Андрей Юрьевич Хржановский родился 30 ноября 1939 года в Москве. Отец - художник и
артист Юрий Хржановский . В 1962 году окончил Всесоюзный Государственный Институт
Кинематографии (мастерская Л. Кулешова). С того же года начал работать на
киностудии «Союзмультфильм».
В детстве Хржановский терпеть не мог анимацию. Изменил свое мнение, только когда
увидел в Ленинграде диснеевскую Белоснежку - случайно попал на показ знаменитого
мультика. Сам переживает - эти признания звучат довольно резко: «Да я просто
увидел в нем человеческие эмоции, не по узкоколейке направленные, а с
разнообразным спектром»
Любовь к отечественной анимации ему привил Федор Хитрук. Фильм «История одного
преступления» вышел как раз в год, когда Хржановский заканчивал факультет
режиссуры игрового кино, и во многом определил выбор начинающего
кинематографиста.
Диплом Хржановского - анимационная лента «Жил-был Козявин». Ее поначалу во ВГИКе
отказывались принимать с формулировкой «сюрреализм». Однако Сергею Герасимову
фильм понравился. «Это же наш социалистический сюрреализм - соцсюрреализм», -
сказал мэтр.
«Когда я сделал фильм «Жил-был Козявин» при поддержке Геннадия Шпаликова, я понял,
что искусство это грандиозное, - говорит Андрей Хржановский. - Я до сих пор так
думаю. Чем анимация замечательна, тем, что еще даже непонятны ее истинные
возможности, и в полном охвате никогда не будут понятны». Это же «зеленый свет»
всевозможным экспериментам, которых в творческой биографии Хржановского было
немало. Он использовал необычный литературный материал - например, рассказ Тонино
Гуэрры «
Лев с седой бородой», а то и сам придумывал что-нибудь звонкое и
музыкальное - «
Дом, который построил Джек» и «Английский бутерброд».
Сочетал анимацию и документалистику, и создавал фильмы на основе рисунков и
эскизов Феллини и Пушкина.
«Когда я захотел сделать фильм по рисункам Пушкина, ответ был получен
отрицательный - нет, это невозможно, это не соответсвует специфике
мультипликации, - рассказывает режиссер. - Там сидели люди, которые знали все, про
специфику мультипликации, про которую мы не знаем! Пришлось выжидать много лет».
У Пушкина две тысячи рисунков, переживал Хржановский, а мы видели не больше 20. Зато
теперь режиссеру время от времени подкидывают идеи: «А Вы помните, что Лермонтов
хорошо рисовал», «а у Гоголя какие были рисунки».
Однако всерьез и надолго Хржановского заинтересовала другая личность - его
современник Иосиф Бродский. Сначала вышел анимационный эскиз «Полтора кота»... А
спустя несколько лет - первый полнометражный фильм режиссера, «Полторы комнаты,
или Сентиментальное путешествие на родину» в любимом им жанре «кентавристики»,
сочетающем элементы анимации, игрового и документального кино.
«Дал себе зарок - снимать игровое кино тогда, когда по системе классика - «не могу
молчать», - признается Хржановский. - Когда материал, моя фантазия сойдутся в
едином комплексе. И вот это сошлось».
Фильм по мотивам биографии и творчества Иосифа Бродского получил призы на многих
фестивалях в России и за рубежом. По словам режиссера - для него самого это стало
путешествием и в его собственную юность - в такие же «полторы комнаты» в
коммуналке, где все когда-то только начиналось...
Преподаватель ВГИКа, заведующий кафедрой режиссуры анимационного фильма.
Организатор (1993, совместно с Э.В.Назаровым, Ю.Б.Норштейном, Ф.С.Хитруком)
школы-студии «ШАР», председатель Совета учредителей, художественный
руководитель.
Андрей Хржановский - заслуженный деятель искусств России, дважды лауреат
Государственной премии России.