Баринов Валерий Александрович родился 15 января 1946 года в деревне Жилино
Володарского района Орловской области.
В 1968 году окончил Высшее театральное училище им. М. С. Щепкина и начал играть в
театре им. А. С. Пушкина в Ленинграде (ныне - Александринский театр). По 1974 год играл
на ленинградской сцене.
Работал с режиссёром Р. Горяевым, вместе с ним уехал в Москву, и с 1974 по 1988 состоял в
труппе Центрального Театра Советской Армии (ныне - Театр Российской Армии),
который в те годы возглавлял Р. Горяев.
С 1988 года по 1991 год - актёр Театра им. Пушкина в Москве.
В 1992 году перешёл в труппу Малого театра, где и работал до 2006 года.
Сыграл 70 ролей, после чего перестал их считать. Знаменитым он проснулся после
картины "Агапэ", где сыграл маленького человека, ставшего жертвой наглого
"хозяина" нынешней жизни. Популярность Баринова возросла после телесериала
"Петербургские тайны", где он предстал в роли отпетого мерзавца
Хлебонасущенского, купившего невинную девушку.
Сын его от первого брака -
Егор
Баринов - пошёл по стопам отца, тоже стал актёром, активно играет в театре и
снимается в кино.
Детство. Выбор профессии
Валерий Баринов родился в крестьянской семье. Отец - Баринов Александр
Митрофанович (1908 г. рожд.). Мать - Баринова Александра Егоровна (1923 г. рожд.). Детство
Валерия Баринова пришлось на послевоенное время. Он родился в деревушке Жилино,
что недалеко от Орла - города, пережившего страшные годы оккупации в период
Великой отечественной войны. Родители назвали сына Валерием в честь летчика
Чкалова. Про свою фамилию Валерий Александрович рассказывает: "По семейной
легенде, у графа Куракина был редкий гусевод Ефрем. Залавливал лихо диких гусей. А
потом барин проиграл всю деревню в карты, а себе оставил только Ефрема-гусевода и
хутор, которых так и прозвали - "бариновы". Вот отсюда мои корни".
По окончании школы Валерий Баринов решил поступать в театральное училище.
Родители, как говорит актер "не отговаривали, хотя, наверное, не очень понимали мой
выбор. А ведь это мама невольно привела меня в артисты. Тогда, в послевоенные годы,
в моде были смотры художественной самодеятельности и сельскохозяйственные
выставки. Областные, районные, колхозные. И нужно было, чтобы ребенок со сцены
читал стихи о мире. Кто-то и указал на меня: "Вон у Бариновых мальчишка боевой!" А
мне шесть лет было. Мать нашла в календаре стихотворение: "Еще не все войны
запаханы окопы..." Стоял на сцене деревенской, читал сильно, во весь голос, рукой
еще показывал".
В возрасте 16 лет Валерий Баринов устроился в Орловский драматический театр
рабочим сцены. Вместе с труппой он ездил на гастроли, а иногда ему даже
доставались небольшие роли, моряков и милиционеров. В Орловском театре даже
представить себе не могли, что талантливый актер может навсегда уехать в Москву,
но Валерий Баринов так хотел выступать на большой сцене, что решил шагнуть в
неизвестность. В 17 лет он пришел на перрон, сел в поезд и уехал в Москву.
Баринова в школу-студию МХАТ не приняли. Тогда он подал документы в ГИТИС, сдал
экзамены, и его зачислили на кафедру Малого театра, которая впоследствии
отделилась и стала самостоятельным училищем, получившим название Щепкинское.
Театр
В 1968 году Баринов окончил Высшее театральное училище им. М.С.Щепкина при Малом
театре (курс В.Коршунова), и в том же году вместе с супругой уехал в Ленинград и они
начали там оба сценическую деятельность в Театре им. А.С.Пушкина (ныне -
Александринский театр). Вскоре его призвали в армию. Служил в ракетном дивизионе в
Монголии, в самом центре пустыни Гоби.
С 1968 по 1974 играл на ленинградской сцене. Лучшие работы этого периода - Петя
Трофимов ("Вишнёвый сад" А.П.Чехова), Белкин ("Болдинская осень" А.Свирина), Вестник
("Антигона" Софокла).
Баринов работал с режиссером Р.Горяевым, вместе с ним уехал в Москву, и с 1974 по 1988
работал в труппе Центрального Театра Советской Армии (ныне - Театр Российской
Армии), который в те годы возглавлял Р.Горяев. Здесь Бариновым созданы такие
образы, как Шишлов ("Молва" А.Д.Салынского), Вепрев ("Статья" Р.Солнцева) и ряд
других.
С приходом в Театр Армии главного режиссера Ю.И.Ерёмина творчество Валерия
Баринова получает несколько иное направление - огромный диапазон его репертуара
привлекает к артисту внимание критики и зрителей. Роль Рогожина ("Идиот" по
Ф.М.Достоевскому), свидетельствуя о больших творческих возможностях, становится в
репертуаре Баринова в каком-то смысле знаковой.
В 1988 Баринов вместе с Ереминым покидает Театр Армии и переходит в Театр им.
А.С.Пушкина в Москве. Здесь Баринов служит до 1991, играя такие значительные роли,
как Рабачёв ("Светит, да не греет" А.Н.Островского и Н.Я.Соловьева), Шатов ("Бесы"
А.Камю по Ф.М.Достоевскому), Троекуров ("Дубровский" А.С.Пушкина).
В 1992 Валерий Баринов приходит в труппу Малого театра, где с большим успехом играет
роли Никодима ("Царь Иудейский" К.Р.), Ванина ("Пир победителей" А.И. Солженицына),
Кучумова ("Бешеные деньги" А.Н. Островского), Корпелова ("Трудовой хлеб"
А.Н.Островского), Президента ("Коварство и любовь" Ф.Шиллера). В премьерной
постановке "Корсиканка" И. Губача блестяще сыграл роль Наполеона.
В 2006 году Валерий Баринов покинул Малый театр. Это решение далось ему нелегко, он
до сих задается вопросом, прав ли был тогда. Однозначного ответа у него нет.
Актер также работает на радио, читает прозу И. Шмелёва, прозу и стихи И. Бунина.
Сейчас готовит чтецкий вечер для Большого зала филармонии: проза Бунина,
Паустовского, стихи поэтов Серебряного века, Пастернака. Программа о любви, будет
называться строчкой из стихотворения Георгия Адамовича "Любил... Что знаешь ты об
этом?"
Кино
Валерий Александрович много работает в кино, получив широкое признание публики.
Дебютировал он в 1973 году в историко-биографическом фильме времен Гражданской
войны "Прикосновение".
Сам актер считает, что сложился как актер в фильме Леонида Головни "Вишневый омут"
(1980), где он снялся в роли Михаила Харламова: "Именно на "Вишневом омуте" я влюбился
в кино. Это был настоящий роман! Картина не без недостатков, но она хороша, она
подлинная. И роль свою я любил. Часто вспоминаю с благодарностью гримера Любу
Максимович. У меня ведь был там сложный грим, сначала моему герою двадцать два
года, а к концу фильма семьдесят восемь".
Среди других киноработ Баринова - Подвойский ("Красные колокола" ), Влас Строгов
("Строговы" ), Дронов ("Родник" ).
Очень удачной работой актера стала роль в фильме "Агапэ", где Баринов сыграл
маленького человека, ставшего жертвой наглого "хозяина" нынешней жизни.
Но настоящая популярность пришла к Баринову лишь после телесериала
"Петербургские тайны" (1998), где он предстал в роли отпетого мерзавца
Хлебонасущенского, купившего невинную девушку.
Кстати на вопрос, не обидно, что так поздно пришла известность, Валерий
Александрович отвечает: "Обиды нет. Никогда за хорошее искусство не получал
больших денег, а популярность - как большие деньги. В молодости, когда был рабочим
сцены в Орловском драматическом театре, и позже, в театральном училище, конечно,
мечтал о популярности. Но смотрел на себя в зеркало и понимал, что с такой
внешностью она мне не грозит. Никогда не считал это самоцелью, но знал твердо, что
очень люблю театр и буду в нем работать. Ну а с кино - как повезет! Когда режиссер
Леонид Пчелкин предложил мне роль Хлебонасущенского, то предупредил честно, что
роль довольно скучная. Прочитал я несколько страниц - таким Достоевским на меня
пахнуло... нет, я понимаю, Крестовский - другая литература, но для меня вдруг
сошлись и Лужин, и Свидригайлов. И страсть! Любовь-то какая к Маше! Я
Хлебонасушенскому сразу все простил. Как бы моего героя ни презирали после этой
картины, я чувствую в зрителях сострадание".
Кстати разного рода мерзавцев и злодеев Баринову приходилось играть в кино не
раз. "Я переиграл столько всяких подлецов и негодяев! Положительных героев у меня
тоже не так уж мало, но они не столь ярки. Потому что отрицательные, как правило,
драматургами выписываются ярче. Почему я специализируюсь в этом амплуа?
Режиссеры привыкли ко мне в этой ипостаси. Один раз сыграл хорошо - и поехало!", -
говорит актер.
Роли последних лет
В последние годы Валерий Александрович много снимается как в телесериалах -
"Империя под ударом", "След оборотня", "Третьего не дано", "Кадетство", так и в фильмах
- "Дом для богатых", "Классик", "Водитель для Веры", "Русское". И если раньше ему
нередко доставались отрицательные роли, то с годами облик его героев изменился.
Так в фильме "Дом для богатых" (2000) - Валерий Баринов создал неоднозначный характер
реформатора, который хочет, как лучше, но получается, естественно, как всегда.
В сериале "След оборотня" (2001) актер сыграл следователя Акинфиева. Сюжет замешан на
странном убийстве и самоубийстве, нарушивших покой областного города. За это дело
берутся следователь Акинфиев и его помощник опер Рыбаков, параллельно распутывая
сложный клубок преступлений, совершенных группировкой, в состав которой входят
представители деловых кругов и правоохранительных органов.
Широкой популярностью Валерий Баринов пользуется не только у возрастного
зрителя, но и у молодежи. И этим он обязан своему участию в сериалах "Кадетство" и
"Ранетки". В "Кадетстве" Валерий Александрович сыграл роль зам.начальника
суворовского училища Ноздрева, человека жесткого, но справедливого. А в "Ранетках"
Баринов предстал в образе директора школы Николая Павловича Савченко. И здесь его
жесткость в отличие от Ноздрева больше напускная.
Чем старше становится Валерий Баринов, тем больше режиссеры приглашают его
сниматься. С возрастом он стал для кино актуальным. Он человек сомневающийся и
нервный. Один режиссер назвал Баринова настоящим мужиком, который рефлексирует
по-взрослому и без фанатизма. Таков характер Баринова, таким мы видим его на
экране.
Личная жизнь
На поступлении в театральное училище в первый же день познакомился со своей
будущей первой женой. По его окончании они с женой уехали работать в Ленинград. Но
Петербург начал угнетать Баринова, давить на него и ломать: бесконечные раздоры с
женой, затяжные депрессии, семейная идиллия первого брака продлилась недолго и
закончилась разводом. Актер решил идти в армию. Служба была сложной, но
интересной. Служил в Монголии, в Капустном Яре, много поездил.
После службы в армии переехал в Москву, в Театр Советской Армии.
Валерий Александрович женат вторым браком.
От первого брака - сын Егор Баринов (1975 г.р.). Мальчик вырос за кулисами, на сцену
вышел в шесть лет. В настоящее время он - актер Малого театра, играл вместе с отцом
в спектаклях "Пучина", "Царь Петр и Алексей", "Бешеные деньги". Снимался в фильмах
"Наутилус" и "Потерпевший" (1990), "Агапэ" (1996), "Развязка Петербургских тайн" (1998), "101-й
километр" и "Парижский антиквар" (2001), в сериале "Слабости сильной женщины" (2007). У
него есть двое детей - внуки Валерия Баринова. Внук Данила ходит в школу. Недавно
родилась внучка Полина...
Вторая жена - Елена Юрьевна (1959 г.р.) - моложе Валерия Баринова на пятнадцать лет. К
театру и кино она не имеет никакого отношения. Очень дружна с сыном Баринова.
От второго брака у Валерия Александровича дочь Александра (1991 г.р.). Она сейчас
учится в РАТИ. «Очень хорошо думает пером. Ей 17 лет, первый курс, театроведческий
факультет. Не то чтобы она мечтает стать журналисткой - у нее другая мечта, она
мечтает заниматься режиссурой, но понимает, что в режиссуру ей пока еще рано. Надо
получить хорошую базу».