Смоляков Андрей Игоревич родился 24 ноября 1958 года в Подольске.
В 1980 году окончил Государственный институт театрального искусства (ГИТИС,
мастерская О. Табакова).
В 1980 - 1982 гг. - актер Московского драматического театра им. Н. В. Гоголя,
в 1984 - 1986 гг. - театра "Сатирикон" (тогда Театр миниатюр),
с 1986 года - Театра-студии под руководством О. Табакова.
Дебют в кино - в фильме "Целуются зори" (1977). Андрей - один из самых востребованных
артистов отечественного кино. В его фильмографии более ста картин.
Детство
Его судьба складывалась непросто с самого детства. В 1960-х жизнь побросала семью
маленького Андрюши по разным уголкам родного Подольска. Приходилось несладко.
Первая половина детства связана с пожарной охраной № 2 Подольского механического
завода. Там работали отец и дед, и на втором этаже жили семьи пожарных.
Папа умер от
алкоголя, мама была учительницей. Долгое время они с мамой жили одни. Потом она
второй раз вышла замуж и родилась сестра Наташа, на 9 лет моложе.
В 3 года Андрей заболел менингитом и жизнь превратилась в сплошное «нельзя». В
музыкальную школу поступать нельзя. На уроке больше 30 минут сидеть нельзя -
выгоняют из класса, и ты чувствуешь себя ущемленным, ущербным. Но в один
прекрасный момент, повзрослев и «забыв» все медицинские рекомендации, пошел
заниматься легкой атлетикой, а затем волейболом.
Школу окончил с одной четверкой. ». Правда, серебряную медаль не получил. К тому
времени их уже отменили. Давали только золотые.
Учеба ему вообще очень легко давалась. Занимался волейболом, даже играл в сборной
Подольска. Но понимал, что не сможет продолжать волейбольную карьеру - ростом не
вышел. Увлечение спортом ему на самом деле очень помогло. Спорт вырабатывает силу
воли и формирует характер. В дальнейшем это помогло ему в учебе, когда он пришел
белым листом в театральное училище.
Учёба
Профессию актёра Андрей Смоляков выбрал в шутку. Он до этого просто в театре не
был ни разу. Кроме Большого и Театра Оперетты, никаких театров не знал. Но дома
была огромная библиотека, множество альбомов по живописи... Андрей был очень
развитым мальчиком, с хорошим вкусом. Хотел быть врачом, нейрохирургом, даже ходил
в кружок «Юный медик» при больнице...
Но тут прочитал в газете, что Щукинское театральное училище проводит набор с
предварительной консультацией. И тут же сказал маме: «Может, попробовать?!» В
ответ узнал, кто он есть на самом деле. Что, мол, у него ни кожи, ни рожи, а туда
только красивых берут. Или по блату. И вообще - что это за профессия такая? Но при
всём этом именно мама записала его на собеседование. В подмосковном Подольске
мама работала учителем. И в тот день ей надо было ехать в Москву на курсы повышения
квалификации. Когда она днём вернулась, то сообщила, что в 9 вечера надо быть в
училище. Андрея послушали и приняли. Так всё произошло в один день: утром -
объявление, вечером - собеседование.
После собеседования художественный руководитель, набиравший курс, сказала:
«Будешь у меня учиться». И дальше Андрей сдавал экзамены, не сильно утруждаясь,
тем более что всегда хорошо успевал в школе.
Обучаться актерскому мастерству начал в Театральном училище им. Б. Щукина, однако
на третьем курсе перевелся в ГИТИС, в мастерскую Олега Табакова, которую окончил в
1980-м (как раз тот самый первый курс Олега Павловича). Костя Райкин должен был
ставить "Маугли", искал артиста на эту роль. Андрей с Костей познакомились, стали
работать. И потом встал вопрос, чтобы играть сделанный спектакль. Щукинское
руководство не разрешило, и тогда Андрей перешел на курс к Табакову.
В Театральной студии на улице Чаплыгина впервые появился в 1978 году. Здесь сыграл
заглавную роль в спектакле «Прощай, Маугли!» Р. Киплинга и Человека боя в
спектакле «Две стрелы» А. Володина.
Театр
После окончания ГИТИСа работал в Театре им. Н. В. Гоголя (1980-1982), затем в Театре
миниатюр под руководством Аркадия Райкина (1982-1986). Тогда Табакову не разрешили
открыть свой театр. И выпускники разбежались, как напуганные, нашкодившие дети, по
разным московским театрам. А по ночам все равно встречались в подвале - работали.
Потом уже Олег Павлович набрал новый курс (а Смоляков был на этом курсе педагогом),
и уже, когда этот курс выпускался, Борис Николаевич Ельцин сказал: "Пусть будет
новый театр в Москве!" Тогда и собрались все вместе по-настоящему. Но, естественно,
кто-то к этому моменту не захотел участвовать в новом деле, кого-то Олег Павлович
не позвал. Но первыми, кто разгребал подвал на Чаплыгина - будущую Табакерку, от
экскрементов, оставленных бомжами, были Смоляков с бывшими однокурсниками: Васей
Мищенко, с к сожалению уже умершей Леной Майоровой, Игорем Нефедовым, Ларисой
Кузнецовой, Сережей Газаровым.
Так что, в Московском театре п/р Олега Табакова Андрей Смоляков - с 1986 года. В
Театре О. Табакова занят в спектаклях «Лицедей» Т. Бернхарда (Брюскон), «Страсти по
Бумбарашу» Ю. Кима (Поручик), «Отцы и дети» И. С. Тургенева (Павел Петрович
Кирсанов). Андрей Смоляков очень верный человек. Своего звездного часа он ждал
очень много лет. Андрей верен и Учителю, и его театру, и собственному выбору. Он - из
первого табаковского выбора, еще со времен Дворца Пионеров. Подвал для этого
курса - своеобразная Мекка. Даже те, кто не выдержал, кто ушел, все равно хоть раз в
году возвращается туда, чтобы отдать дань своей восторженной юности и
позавидовать успеху однокашников. Театр на Чаплыгина уже давно из милой
перестроечной студии превратился в серьезную творческую лабораторию, в кузницу
звезд русской театральной школы. Отсюда вышли Миронов и Машков, Германова и
Зудина, Майорова и Кузнецова.
О мощном трагическом даре Смолякова впервые заговорили, когда он сыграл
Ротмистра в спектакле «Табакерки» «Отец». После роли Хлудова в актерской
личности Смолякова обнаружили мистические черты и харизму... Олег Табаков об
Андрее Смолякове: «Андрей из наших „ветеранов“, из эпохи, обозначенной „Маугли“
и „Двумя стрелами“. Те его достижения не забылись со временем. В них была какая-то
самоценность. Он сделал заявку на будущее и эту заявку подтвердил. Природа
отпустила ему много даров, внятное сценическое обаяние, превосходную пластику.
Ему не надо отстаивать свои позиции в театре. Они у него крепки и надежны».
Елена Груева: "Андрей Смоляков - классический трагик; в 19 веке его бы носили на
руках и сравнивали с Каратыгиным и Сальвинии. Но он родился в другое время и
большую часть жизни провел в подвале на Чаплыгина, играя что угодно, только не
Шекспира. Скажете, Смолякову не повезло со временем? Напротив, это авторам повезло
со Смоляковым. Низкие потолки, глухая акустика и пьесы без героев не подавили его
трагического темперамента, наоборот - перевели его в редкостный регистр. Кого бы
он ни играл - Бернхардта или Сорокина, Булгакова или дебютанта Симонова - Смоляков
раздвигает пределы пьесы, делая ее сложней и содержательней".
Андрей Смоляков о профессии: "Я строго придерживаюсь правила: вышел со сцены -
вышел из образа. В противном случае давно бы уже либо сошёл с ума, либо спился. У
меня за последние несколько лет в театре подряд идут «Отец» Стриндберга, где
герой кончает самоубийством, потом персонаж Актёр в спектакле «На дне» - всем
памятна фраза, что он повесился на пустыре. Далее Хлудов в «Беге», который сходит с
ума.
Поэтому я стараюсь не смешивать жизнь сценическую и реальную".
Кино
В кино дебютировал в середине 1970-х годов.
Ещё учась только на первом курсе Андрей прошёл пробы на главную роль в кинофильме
«
Целуются зори». Это случилось в 1977 году. У картины была всесоюзная
премьера. Её начали показывать одновременно практически во всех кинотеатрах
СССР. На свой первый гонорар купил сестре фортепьяно, маме - платье, себе - джинсы. В
то время у фарцовщиков они стоили 150 рублей. Заносил их, что называется, до дыр.
Зато они сильно пригодились для роли Маугли в спектакле Константина Райкина,
который он начал играть на третьем курсе.
Первоначально снимался в ролях положительных героев («Витражных дел мастер», «
О тебе», «Год
41»), с возрастом перешел на сериальных негодяев («
Потерявшие солнце», «День рождения Буржуя»).
В его фильмографии более 60 киноролей. Самые яркие - работа в дебютной для актера
картине «
Целуются
зори», роли в экранизации «
Благородный
разбойник Владимир Дубровский» по А.С.Пушкину и в психологической драме «
Запах осени».
У самого Смолякова есть любимый фильм с его участием: "Есть особенный фильм,
снятый Родионом Нахапетовым, он называется «
О тебе». Мы там играем с Верой
Глаголевой. И мы не разговариваем, а поем. Фильм снимался в удивительных местах и
сценарий очень интересный". Эта картина получила Гран-при в Монте-Карло.
Снялся у Сергея Урсуляка в картине «
Исаев», в сериале «
Журов», в фильме «
Любимая дочь папы Карло». Закончили съемки сериала «ДОС» («
Дом образцового содержания»), сняли фильм из четырех
новелл «Сказка XXI век», а сейчас в связи с нестабильной экономической ситуацией
приостановили съемки фильма «
Вий».
Личная жизнь
Жена Андрея Смолякова Светлана - балерина, солистка Большого театра. А сын Митя (1984
г.р.) отбился от семейной традиции, в артисты не пошёл. Театральный ребенок видит
не знаменитых артистов на сцене театра Табакова или Большого театра, а обычных
людей за кулисами. И тогда весь театральный флер развенчивается. Видимо, обратная
сторона театра не навеяла ему любви к профессии. В выборе профессии он был
категоричен и поступил в институт радиоэлектроники и автоматики. Потом, правда,
отучившись 3,5 года, забрал документы и поступил во МХАТ на продюсерский факультет.
В Подольске живут мама и сестра Андрея Смолякова, он их довольно часто навещает.
Мама преподаёт в школе физику и математику, хотя по возрасту, конечно, могла бы
выйти на пенсию. Но не хочет киснуть дома.
Андрей носит на груди амулет: "Это кельтский знак удачи. Его подарила модельер
Дарья Разумихина. На меня женщины всё вешают, как на ёлку. А я, как дурак, ношу.
Наверное, в детстве не наигрался в амулеты. То пионерская организация не
разрешала, то комсомол. А так хотелось чего-то оригинального. Вот и компенсирую в
пожилом возрасте".