Детство
Михаил Жигалов родился 2 мая 1942 года в городе Куйбышеве (нынешняя Самара), куда во
время войны были эвакуирована его мама. Там же в Куйбышевской области проживали
его дедушка с бабушкой - родители отца. Они нередко приезжали из деревни, помогали
в это трудное время продуктами. Отец Михаила Жигалова с 1938 года работал в
Госбезопасности. В органы он был призван по комсомольскому набору.
Из эвакуации семья Жигаловых вернулась в Москву, но вскоре после окончания войны
отца направили на работу в Чехословакию. После трех лет, проведенных в
Чехословакии, Жигаловы вновь вернулись в Москву. Михаил, привыкший к жизни за
рубежом испытал, настоящий шок: "Там была школа - почти кадетский корпус: в классе
народа мало, большое внимание уделялось музыке, спорту, бальным танцам. В
московской школе творился полный беспредел. Десятиклассники захватили всю
власть в свои руки. Меня как новичка сразу начали тыркать, хватать за рукава. Я
стал огрызаться, пытался дать отпор. Не знал, что с ними так нельзя".
Выручил Михаила его двоюродный брат Борис. Он имел к тому времени две "ходки" и
пользовался во дворе огромным авторитетом. Вообще двор, как и для многих
мальчишек послевоенного времени, стал главным воспитателем мальчика.
Отца Михаил очень уважал, хотя особо близких отношений у них не сложилось: "Он со
мной мало общался, моей жизнью интересовался у мамы. Как ни странно, с сестрой у
него сложились более близкие отношения. А между мной и отцом как будто
существовало соперничество - все-таки два мужика в доме. Смешно, конечно, я же был
еще пацаном. Тем не менее, невозможно представить, чтобы я заплакал и пришел к отцу
жаловаться - слишком его уважал. Шиком было, скажем, получить три "пятерки" и как бы
между прочим сказать ему об этом".
Настоящая профессия
Театром Михаил увлекался с детства, но серьезно о профессии актера он не думал. Он
неплохо учился в школе, ему неплохо давалась математика, история. Одно время он
даже думал поступать на истфак. Отец же был другого мнения. Михаил Васильевич
вспоминает: "...отец считал, что есть только две профессии: агроном и инженер, все
остальное - мусор. "Пока я жив, - говорил он, - должен увидеть, что мой сын стал
человеком". Стать человеком означало получить одну из этих профессий. Отец не
проталкивал меня, но и я не сильно сопротивлялся его желанию".
С первого раза поступить в институт Михаилу не удалось, и он год проработал на
заводе, был секретарем комсомольской организации цеха. На следующий год ему
удалось поступить в Московский институт химического машиностроения, который он
благополучно окончил в 1965 году.
Как-то отец сказал Михаилу: "Тебе обязательно предложат сотрудничество. Мой совет
- держись от органов подальше". Он был прав - сыном работника Госбезопасности
органы не могли не заинтересоваться. Уже в те годы к нему начали активно
"подкатываться" с предложениями о сотрудничестве. Резко отказать, было однозначно
подписать себе приговор. Приходилось что-то сочинять, выкручиваться... Молодого
парня чуть было не "сломали". И все же он выстоял, не поддался...
После окончания института Михаил по распределению устроился в НИИ, в лабораторию
теории фильтрации. Работа ему нравилась, он руководил испытаниями и уже тогда
ездил за границу. Как талантливого молодого специалиста, его собирались
направить на 10 месяцев в Англию, откуда он должен был бы вернуться с готовой
диссертацией. И в этот момент он уволился из НИИ...
Влечение сцены
Как уже говорилось, театр привлекал Михаил с детства. С детства он запомнил и
фразу руководителя студии Таисии Васильевны Яковлевой: "Театр - не только афиши,
публика, аплодисменты, но и адский, неблагодарный труд. Если можешь без театра
жить - нечего там делать".
Ему казалось, он может. Но при посещении спектаклей, Михаил ловил себя на мысли,
что эту сцену можно сыграть по-другому, эту роль он мог бы сделать интереснее. "Я
уже не мог спокойно ходить в театры. Если спектакль был посредственный, я усидеть
в кресле не мог", - признается Михаил Васильевич.
Чашу терпения переполнил разговор с коллегой, который как-то в сердцах
воскликнул: "Чем я занимаюсь?!". "Я подумал: пройдет время, стану начальником отдела,
замминистра - карьера складывалась фантастически, а потом буду так же рыдать?! Мне
сделалось противно...", - рассказывает Михаил Васильевич. Тогда он и принял решение
уйти из НИИ и начать новую жизнь.
Легко сказать уйти! Кто бы отпустил талантливого специалиста, к тому же
работающего по распределению На его бы заявление отреагировали бы однозначно:
стали бы уговаривать, убеждать, в конце концов подняли бы ему зарплату, словом
приложили бы все усилия чтобы не отпустить. И тогда Михаил пошел на хитрость:
"Прежде чем уволиться, я полгода ничего не делал. Утром приходил, выкладывал на
стол бумаги и... шел курить. Возвращался к концу дня. Это был внутренний протест.
Любовь к работе превратилась в полнейшее безразличие к ней. Меня хвалили, а мне
было все равно. Меня вызывали в дирекцию и ругали, а я думал о чем-то другом.
Начальство терпело - мол, парень чудит, ну, ничего, перебесится".
Следует отметить, что к тому времени Михаил уже был женат. Михаил Васильевич
вспоминает: "Моя первая семья не сложилась, потому что не было тогда в нас с женой
мудрости. Талант любить - это, в том числе, умение прощать. Мы же поженились рано (я
учился в институте) и никогда ничего друг другу не прощали". К моменту ухода из НИИ
(1968 год) супруги были на грани развода, но начальство об этом не знало. Михаил
воспользовался этим. Зная, что в НИИ квартир не дают, он написал заявление об
уходе, мотивируя это тем, что они живут у родителей, жить им не где, а на новой
работе ему предлагают жилплощадь.
В НИИ ему отказали, и тогда Михаил отправился на прием к замминистра химического и
нефтяного машиностроения. "Не хочешь работать, что ли? - неожиданно просто спросил
он. - Ну и пошел ты!" Так он променял положение подающего надежды инженера с окладом
180 рублей на роль студента в студии при Центральном детском театре со стипендией
в... 9 раз меньше.
Жена не поняла поступка Михаила, она не верила в него, как в актера. Детей у них не
было, и они разошлись. И все же, о своей первой жене Михаил Васильевич говорит:
"Многие моменты я и сейчас вспоминаю с теплотой, хотя ничего не знаю о первой жене -
где она, как сложилась ее судьба. Идиотизм? Наверное. Сразу после развода мы не
могли общаться, а теперь чего уж..."
Театр
Окончив в 1970 году драматическую студию при Центральном детском театре, Михаил
Жигалов стал актером этого театра. Там он проработал до 1978 года, а затем перешел в
"Современник".
На сцене "Современника" Жигалов сыграл около трех десятков ролей в самых разных
спектаклях: Осипа в комедии Гоголя "Ревизор", Соленого в драме Чехова "Три сестры",
Бонч-Бруевича в пьесе "Большевики". Среди его ролей: Отец Варфоломей ("Кабала
святош" М. Булгакова), Тальберг ("Дни Турбиных" М. Булгакова), Пилат ("Плаха" Ч.
Айтматова) и многие другие.
Кино. Заложник образа
Влюбленный в театр, актер играл много и интересно. В кино же ему предлагали в
основном однотипные роли: бандитов, воров, разного рода мерзавцев, словом
сплошные отрицательные персонажи. Так в политическом детективе "ТАСС уполномочен
заявить..." героем Жигалова был алкаш Парамонов, в социальной драме "Беспредел"
актер играл вора в законе, "держащего" всю зону.
Первоначально Жигалов как-то не очень об этом задумывался. Да и что скрывать, в
прежние годы интереснее было играть отрицательные персонажи. Они выходили более
живыми, более колоритными, чем "правильные" милиционеры или директора заводов.
Сколько интересных отрицательных персонажей, к примеру, было создано
замечательными актерами Арменом Джигарханяном и Виктором Павловым.
Михаил Жигалов: "Долго я не задумывался над тем, что играю только мерзавцев.
Сценарии несли пачками. Если театр позволял, никогда не отказывался, в год иногда
выходило по 3 картины. Кино было средством заработать, я относился к нему
потребительски. Нет, не халтурил, но главным все-таки оставался театр, хотя там и
сегодня платят мало. Сейчас понимаю, был не прав.
Спохватился я, когда в Госкино забраковали мои пробы на роль капитана советской
подлодки. "Вы что! - кричали начальники на режиссера. - Он же каждый день по
телевизору за водкой бегает!" - тогда как раз вышел многосерийный фильм, где я
играл алкаша. А после "Беспредела" ко мне в "Современник" как к старому знакомому
приходили бывшие осужденные. Я задумался: ну что, Миша, стало быть, твоя участь -
воры да убийцы?!"
В новом качестве
Актера спас режиссер Марлен Хуциев. Он утвердил Жигалова на роль Вяземского в
фильме об Александре Сергеевиче Пушкине. "Для меня эта работа была очень важна:
мэтр видит во мне Вяземского! Одного из великих русских интеллигентов, поэта,
дипломата..." - признается Михаил Васильевич. К сожалению съемки картины были
прекращены, и зрители не увидели этой работы. Зато в карьере актера произошел
перелом. Режиссеры перестали ассоциировать Михаила Жигалова с криминальными
элементами. Появились новые интересные предложения.
Последние работы в кино и театре
В последнее время Михаил Василевич много снимается в кино. В знаменитом
телевизионном фильме "Граница. Таежный роман" он сыграл командира части
полковника Борисова. Среди его ролей: Еремеич в сериале "Русские амазонки",
Алексей в сериале "Дневник убийцы" и другие.
Одной из самых нашумевших премьер осени 2005 года стал сериал «
Не родись красивой». Михаилу Васильевичу досталась в нем роль Валерия
Пушкарева - отца главной героини Кати. Его партнершей по сериалу стала знаменитая
актриса Ирина Муравьева, с которой они вместе учились на одном курсе.
Михаил Васильевич признается: «Я похож на Пушкарева тем, что хотел бы воспитывать
в строгости детей. Но это на себя взяла бабушка. А я ничего не могу поделать, балую.
Нет сил сопротивляться их желаниям и просьбам». Персонаж Жигалова - бывший
военный. Этот образ очень нравится актеру. Военных он регулярно играет в театре,
так что даже появилась выправка.
В театре Жигалов работает много и плодотворно. В спектакле "Играем...Шиллера!" он
играет Вильяма Сесиля. Помимо "Современника" актер выступает и в других театрах.
Еще в 1998 году сыгранная им на сцене театра им. К.С.Станиславского роль Мужа в
спектакле режиссера Б.Мильграма "Пизанская башня" была признана одной из лучших
театральных работ года. Также он играл в спектаклях "Двенадцатая ночь" (реж. Д.
Донеллан - Международная конфедерация театральных союзов) и "Ощущение бороды"
(реж. О. Субботина. Центр драматургии и режиссуры под руководством М. Рощина и А.
Казанцева).
Личная жизнь
В конце 80-х Михаил Жигалов познакомился с Татьяной. Об их встрече супруги
рассказывают...
Михаил Жигалов: "Наша первая встреча была более чем прозаичной. Я пришел к своему
другу - доктору Боткинской больницы, а он отправил меня к Татьяне, которая
работала в отделении пульмонологии".
Татьяна: "Помню, звонит дежурный врач: "К вам сейчас артист придет. Вы уж сделайте
для него все что можно. Хочется сына в "Современник" сводить"... Тогда ведь с
билетами была напряженка. В театр, правда, ребенок почему-то не попал, но Мишу мы
вылечили - иголочками, массажем. Я тогда как раз окончила ординатуру по
иглотерапии, а он, таская за собой мешок с лекарствами, всерьез задумался о
здоровье.
Михаил Жигалов: "Сказать, что в те годы я был человеком пьющим и курящим, - это
ничего не сказать. Курил как паровоз, что значит выпить рюмку, просто не понимал.
Пил, сколько влезет. С утра, как водится, болел. И очень скоро приобрел набор
диагнозов - три язвы и хронический бронхит заядлого курильщика. Каждую зиму у меня
начиналось обострение бронхита или воспаление легких".
Татьяна: "Миша частенько бывал в больнице, привозил билеты в театр, и все в
отделении знали, что я его лечу и вроде бы артист приезжает ко мне. Но при этом
общался он со всеми. Коллеги недоумевали: "Танька! Ну чего он тут под ногами
пугается? И сам за тобой не ухаживает, и у тебя из-за него никакой личной жизни. Все,
запрещаем ему ездить". "Да ладно, - говорила я, - пусть ездит".
Михаил Васильевич всерьез задумался над своим здоровьем. Постепенно он завязал
со своими пагубными привычками, заинтересовался системой Порфирия Иванова. Но
нужно ли было все это без счастливой семейной жизни? В то время Жигалов был в
очередной раз женат. Жена Ирина была актрисой. Супруги воспитывали сына Василия
(1980 г.р.), но друг другу они уже давно стали чужими. Вне брака у Михаила Жигалова в 1983
году родился второй сын Аркадий, а настоящей любви так и не было.
С появлением Татьяны все изменилось. Как признается сам актер: "Господь подарил
мне Любовь". С 1989 года они живут вместе. Через тринадцать лет совместной жизни, в
год своего 60-летия, Михаил Жигалов официально зарегистрировал свои отношения с
Татьяной. "...регистрация брака для меня - чистая формальность, - говорит он. -
Несколько раз в своей жизни я ставил этот штамп в паспорт и давно понял, что
никакого значения он не имеет". Главным гостем на свадьбе Михаила и Татьяны была
их дочь - шестиклассница Нюра.
Старший сын Михаила Жигалова Василий окончил юридический факультет, но по
специальности не работает, занимается переводами. Аркадий пытался поступать во
ВГИК, но неудачно. В настоящее время учится в Гуманитарном университете.