Хидео Наката (родился 19 июля, 1961 года в Окаяме, Япония) — японский кинорежиссер.
Хидео Наката — прекрасный пример японского киноремесленника, человека
меланхоличного и творческого, но при этом даже не пытающегося противостоять
студийной системе и отстаивать собственное авторские права. Сразу после
окончания университета Наката пришел на студию Nikkatsu, где последующие семь лет
провел в качестве рядового ассистента режиссера. Работа на студии со
специфической репутацией в самые сложные для нее годы принесла молодому
режиссеру плоды только в начале 90-х.
Сначала Наката выиграл федеральный грант на повышение квалификации во Франции,
потом впервые получил возможность появиться на съемочной площадке в качестве
самого главного. Это произошло в 1993 году, когда на волне популярности молодежных
«страшилок» боссы Nikkatsu разрешили ему снять несколько короткометражных фильмов
для очередного телесериала ужасов. Позднее, когда режиссер уже станет известным,
эти короткометражки войдут в большую антологию под названием «
Проклятие, смерть и дух».
В 1996 году Хидео Наката выпускает свой первый полнометражный фильм — хоррор «
Актриса-призрак». Картина терпит в прокате полное фиаско: по словам
самого режиссера, кинотеатрам удалось продать не более шестидесяти билетов.
От забвения и полной профессиональной дисквалификации дебютанта спасает все та
же самая японская студийная система: столичных инвесторов больше интересует не
прибыльность картин режиссера, а его профессиональный опыт. Одним словом, если к
тебе хотя бы раз проявили доверие и твои фильмы после этого были выпущены в
прокат, то отныне ты уже навсегда в высшей лиге.
В режиссеры «Звонка» Хидео Наката попал совершенно случайно. Сценарист Хироси
Такахаси, главный энтузиаст этого проекта, был категорически против его
кандидатуры. Он уже работал с Накатой на «Актрисе-призраке» и считал, что этот
человек «совершенно не понимает природы ужасного». Такахаси с самого начала
предлагал кандидатуру видеогуру Норио Цуруты, но, по мнению продюсеров, для столь
дорогого проекта нужен был человек со студийным опытом. Решение в этом споре
возложили на автора романа «Звонок» Кодзи Судзуки: писателю отправили копию
«Актрисы» с небольшим комментарием: «Вы не против, если этот человек будет
экранизировать вашу книгу?» Оказалось, что Судзуки не против.
Про дальнейшее можно не рассказывать. «Звонок» прогремел по всему миру; его
сиквел и последовавшие за ним «
Темные воды» были
столь же успешны и даже породили целую волну подражаний. Теперь Наката мог
позволить себе проект в любом жанре, но вместо этого раз за разом соглашался на
новые «ужасные» предложения. Пытаясь сделать авторские фильмы в духе любимых
европейских мастеров, Наката вскоре убедился в том, что это не приносит ни
признания, ни даже особого удовлетворения. Например, нуар «
Хаос», выпущенный им еще восемь лет назад,
был куплен для голливудского римейка почти сразу после своего выхода на большой
экран, но так до сих пор и не появился.
Примерно то же самое произошло и с голливудским дебютом самого Накаты. Проект «True
Believers», который должен был вывести режиссера за рамки его жанра, завис уже на этапе
планирования, и японцу пришлось соглашаться на съемки картины «Звонок-2», сиквела
к римейку собственной работы. Примерно такая же ситуация сложилась и с целой
пачкой других голливудских проектов, предназначавшихся для приезжего гостя.
Текущее положение вещей говорит о том, что уже в ближайшие полгода Хидэо Накате
придется снимать для Dreamworks «Звонок-3». Кольцо замкнулось.
Героям Хидоо Накаты удавалось спастись от невероятного ужаса, всего лишь
переписав кассету. Для самого режиссера этот рецепт оказался бесполезным: он раз
за разом предпринимает попытки избавиться от призрака с длинными черными
волосами, но каждый раз терпит неудачу. Настоящий раб собственного имиджа.