Начало карьеры
Марио Адорф родился 8 сентября 1930 года в Цюрихе. Своего отца, хирурга из Калабрии,
он видел лишь как-то раз в жизни. Воспитанием сына занималась мать.
Образование Марио Адорф получил в Мюнхене, в Школе актёрского мастерства
Фолкенберг. После окончания Школы некоторое время играл в Камерном театре.
На киноэкране Марио Адорф дебютировал в 1954 году еще, будучи студентом, сыграв роль
Вагнера в военной трилогии режиссера Пола Мэя «08/15». А первый большой успех актеру
принесла роль Бруно Людке в драме известного немецкого режиссера Роберта
Сьодмака «
Ночь, когда приходил дьявол» (1957).
Немецкий кинематограф в то время переживал период послевоенного становления и
обновления, и молодой Марио Адорф был очень востребован. Он снялся в военной драме
Гезы фон Радваньи (Врач из Сталинграда» (Пельц), в драме Рольфа Тиле «
Девица Розмари» (Хорст), комедии Роберта Сьодмака «
Мой школьный друг», драме Герда Освальда «
Шахматная новелла» (Мирко Сентович) и других картинах немецких
режиссеров.
Расцвет творчества
В начале 1960- х годов Марио Адорф переезжает в Рим. В 1961 году он снимается в роли
Макса Клаусена во франко-итальянском фильме режиссера Ива Чьямпи «Кто вы, Рихард
Зорге?», рассказывающем о жизни знаменитого советского разведчика (его роль
сыграл немецкий актер Томас Хольцман). Примечательно то, что до этого времени имя
Рихарда Зорге было скомпрометировано подозрением в работе двойным агентом и
вычеркнуто из советской истории. На закрытом показе фильм был продемонстрирован
Никите Хрущеву, который после его просмотра дал команду реабилитировать Зорге.
На 60-е-70-е годы приходится расцвет творчества Марио Адорфа. Он много снимается в в
фильмах итальянских, французских, немецких режиссеров. Среди его работ - роли в
драмах Рольфа Тиле «
Лулу» (Родриго) и «Мораль 63» (репортер Алекс Роттман), драме Сета Холта
«
Станция Шесть-Сахара (Сантос), комедии Антонио Пьетранджели «
Посетитель» (Кукарача), приключенческой ленте Антонио Исаси-Исасменди
«Наш человек в Стамбуле» (Билл), детективе Джорджа Поллока «
Десять негритят» (Джозеф Грохманн), криминальной комедии Дино Ризи «
Операция «Святой Януарий» (Скьяцилло), комедии Ренато
Кастеллани «
Привидения по-итальянски (Альфредо) и другие.
Многим зрителям Марио Адорф запомнился по вестерну Харальда Рейнла «Виннету» (1963,
второе название «
Золото
Апачей»). Актер сыграл мошенника Фредерико Сентера, который со своими
головорезами курирует строительство дороги на среднем Западе. В борьбу с ним
вступает сын индейского вождя Виннету... В 1964 году Марио Адорф вновь снялся в
фильме на индейскую тематику. В вестерне американского режиссера Сэма Пекинпа «
Майор Данди» он сыграл сержанта Гомеса.
Российское кино
Советские зрители познакомились с этим замечательным актером благодаря картине
Михаила Калатозова «
Красная
палатка» (1969). Полное драматизма киноповествование об интернациональной
арктической экспедиции под руководством Умберто Нобиле, о постигшей её
катастрофе и спасении большинства участников советскими лётчиками и моряками
ледокола «Красин», имело большой успех среди зрителей. Марио Адорф сыграл в
фильме роль радиста Бьяджи. Особенно запомнилась его песня: «Пара-понси-понси-по».
В картине снимался интернациональный состав: Шон Коннери, Клаудия Кардинале,
Харди Крюгер, Питер Финч, Луиджи Ваннуччи, Эдуард Марцевич, Никита Михалков,
Донатас Банионис и другие выдающиеся актеры.
Спустя двадцать лет Марио Адорфу довелось еще раз поработать в России. На это раз
его пригласил в свою картину Глеб Панфилов. Актер сыграл одну из ролей в
экранизации знаменитого романа Максима Горького «
Мать».
Роли, режиссеры, партнеры...
За свою жизнь Марио Адорф снялся почти в двух сотнях телевизионных и кинофильмов,
став одним из самых популярных актеров в Германии и Италии. Он одинаково
органичен и в серьезных драмах, и в криминальных боевиках, и в комедиях, и в
семейных лентах. Особого упоминания стоят его работы в фильмах признанного
немецкого режиссера Фолькера Шлёндорфа. Так в драме «
Поруганная честь Катарины Блюм»,
рассказывающей о том, как грубая машина государственной безопасности и бездушная
пресса врываются в жизнь молодой, привлекательной женщины, превращая ее в кошмар,
Марио Адорф блестяще исполнил одну из главных ролей - комиссара Бензимина.
В течение двадцати лет Шлёндорф мечтал поставить фильм «
Жестяной барабан» (по одноимённому философско-политическому
роману-притче Гюнтера Грасса, этапной вещи для германоязычной литературы). Когда
же режиссер, наконец, приступил к съемкам, то одну из главных ролей он доверил
Марио Адорфу. Едва выйдя на экраны, эта антифашистская лента сразу же привлекла
всеобщее внимание. Фильм был удостоен множества престижных призов, среди которых:
«Золотая пальмовая ветвь» Каннского кинофестиваля и «Оскар» американской
киноакадемии за лучший иностранный фильм.
Довелось Марио Адорфу поработать и с другим выдающимся немецким режиссером -
Вернером Фассбиндером в его знаменитой драме «
Лола» (1981), фильме о судьбе немецкой
женщины после второй мировой войны, а иносказательно - и о судьбе самой Германии,
приходящей в себя после фашистской диктатуры. Партнершей Марио Адорфа в этой
картине была замечательная немецкая актриса Барбара Зукова.
С партнерами Марио Адорфу тоже всегда везло. Он снимался с такими выдающимися
мастерами, как Софи Лорен и Витторио Гассман, Стефания Сандрелли и Джина
Лоллобриджида. В знаменитом криминальном сериале «Спрут» (где Марио Адорф сыграл
роль Сальваторе Фроло) ему довелось поработать с Микеле Плачидо, в биографической
драме знаменитого итальянского режиссера Лилианы Кавани «
Франциск» (1989) судьба свела
его с Микки Рурком, а драме Билле Аугуста «
Снежное чувство Смиллы» (1997) партнершей актера была очаровательная
Джулия Ормонд.
В последние годы Марио Адорф много снимается в различных немецких телефильмах:
мелодрамах и семейных лентах.