году.
Режиссеры всегда ценили незвездную манеру игры талантливого актера. Даже став
знаменитым, он особо не выпячивался, прислушивался и режиссерам, и коллегам по
киноцехуне. Свой необыкновенный талант показывал не сразу, а хорошо взвешенными
порциями.
1992 год наглядно продемонстрировал феноменальные актерские способности Тима
Роббинса. Актер успел сняться в ряде тоже довольно успешных картин: «Потрясающие
истории: Книга четыре», «
Боб Робертс», «HBO:
Первый взгляд» и в черной комедии Роберта Олтмена «
Игрок», за роль в которой актер
получил «Золотой Глобус». А вот 1994 год стал для Тима Роббинса самым насыщенным с
начала его кинокарьеры. Статус супер-звезды позволил актеру сняться в главных
ролях в фильмах «
Подручный Хадсакера», «
Побег
из Шоушенка», «
Коэффициент интеллекта», «Готовое платье».
Неожиданными красками и новизной характера поразила зрителей работа актера и в
ленте «
Подручный Хадсакера», где он сыграл молодого курьера, служившего в
гигантской корпорации, который волей судьбы и в результате махинаций руководства
с акциями стал председателем совета директоров.
Знаменательным актерским перевоплощением Роббинса стала и последующая роль Энди
Дюфрейна в драме «
Побег
из Шоушенка». Этот американский фильм был снят режиссером Фрэнком Дарабонтом
по повести Стивена Кинга «Рита Хейворт и спасение из Шоушенка». Эта картина стала
одним из главных фильмов 1994 года, несомненно, прибавив Роббинсу кинопопулярности.
К концу 2009 года «
Побег
из Шоушенка» занял 1-е место в списке 250 лучших фильмов по версии IMDb.
Очередным успехом актера стала и блестящая киноработа в иронической комедии
Роберта Олтмэна «Готовое платье», посвященной миру моды. «Изюминка» картины
заключалась в появлении на экране десятков публичных и медийных персон:
кинозвезд, модельеров, дизайнеров, репортеров и просто заезжих тусовщиков.
Благодаря сильному актерскому составу фильм был обречен на успех, а
кинопризнание Тима Роббинса записала на свой счет еще одну роль.
В роли рекламного агента Ника Бима в кинокомедии 1997 года «
Нечего терять»
актер был просто поразителен. Лента, снятая в жанре бадди-муви режиссером Стивом
Одекерком, повествовала о том, как у молодого преуспевавшего парня Ника Бина,
киногероя Тима Роббинса, работавшего в рекламной компании, все в жизни шло
отлично. До тех пор, пока однажды он не вернулся домой раньше времени и не увидел,
как его любимая жена изменяла ему с его же боссом. После выхода на широкие экраны
Тим Роббинс не преставал читать хвалебные отзывы критиков в свой адрес.
В 1999 году Тим Роббинс успешно завершил съемки в ленте «
Дорога на Арлингтон» - детективном триллере о терроризме, его причинах
и последствиях. Партнерами Роббинса стали Джефф Бриджес и Джоан Кьюсак. Скупо,
нигде не пережимая, актер раскрыл версию своего героя.
2000-е годы
В 2000 году карьера актера совершила огромный подъем после того, как он снялся в
фильме «
Фанатик» и фентези Брайана Де Пальма «
Миссия на
Марс». Эти роли Роббинса заняли самые высокие места в рейтингах.
В фильме «
Таинственная река», которому была уготовлена на редкость счастливая
киносудьба, Тим Роббинс отыграл одного из неразлучных приятелей с детства. Они
вместе, как и большинство ребят, играли в хоккей, взрослея на знакомых, ничем не
примечательных улицах южного Бостона. И так продолжалось до тех пор, пока одного
из них не заставили прокатиться в машине, что навсегда изменило не только
привычное течение жизни парней, но и их будущее... Роббинс за роль в этой картине
получил «Оскара».
В последующие несколько лет актер успешно, ярко снялся в ряде лент: в 2003 - «
Код 46», в 2004 -
«Телеведущий», в 2005 - «
Тайная
жизнь слов», «
Затура: Космическое приключение» и «
Война миров». Здесь Тим Роббинс создал шикарную галерею ярких и
разноплановых образов, каждый из которых по праву заслужил и похвалу критиков, и
признание зрителей.
И несмотря ни на что в 2006 году актер снялся в лентах «
Игра с огнем», «
Выбор судьбы» и «Бомбы и блокбастеры Тинсельтауна». Ошеломительное
киномастерство позволило Роббинсу наделить каждую роль необыкновенным
очарованием, редкой выразительностью, из ряда вон выходящий темпераментом. В
триллере Филлипа Нойса «
Игра с огнем» - новой
истории о диверсии, коррупции и убийстве в Южной Африке в эпоху расовой изоляции -
Тим Роббинс снялся с талантливым Дереком Люком. Фильм был основан на реальных
событиях.
«
Выбор судьбы» - музыкальная комедия с элементами фантастики о рок-дуэте
«Tenacious D» - Джейблзе и Кейдже, главные роли в которой в добавок сыграли
неподражаемый Джек Блэк и прекрасная Кайл Гэсс. Среди наиболее престижных
киноработ артиста значатся картины 2007 года «
Шум», «Так она нашла меня» и «Возвращение»,
«
Город Эмбер: Побег», вышедшие в прокат в следующем году. «
Город Эмбер: Побег» - фантастический художественный фильм режиссера
Джила Кенана, повествовавший о подземном городе, созданном перед апокалипсисом
для сохранения жизни на планете, и об одной девочке, которая решила найти выход из
города...
В своих работах Тим Роббинс зачастую удалось найти кратчайший путь к сердцам
зрителей, поскольку он показал себя актером не показа, а волнения, который не
столько представлял своих персонажей, сколько становился ими, актер был
абсолютно органичен в фильмах любого жанра. Многие из картин, в которых он
снимался, признаны эпохальными лентами.
Необычайный актерский дар и виртуозное владение профессией позволили Тиму
Роббинсу встать на одну ступень с самыми яркими кинозвездами на небосклоне
Голливуда.
Режиссура
Нескольких престижных наград и номинации на премию Американской киноакадемии он
удостоился как режиссер за картины «
Мертвец идет»,
представленную на суд зрителей в 1995 году, и «
Колыбель будет качаться», снятую в 1999.
Лента «
Мертвец идет»
основана на сюжете книги Хелен Преджан о ее отношениях с Элмо-Патриком Сонье,
приговоренным к смертной казни в 1980-е годы. «
Мертвец идет!» -
выражение, которое употребляла обычно охрана при передвижении смертника вне его
камеры. Явных документальных подтверждений этому нет, но некоторые режиссеры
применяли похожие выражения в своих работах. Главные роли в картине сыграли
непревзойденный Шон Пенн и эксцентричная Сьюзан Сэрандон. После выхода ленты в
прокат Сьюзан в 1995 году получила «Оскара» за лучшую женскую роль, а Пенн тогда
номинировался на лучшую мужскую роль. Всего на различных конкурсах фильм выиграл
16 призов, и еще на 11 был номинирован.
Тим Роббинс также представил в программе цифрового кино картину «Внедренные» -
видеозапись поставленного им спектакля, направленного против войны в Ираке и
политики американских властей. Проект «Внедренные» представил Роббинса не как
кинозвезду, а как театрального режиссера или даже политика...
Личная жизнь
Тиму Роббинсу не исполнилось и 30 лет, когда на съемках фильма «Дархэмский бык» в
1988 году он познакомился с сорокадвухлетней знаменитой актрисой Сьюзен Сарандон .
Она не менее, чем родители Роббинса, увлекалась политической борьбой, была
непременной участницей всех политических манифестаций, проходивших в
окрестностях Лос-Анджелеса, ярой феминисткой и противницей браков, входила в
число активистов движения «зеленых». После очередных акций протеста она
частенько ночевала в полицейском участке...
В момент знакомства с Тимом Сьюзен была увлечена проблемой выдачи виз
иностранцам, больным СПИДом. Ее пламенная речь, произнесенная за ланчем в
присутствии съемочной группы, произвела такое же впечатление на Тима, как команда
«Але, гоп!» на постаревшего тигра, давно списанного из цирка на заслуженный отдых
в зоопарк... Словом, когда Сьюзен в правозащитническом пылу обратилась к нему с
вопросом: «А вы согласны со мной, мистер Роббинс?» - он ответил: «Полностью! И я
готов вместе с вами объявить голодовку, забастовку или что там вам будет угодно -
до тех пор, пока это безобразие не прекратится!»
А еще Сьюзен очень понравилась его родителям. Вопрос о браке, казалось, был делом
решенным. Но... «Что за идиотизм? Зачем я должна закабалять себя какими-то
официальными узами? Дать обет верности одному мужчине и на всю жизнь? Да ни одна
уважающая себя женщина не унизится до подобного!» - заявила Сарандон своему
возлюбленному. Другой бы призадумался, а... Тим Роббинс пришел в восхищение...
Много лет они прожили вместе. Воспитали троих детей: двоих общих сыновей Джона и
Майлза и дочь Сарандон Еву. Вместо сказок они на ночь детям читали политические
памфлеты, вместо колыбельной пели сатирические песенки. Дети были довольны и
уверены, что их родители - самые справедливые и умные люди на земле... А их дом, где в
гостиной не было ничего, кроме деревянных лавок, а в гараже стоял видавший виды
фургон с надписью «Разбей свой телевизор» - стал для них самым веселым домом в
мире...
Сьюзен и Тим вместе, плечом к плечу, возглавляли колонны демонстрантов,
протестовавших против войны в Персидском заливе, против абортов и против
ограничений на показ порно. Роббинс во всем советовался со Сьюзен, когда писал
свой собственный сценарий «
Мертвец идет» о
человеке, приговоренном к смертной казни, а потом снимал по нему фильм с участием
Сарандон. В результате, конечно, номинация на «Оскар»! На церемонию он пришел в
смокинге, который выбрала для него Сьюзен.
Они не снимались в «политически незрелых» фильмах, утверждавших буржуазные
ценности. Сьюзен первая просматривала сценарии, присланные Тиму, - ведь он
безгранично доверял ее политическому чутью и... тонкому художественному вкусу.
Иногда она давала согласие за Тима, даже не дождавшись, пока он сам ознакомится с
ролью. Так произошло, например, с фильмом «
Лестница
Иакова», ставшей настоящей «бомбой».
А что же Голливудский истеблишмент!? Он на удивление покорно прощал этой парочке
любые выступления. Однажды Тим со Сьюзен даже позволили себе неслыханное, они
попросту нарушили тщательно отрепетированное течение церемонии вручения
«Оскара», обратившись к публике с обстоятельной политической речью о
притеснениях беженцев с Гаити. Устроителям даже заикнуться не позволили о том,
чтобы в следующий раз не приглашать парочку на вручение. Как только Тим и Сьюзен
оказались на «Оскаре» в следующий раз, они продолжили тему беженцев, снова
нарушив регламент.
«В чем секрет вашего семейного счастья и согласия? - однажды спросили Тима и
Сьюзен. - Ведь все-таки у вас такая значительная разница в возрасте». «В том, что мы
- люди одного круга, одних взглядов на жизнь», - ответила Сьюзен. Тим согласно
кивнул и прибавил: «Я счастлив, что Сьюзен старше меня. Именно поэтому мне есть
чему у нее поучиться».