Дочь офицера
Элеонора Петровна Шашкова родилась 24 декабря 1938 года Батуми, в семье
офицера-пограничника. В годы войны отец воевал на фронте, дошел до Румынии, а после
Победы служил на Курилах, на острове Кунашир. По окончании школы Элеонора по
рекомендации отца устроилась работать в отделение разведки. Девушка служила в
звании старшего сержанта (хотя в форме не ходила) и занимала должность
секретаря-делопроизводителя. По роду своей деятельности Элеонора была посвящена
во многие секреты, знала о характере работы всех офицеров отделения, принимала
участие в качестве стенографистки при допросах задержанных шпионов. Этот опыт
впоследствии пригодился актрисе в кино...
Театр
В 1963 году Элеонора Шашкова окончила Театральное училище имени Щукина, где
обучалась на курсе Л.М. Шихманова и В.К. Львовой. В том же году она стала актрисой
Театра имени Вахтангова. Этой сцене Элеонора Петровна посвятила всю свою жизнь.
Она играла в спектаклях: «Стряпуха замужем» (официантка и колхозница), «Западня»
(Прачка), «Дион» (Весталка), «
Конармия» (Настя), «На
всякого мудреца довольно простоты» (Мамаева), «
Мещанин во дворянстве» (Доримена), «Память сердца» (Катерина), «Выбор»
(Ляля), «Женщина за зеленой дверью» (Фарида), «Женщины» (Ледяева), «Проделки
Скапена» (Нерина) и другие.
Первые успехи в кино
Впервые на киноэкране Элеонора Шашкова появилась, еще будучи студенткой второго
курса Щукинского училища. Тогда начинающей актрисе досталась эпизодическая роль
в фильме «
Две жизни», а главную роль в нем исполнил Вячеслав Тихонов.
После ряда эпизодов (Таня в социальной драме «
Тишина», Тонюшка в киноромане «
Возвращение Вероники» и др.) Элеонору Шашкову утвердили на роль Марии
Николаевны, жены опытного разведчика Тульева в знаменитом шпионском фильме «
Ошибка
резидента» (1968). Роль Тульева исполнил выдающийся актер Георгий Жженов, о
котором Элеонора Петровна вспоминает с особой теплотой: «Георгия Степановича
Жженова я вообще считаю своим «крестным»: он преподавал мне уроки кинематографа,
мы репетировали, очень долго репетировали... Не то, что сейчас в сериалах: текст
знаешь, по местам расставили и ладно!»
Фильм вызвал большой успех у зрителей, и впоследствии были поставлены
продолжения: «
Судьба
резидента», «
Возвращение резидента», «Конец операции «Резидент»...
Популярности актрисы способствовала и ее роль во всенародно любимом киноромане
«
Тени исчезают в полдень», в котором она сыграла Стешу, жену Фрола.
Впрочем, здесь, популярность была несколько иной. Элеонора Шашкова настолько
убедительно создала отрицательный образ, что, порой эти качества зрители
переносили и на нее. Она вспоминает: «Помню одну встречу со зрителями, по-моему,
где-то на часовом заводе, там было очень много женщин. Мы вышли из двери, стали
подниматься по ступенечкам на сцену, и тут, увидев меня, зал просто зашипел:
«Стешка идет! Стешка стерва!» «Владимир Аркадьевич, говорю Краснопольскому, я не
буду выступать, зал очень против меня настроен!» - «Дурочка, это же комплимент,
отвечал режиссер. - Видишь, как они верят, что ты именно такая! А ты сейчас с ними
поговоришь, и все поймут, что ты совсем другая!» Действительно, контакт с залом у
меня получился хороший». Сама же Элеонора Шашкова свою героиню любила и
оправдывала: «Эта роль мне понравилась тем, что личность Стешки неоднозначная она
сама покорежила себе жизнь из-за того, что безумно любила Фрола. Безумно! Поэтому
даже я, как актриса, оправдывала очень некрасивый поступок своей героини, когда
Стешка убежала со свадьбы. По-моему, любовь оправдывает почти все. Конечно, не
убийство, не какие-то страшные вещи, но почти все...»
Жена Штирлица
Самый большой успех в кино актрисе принесли не главные роли, а совсем скромный
эпизод в киносаге Татьяны Лиозновой «
Семнадцать мгновений весны» (1973). В эту картину Элеонора
Шашкова попала благодаря Вячеславу Тихонову, исполнителю главной роли Штирлица.
Лиознова хотела, чтобы жену нашего легендарного разведчика сыграла актриса
малоизвестная. И тогда Тихонов вспомнил об Элеоноре, с которой снимался в «Двух
жизнях». Шашкова приехала на пробы, и на следующий день ее утвердили.
На экране жена Штирлица появлялась лишь в одном эпизоде. Но какой это был эпизод!
Сцена встречи Штирлица с женой длилась 5 минут 30 секунд. По всем меркам, казалось,
что она затянута. Так на предварительном просмотре картины посчитало и киношное
начальство, предложив Лиозновой сократить сцену в 10 раз. Мол, зрители просто не
выдержат такого длинного эпизода. Но режиссер была непреклонной и отстояла
первоначальный вариант. В итоге оказалось, что Лиознова была права. Сцена встречи
получилась одной из лучших в фильме, пронзительной, пробирающей душу любого
зрителя!
Другие работы в кино
Примечательно то, что ассоциировать Элеонору Шашкову с ее героиней из
«Семнадцати мгновений весны» стали не сразу. Дело в том, что по сценарию жене
Штирлица было за сорок, в то время как самой актрисе на момент съемок исполнилось
лишь 35. Для роли ее искусственно состарили. Лишь с возрастом, когда Шашкова стала
внешне походить на свою героиню, к ней намертво приклеился ярлык «Жена Штирлица».
И сколько бы она потом не снималась, ничто не могло изменить ситуацию.
Снималась же Элеонора Шашкова не сказать, чтобы много, но и немало. Были среди ее
работ и проходные, были и интересные, но впоследствии незаслуженно забытые. Сама
Элеонора Петровна, например, с теплотой вспоминает фильм «Спроси себя», в котором
они с Петром Вельяминовым сыграли супружескую пару. Актрисе вообще очень везло на
партнеров. Так в фильме «
Я
служу на границе» она исполнила роль Лидии Ивановны Гребневой, жены начальника
заставы. А роль ее мужа сыграл замечательный актер Борислав Брондуков. При
утверждении Шашковой на роль вышел забавный казус. Брондуков был ниже ее ростом, и
военный консультант фильма заметил, что это не положено. «Жена начальника заставы
не может быть выше начальника заставы!» «Я не выше, я длиннее!», - ответила Элеонора
Петровна, вызвав общий смех.
Помимо кино актриса немало работала на телевидении, принимая участие в
телеспектаклях. Она сыграла Доримену в «Мещанине во дворянстве», Пажа в
«Золушке», Александру Епанчину в «
Идиоте», Немку в «Мистерии Буфф».
В новом веке
В новом веке российский кинематограф все чаще стал обращать внимание на
незаслуженно забытых актеров старшего поколения. Пригодился и талант Элеоноры
Шашковой. С 2006 года она вновь активно снимается в кино. В ее активе: Екатерина
Фурцева в биографическом сериале «
Утесов. Песня длиною в жизнь», Инна Анатольевна в фильме «
Грехи наши», Евдокия Георгиевна в сериале «
Мачеха», Вараксина в сериале «
Я лечу» и
другие.