Судьбе навстречу
Игopь Cкляp родился в Курске в семье инженеров, учился в музыкальной школе и мечтал
стать музыкантом. В 1973 году он отдыхал на каникулах в Москве и гуляя с друзьями по
станциям метро попался на глаза ассистенту режиссера с киностудии имени
Горького. Режиссер Владимир Роговой, снявший культовый фильм «Офицеры»,
готовился к съемкам фильма «
Юнга Северного флота». Фильм рассказывал о подростках, которые в годы
войны отправились в школу юнг на Соловецких островах. Одного из этих подростков -
Колю Масленка - и сыграл Игорь Скляр. Вместе с ним в этом фильме дебютировал
будущий актер и режиссер Альгис Арлаускас. Участие в съемках этого фильма
изменило судьбу Игоря.
Поступление[/b]
После окончания в 1975 году школы он отправился в Москву поступать в творческие
вузы. Однако ему не повезло, ни в один из вузов его не приняли. По совету друзей он
уехал в Ленинград и с первого захода поступил в Ленинградский институт театра,
музыки и кинематографии, на курс Льва Додина. И если в начале он учился неважно, то
диплом он уже защитил на «отлично». Учась на курсе у Льва Додина, он принимал
участие в создании легендарного спектакля «Братья и сестры», который
впоследствии будет поставлен на сцене Малого драматического театра. Придуманная
им роль деревенского дурачка заслужила похвалу самого автора - писателя Федора
Абрамова.
Окончив в 1979 году обучение Игорь и его жена - однокурсница
Наталья Акимова - уехали работать в томский ТЮЗ. Работая в томском
ТЮЗе, Игорь получил предложение от режиссера Николая Ковальского сниматься в
музыкальном телефильме «Только в мюзик - холле». Фильм имел успех и Игорь
запомнился зрителям.
Отработав в томском ТЮЗе один сезон, Игорь с женой приехал на родину - в Курск. А в
Курске Игоря призвали в армию. Служил Игорь в кавалерийском полку под Москвой, где
служили многие актеры театра и кино. Параллельно со службой ему удалось сыграть в
музыкальном телефильме «Берегите женщин» режиссеров А. Полынникова и В. Макарова.
Вместе с ним в фильме снимались молодые актеры Альгис Арлаускас, Андрей Градов,
Марина Шиманская, Елена Тонунц. Фильм запомнился и благодаря песням певца и
композитора Юрия Антонова.
«Мы из джаза»
В 1984 году на экраны страны выходит фильм Карена Шахназарова «Мы из джаза». Фильм
имел оглушительный успех у зрителей в том числе и благодаря игре молодого актера.
Вместе с ним успех фильма разделили и его коллеги Александр Панкратов-Черный,
Николай Аверюшкин, Петр Щербаков, Елена Цыплакова. А попал Игорь на эту роль
совершенно случайно. Снимаясь на «Мосфильме» в эпизоде фильма «Анна Павлова» он
заглянул в соседнюю съемочную группу. И хотя пробы актеров были закончены, Карен
Шахназаров заинтересовался им и провел сверхплановую пробу. Проба оказалась
удачной и Игорь Скляр был утвержден на главную роль - руководителя джаз-банда
Костю Иванова. В этом фильме актер создает не просто характер, а
музыкально-пластическую легенду о персонаже.
Как заметил композитор Юрий Саульский о Игоре Скляре: «Его широкая, удивительно
добрая улыбка стала как бы камертоном этой картины. С первого взгляда заметна его
любовь к музыке: в том, как он садится за рояль, как поет, двигается, видно, что он
живет музыкой».
Фильм собрал много призов за пределами страны: в Лодзи, Белграде, Лондоне,
Чикаго.
Взлет
популярности[/b]
Большую славу фильм принес и Игорю Скляру. Параллельно с фильмом «Мы из джаза» на
экраны страны вышли и другие фильмы с участием Игоря Скляра.Это: «Анна Павлова»,
«
Песочные часы», «
Детский сад», «
Марица»,
которые добавили популярности актеру. А уж когда Игорь исполнил песню Игоря
Николаева «Комарово», популярность достигла своего пика. Потом Игорь иронически
обыграет эту ситуацию в роли зстрадной звезды в фильме Александра Стефановича «
Начни сначала».
Так, в середине восьмидесятых Игорь стал секс-символом всего CCCP. Как прошел это
испытание, комментирует сам актер: «Очень рад, что эта волна схлынула. Я еле
пережил свою популярность. A как бы вы себя ощущали, когда в любом общественном
месте в вас тычут пальцем и не дают прохода? Каждый подойдет, хлопнет по плечу: «Эй,
как тебя, привет! A вот я, моя жена и вся моя семья от тебя в восторге. Чe сидишь?
Пошли-ка выпьем!»
Издержками популярности всегда были слухи и сплетни. Летом 1986 года в журнале
«Советский Экран» появилось интервью с актером, в котором Игорь опровергал слухи
о своей смерти.
Театр[/b]
Совсем другим представал артист на сцене Ленинградского Малого драматического
театра под руководством Л.Додина, где работает с 1983. Здесь он играл сложные,
психологически неоднозначные остродраматические роли: деревенский юродивый в
«Братьях и сестрах» по Ф.Абрамову, Федьку-каторжного в «Бесах» по Ф.Достоевскому,
Джека Саймона в «Повелителе мух» по У.Голдингу.
Во второй половине 80-х пришли роли в спектаклях «Дом» Ф. Абрамова, «Двадцать минут
с ангелом» А. Вампилова, «Муму» И. Тургенева. В 1994 году состоялась премьера
спектакля «Роберто Зукко» по пьесе Бернара-Мари Кольеса, где он сыграл главного
героя. Премьера спектакля прошла в Париже,где имела большой успех.
Как говорит сам Игорь Скляр: «Мне мои роли в МДТ не кажутся эпизодическими.
Неважно, сколько времени ты проводишь на сцене и сколько слов произносишь. Важно -
как сыграл».
Однако все же чувство неудовлетворенности, нереализованность своего таланта
заставило Игоря ограничить свое участие в работе на сцене МДТ двумя спектаклями и
перейти в антрепризу.
Пока Игорь играет в двух антрепризных спектаклях. Один, «Мужчина, постойте!», он
играет вдвоем с замечательной Ниной Усатовой, другой называется «Любовь не
картошка». Он убежден, что настоящая антреприза дает актеру возможность проявить
себя в другом качестве, попробовать силы в разных жанрах. Игорь Скляр принимает
участие только в стоящих предложениях, представляющих художественный интерес.
Кино в 90-х годы[/b]
Если в 80-х годах экранный облик Скляра был светлым, романтическим и положительным,
то начале 1990-х годов он изменился. В «
Имитаторе» (1990, реж. О.Фиалко)
он зло и сатирично сыграл Игоря Луценко, построившего свою карьеру на имитации
чужих голосов. В «Годе собаки» (1994, реж. С.Аранович) - бывшего зэка Сергея Кожина,
надломленного, внешне грубого, но внутренне доброго и беззащитного человека. Роль
была сыграна с болью и надрывом, что заслуженно принесла ему зрительский успех. На
«Кинотавре» он получил приз за лучшую мужскую роль.
В комедии «
Дети понедельника» (1998, реж. А.Сурикова) актер, явно преодолевая
внутреннее сопротивление, с чрезмерно грубым юмором сыграл спившегося
бизнесмена Митю. И напротив, с большим творческим азартом погрузился в психологию
революционера, комиссара Яковлева из фильма «Романовы. Венценосная семья» (2000,
реж. Г.Панфилов).
Была еще картина, сделанная в конце 90-x в Hopвeгии по трем новеллам Кнyтa Гaмcyнa. В
российский прокат она не вышла. И это все, что сыграл Игорь Скляр в 90-е годы. К
сожалению, подобное случилось со многимизвездами его поколения.
О
жизни, жене, сыне и о многом другом[/b]
О личной жизни, конечно же лучше узнавать из первых уст. Вот что говорит Игорь
Скляр...
О жене: «Это первая и, надеюсь, последняя моя жена.
Я к этому достаточно серьезно отношусь. Были в жизни впечатления, после которых
понял, что должна быть семья, дети должны расти в доме, где есть и мать, и отец.
Официально мы поженились после 10 лет совместной жизни. И ребенок появился у нас
только после того, как расписались... (В августе 1991 года родился сын Вася)».
О жизни: «Я, наверное, произвожу впечатление очень разумного, практичного
человека, да? На самом деле, далеко не такой. Много эмоций в моей жизни. Но я не
сожалею ни о чем. Как говорил один мудрый человек, пока мы ругаем нашу жизнь, она
проходит. Нередко ловлю себя на мысли: может, я родился и стал актером, чтобы спеть
одну песню, сыграть одну роль в театре и одну в кино - и все? А в обычной жизни -
родить сына, построить дом и посадить сад?»
О доме: «Домом, кстати, сейчас в основном и занимаюсь в свободное от работы время.
На много лет растянулась стройка в Павловске, пригороде Петербурга. Дом, можно
сказать, хобби, но, с другой стороны, и какая-то жизненная установка. Мне хочется,
чтобы что-то осталось на земле, и мой правнук сказал: «Этот дом построил еще
прадедушка». Высажу вокруг дома сад. И непременно заведу коня - это давняя моя
мечта».
О сыне: «Сыну Василию сейчас 15 лет. Актером быть не хочет, но судя по его поведению
в гимназии, есть способности. Может, он журналистом захочет быть! Но в гимназии тем
не менее он - одна из самых активных, живых натур, остроумный, общительный. Боремся
сейчас, чтобы еще учился хорошо».
О гороскопах: «По гороскопу, по сочетанию знака зодиака и года я - Петух и Стрелец,
самый натуральный природный человек во всем зодиаке, написано: «Вернее, чем сама
природа!». Я гороскопы начал читать годам к тридцати и понял, что там есть очень
много смысла. Ведь люди веками и тысячелетиями их составляли, и там наверняка есть
рациональное зерно, связанное с планетами, звездами, с Богом или дьяволом, не
знаю».
Об инфаркте (в 2003 году Игорь Скляр пережил инфаркт):
«У меня никогда не было проблем с сердцем. Три дня до этого что-то болело, жгло. Это,
как потом выяснилось, и есть предынфарктное состояние, но мне это ни о чем не
говорило. Репетиции, работа. Теперь-то я знаю, что это такое. Вообще доктора
говорят, что инфаркты бывают в основном у тех, для кого слова «я должен», «я
обязан» превалируют над всеми другими. То есть у пофигистов инфарктов не бывает. Я
вообще перестал пить. Не могу сказать, что слишком серьезно отношусь к здоровью.
Курю, а мне курить нельзя. Но с алкоголем я разобрался решительно, прочувствовал,
что моему организму это уже тяжело вплоть до невозможности».
О внешности: «Если только человек не болен, то, поверьте, он выглядит так, как он
хочет выглядеть. Все эти разговоры: вот, мол, хочу похудеть, но не могу, это только
разговоры. Как говорит герой Сан Саныча Калягина: «И худеть хочется, и есть
хочется!» Так выбери что-то одно, посмотри на себя в зеркало и реши, каким ты хочешь
быть: стройным, подтянутым и худым или - тучным, неповоротливым. Если ты много ешь,
значит, ты должен в два раза больше двигаться, и все это у тебя будет сгорать. Я
никогда не задавался целью похудеть. Кстати, мои родители, родной брат и другие
родственники - люди не худые. Я же для этого не прикладываю никаких усилий. Ем
столько и тогда, сколько и когда мне хочется. Но, видимо, я очень много двигаюсь,
живу суматошной жизнью».
О людях: «Твердолобых я не люблю, и вообще только дурак не меняется. Есть этика и
мораль, но и они неоднократно менялись. Должна быть совесть. «Постарайся не делать
другому того, чего не хочешь, чтобы сделали тебе».
Снова
востребован[/b]
В последние годы Игорь Скляр снова много снимается, в основном в сериалах. В
«Гибели империи» у Владимира Хотиненко - представитель красного террора, один из
людей Урицкого - прибалт Рикс. В «Московской саге», фильме по замечательному
роману Аксенова, сыграл Михаила Васильевича Фрунзе. В фильме «
Шахматист» он -
большой человек, который сидит в Швейцарии и руководит заговором. А в очень
смешной комедии «
Рататуй» Скляр в роли Игоря Филиппова лихо обводит за нос своих
подельников по краже. Вышли на телеэкраны фильмы: «В круге первом», «
Риэлтор»,
«Секунда до».
Как заметил Игорь Скляр о своих последних работах: «Я никогда не стану играть в
фильме, сериале, если сюжет мне неинтересен, если в нем не прослеживается никакой
логики. В последнее время все чаще с такими сценариями сталкиваюсь. Для меня же
важно «разгадывать» роль. Актерское дело - не лицедейство, а психологическое
человековедение, такой детективный жанр. Этому можно учиться всю жизнь...»
В начале 2000 года Игорь Скляр ушел из Малого драматического театра, открыто заявив
в прессе, что Л.Додин - "собственник и тиран", и обосновав свое отрицательное
отношение к его манере руководства театром. Сейчас он работает под лейблом
"НИКАРТ" и Никиты Соколова.
Последние антрепризные спектакли:
"Ваша святая пленница",
"Любовь - не картошка, не выбросишь в окошко"
"Мужчина, постойте!"
Женат на актрисе Наталье Акимовой.