Гэбриел Бирн родился 12 мая 1950 г. в Дублине, Ирландия. В индустрии шоу-бизнеса, где
возраст 28 лет считается уже практически старостью, карьера Гэбриела Бирна -
сплошная аномалия. Бирн, непредсказуемый и безалаберный, - старший и самый
хулиганистый из шести детей родителей-католиков. Мать Бирна - медсестра, а его
отец изготовлял бочонки для пива "Гинесс" - до того, как металлическая упаковка
лишила его заработков и сделала "отцом-домохозяином".
В 12 лет Бирн отправился учиться в духовную семинарию, чтобы стать священником, и
промучился в стенах училища четыре года, но в 16 лет был пойман курящим, что,
естественно, грех для будущего служителя церкви, и выдворен домой в Ирландию. В
ноябре 1999 г. в интервью "Нью-Йорк Морнинг Пост" Бирн признался, что его учитель
латыни в духовной семинарии приставал к нему. Вероятно, и остальные воспоминания
об учебе были не более сладкими.
Перебрав несколько причудливых и неожиданных рабочих специальностей, он еще раз
принялся за учебу. На сей раз Гэбриел поступил в Дублинский университетский
колледж на специальность "археология", где изучал фонетику, языки и собственно
археологию. Он поездил по раскопкам, успел даже побывать матадором, а потом
оказался учителем испанского в школе для девочек. Когда семья Гэбриела наконец
успокоилась, что у непутевого сына появилась приличная работа, в 29 лет Бирн как
раз созрел для того, чтобы бросить все и стать актером.
Первым театром, где Бирн выступал еще в качестве дилетанта-любителя, была труппа
будущего кинорежиссера Джима Шеридана, в которой начинал еще один будущий
покоритель Голливуда Лайам Нисон. Театр естественным образом привел Бирна на
телевидение, где роль Пэта Барри в телесериале "Риорданы", вскоре перекочевавшая и
в собственную программу Бирна, принесла ему славу в Ирландии. Его пригласили в
картину "Экскалибур", после которой карьера Бирна набрала разбег, и уже ничто не
могло остановить восходящую звезду.
Бирн переехал в Лондон и начал регулярно появляться в кино- и телефильмах, почти
всегда встречая благосклонный прием и у критиков, и у публики. В 1987 г., когда ему
исполнилось 37 лет, Бирн впервые побывал в Америке. Этот вояж не принес актеру
никаких успехов, и несколько его последующих работ, таких как "Снова здравствуй",
"Львиное сердце" и "Темная страсть", обозначали скорее профессиональный упадок,
чем привлекали к актеру внимание режиссеров и продюсеров.
На съемочной площадке картины "Сиеста" Бирн познакомился с актрисой
Эллен
Баркин , которая вскоре стала его женой и родила Гэбриелу двоих детей: сына
Джека (1989) и дочь Руми Мэрион (1992). Развод супругов, последовавший в 1993 г., не мешает
Гэбриелу и Эллен мирно воспитывать детей вместе и сохранять вполне дружеские
отношения.
После картины "Перекресток Миллера", где Бирн сыграл мрачноватого стоического
гангстера 30-х гг., внимание голливудских воротил было приковано к грубоватому
ирландцу. На долгие годы Бирн оказался пленником темного, пугающе брутального
имиджа, из которого он довольно скоро захотел вырваться, объясняя свое желание
полной противоположностью прилипчивого имиджа своей собственной человеческой
сущности.
После очевидного успеха Бирну был предложен целый ворох сценариев, из которых
Бирн выбрал "Крутой мир" (роль карикатуриста), "Откуда нет возврата" (пораженный
любовью, как громом, секретный агент) и, наконец, "Маленькие женщины" (герой Бирна -
предмет воздыханий героини Вайноны Райдер). Занятость все росла - только в 1994 г.
Бирн появился в восьми картинах. Следующая ступень профессионального роста была
продемонстрирована Бирном в картине "Обычные подозреваемые", где Гэбриел сыграл
жуликоватого бывшего полицейского Дина Китона (одну из ролей в фильме исполнил
оскароносный Кевин Спейси).
Почувствовав себя достаточно уверенно в качестве актера, неугомонный Бирн снова
начал поиск новых нелегких путей и дебютировал в качестве режиссера и продюсера.
Первыми продюсерскими работами Бирна стали саги о несправедливо обвиненных
ирландцах (картина "Во имя отца" получила пять номинаций на "Оскара"). А
режиссерской пробой пера Бирн сделал фильм с поэтическим названием "Жаворонок в
ясном небе", который он также сам спродюсировал и к которому сам написал сценарий.
Новые кинематографические функции вполне мирно уживались со старыми - в 1997 г.
вместе с Энди Макдауэлл Бирн вновь возник перед камерой в картине великого
немецкого режиссера Вима Вендерса "Конец насилия". Бирн был и среди огромного
числа звезд, собравшихся в крайне неудачной экранизации романа Александра Дюма
"Человек в железной маске" режиссера Рэндэлла Уоллеса, где остальными мушкетерами
предстали Джереми Айронс, Джон Малкович и Жерар Депардье, а обоих
принцев-близнецов сыграл девичий кумир Лео Ди Каприо.
Актерские работы Гэбриела Бирна 1999 г. особенно интересно описывать в паре. В
фильме "Стигматы" (о христовых язвах, появившихся на руках обычной
девушки-парикмахерши), главную роль в котором сыграла Патриция Аркетт, Бирн
сыграл священника-иезуита. А в своей следующей картине Бирн воплотился в "Сатану",
став могущественным противником еще более могущественного и предсказуемо
непобедимого вечного спасителя человечества Арнольда Шварценеггера.
В начале 2000-х Гэбриел Бирнв основном играл небольшие роли в малозаметных фильмах
и периодически появлялся на телевидении. В 2004 году он сыграл главную роль в
историческом психологическом фильме «
Мост короля Людовика Святого», в 2005-м снялся в
римейке триллера «
Нападение на 13-й участок». В драме «
Вау-вау» он вновь сыграл
отца-алкоголика, пытающегося воспитать сына и выбрать одну из двух привязавшихся
к нему женщин.
В 2008 году Гэбриел Бирнначал играть главную роль в драматическом сериале
«Лечение» на канале HBO. Его герой - психотерапевт Пол Вестон, ежедневно
выслушивающий истории своих пациентов и пытающийся наладить свою собственную
жизнь.
В том же году Гэбриел Бирн вернулся на сцену: он сыграл короля Артура в спектакле
«Камелот» в Нью-Йоркской филармонии.