Марта Келлер (Marthe
Keller) -
швейцарская актриса и оперный режиссёр.
Ранние годы
Родилась 28 января 1945 года в Базеле, Швейцария.
С 8-ми лет будущая актриса училась в балетной школе.
С 16-ти лет Марта Келлер работала танцовщицей в Базельском театре. Продолжала
обучение танцевальному мастерству в Мюнхене. Однако травма полученная на горных
лыжах поставила крест на карьере танцовщицы.
С 1966 года работала в Гейдельбергском и Западноберлинском театрах. Во второй
половине 70-х годов - в Париже.
Карьера в кино и на телевидении
На телевидении с 1964 года, снималась в телесериалах, в том числе во Франции в
сериале «
Девушка из Авиньона» («
La demoiselle d'Avignon», 1966). И хотя карьера Марты
началась в Германии, из-за майских событий 1968 года она застряла в Париже, и в
результате снялась в двух лусших комедиях Филиппа Де Брока.
Первое появление Марты Келлер на киноэкране состоялось в картине «Похороны в
Берлине» (1966), но без указания в титрах. В большом кино с 1967 года. Марта Келлер
снималась в ФРГ, Англии, Франции, Италии. В 1975-1980 годы - в Голливуде. На съемочной
площадке работала с Аль Пачино, Дастином Хоффманом, Марлоном Брандо, Марчелло
Мастроянни. Наиболее известная роль Келлер - подружка Дастина Хоффмана в фильме
«
Марафонец» и арабская террористка в «
Black Sunday». Также актриса сыграла в паре с Уильямом
Холденом в картине Билли Уайлдера «
Федора» (1978).
Затем Келлер играла, в основном, в европейских фильмах, включая «
Очи черные» (1987)
Никиты Михалкова, с Марчелло Мастрояни. Отечественному зрителю Марта Келлер
запомнилась по главным ролям в фильмах: «
Ответ знает только ветер» (Анжела Дельпье, 1974, реж. Альфред Фёрер),
«
Жизнь взаймы» (Лиллиан Морелли, 1977, реж. Сидни Поллак), «
Федора» (Федора / Антония,
1978, реж. Билли Уайлдер), «
Очи черные» (Тина, 1987,
реж. Никита Михалков).
Театр. Постановщик опер
В 2001 Марта Келлер исполнила роль миссис Бертхольт в бродвейской постановке
«Нюрнбергский процесс / Judgment at Nuremberg» (эту роль исполняла Марлен Дитрих в фильме
Стэнли Крамера 1961 года). В продолжение театральной карьеры, Келлер попробовала
себя в оперных спектаклях, правда исполняя разговорные роли, в оратории «Jeanne d'Arc au
Bûcher» Артура Хонеггера и «Perséphone» Игоря Стравинского.
Марта Келлер заявила о себе и как оперный режиссер. В 1999, в «Opéra National du Rhin», Марта
Келлер осуществила постановку оперы «Dialogues des Carmélites», впоследствии спектакль
был повторен в Лондоне.
Для Национальной Оперы Вашингтона и Оперы Лос-Анджелеса Марта Келлер поставила
оперу Доницетти «Lucia di Lammermoor». Режиссерский дебют в «Metropolitan Opera» состоялся в 2004
году спектаклем «Don Giovanni».
Личная жизнь
У актрисы есть сын Александр (1971 г.р.), отец ребенка французский режиссер Филипп Де
Брока , поставивший лучшие комедии с Бельмондо.
Долгие годы была любовницей Аль Пачино , с которым осталась близкими друзьями.