Зудина Марина Вячеславовна родилась 3 сентября 1965 г. в Москве.
В 1986 году окончила Государственный театральный институт им. А. В. Луначарского
(мастерская О. Табакова).
С 1986 в Московском театре под руководством О. П. Табакова.
Актрисы Марины Зудиной могло бы и не быть, потому что в детстве Марине больше
всего на свете хотелось стать балериной. Но в хореографическое училище она пошла
в 10 лет, и хотя быстро набрала необходимую квалификацию, в балет ее все-таки не
взяли. Но и в балете Зудину привлекали драматические партии, требующие таланта и
умений не столько хореографических, сколько актерских. И окончательный выбор был
сделан в пользу театра.
Мало кому из актрис удавалось, сыграв всего лишь дебютную роль, сразу войти в круг
уважаемых и ярких профессионалов. Первая роль в кино актрисы Марины Зудиной в
фильме "Валентин и Валентина" сразу же сделала ее известной и приковала к ней
взгляды режиссеров и критиков. Еще не окончив ГИТИС, Зудина снялась в шести
картинах, успев поработать с самыми признанными мастерами кино.
На первом Маринином фильме ее партнерами стали Юрий Васильев, Нина Русланова,
Татьяна Доронина. В 1986 году Зудина закончила курс О.Табакова в ГИТИСе и с 1987 года
работает в театре учителя и мужа, исполняя главные роли в большинстве спектаклей
по Островскому и Тенесси Уильямсу, де Филиппо, Достоевскому и Горькому.
В какой-то момент работы в жизни Марины Зудиной стало слишком много. По ночам она
снималась в кино, днем готовила к выпуску очередную театральную премьеру, спала
по три часа в день и жила как в тумане. Теперь ее трудно уговорить на такой рабочий
график - Марина стала более разборчива.
Марина Зудина молода, красива и талантлива. У нее есть все, чего можно только
желать: успешная актерская жизнь, успешный и яркий муж, дети и работа.
Муж -
Олег
Табаков , сын - Павел (1996), дочь - Маша (2006).
Детство
Марина Зудина родилась в Москве в доброй, любящей интеллигентной семье. Ее мама -
учительница музыки, папа - журналист.
Марина признается, что в детстве окружающие у нее не находили никаких талантов.
Как говорится, у нее не было ни слуха, ни голоса. По этой причине девочку долгое
время не принимали ни в какие кружки. "Когда в первом классе приходили в какие-то
кружки отбирать - в бассейн, куда-то еще - меня никуда не отбирали. Точно также в
детском саду: когда какие-то праздники были и приходили отбирать детей для
участия в концерте, меня тоже не отбирали. Мне было очень обидно. Максимум на что я
могла рассчитывать - под елкой читать стихи. Петь категорически не могла", -
вспоминает Марина.
Также как и в кружки, ее не приняли и в музыкальную школу. Но тут вмешалась мама.
Музыкальный работник по образованию, она взялась за обучение дочери. Марине
занятия понравились, и произошло чудо: "Когда я увлеклась танцами или потом
вокалом, я поняла, что не только от природы дается: я петь хорошо стала и у меня
слух появился, и голос появился и танцевала я прилично. Хотя в детстве все было со
знаком минус".
В девять лет Марина увлеклась оперой, мечтала стать оперной певицей. Через год ее
захватил балет. Марина даже пыталась поступить в хореографическое училище, но не
прошла по возрасту. Тогда она стала заниматься танцами во Дворце Пионеров, и здесь
добилась неплохих результатов. Все шло к тому, что по окончании школы она могла
продолжить танцевать на профессиональном уровне - в "Березке" или "Ансамбле
Моисеева". Но...
ГИТИС
Желание стать актрисой появилось у Марины в старших классах. Причем учиться она
хотела исключительно у Олега Табакова. К поступлению в ГИТИС она подошла со всей
серьезностью. Целый год перед поступлением она занималась с фониатром, развивала
низкий регистр, поскольку были проблемы с голосом.
Табаков обратил внимание на студентку Зудину, когда заметил, что у нее есть
склонность глубоко "копать", работая над ролью; он был уверен, что из нее получится
актриса. Вспоминает Олег Табаков: "Когда Марина поступала в ГИТИС на курс, которым
я должен был руководить, она была наполнена, как бы это сказать... трудно
сдерживаемым желанием выступать в ролях. У Марины показатели были хорошие, хотя
она несколько опоздала в своем рождении. Круг выгодных для нее ролей - в
дорогостоящих, костюмных фильмах".
В 1986 году Марина окончила ГИТИС (курс О. Табакова и А. Леонтьева).
Первые роли в кино
К окончанию ГИТИСА Марина Зудина уже успела сняться в нескольких фильмах. Одну из
своих первых ролей - Валентину в мелодраме Георгия Натансона "Валентин и
Валентина" по пьесе Михаила Рощина она сыграла, учась на третьем курсе.
Героиня Зудиной - милая симпатичная девушка, возвышенная и романтическая.
Шапка-труба серого цвета, связанная бабушкой по тогдашней моде, полушубок, белые
рукавички. Такою она "входит в кадр" своего первого главного фильма. Образ
Валентины - пожалуй, главная удача картины. "Он угадал ее тему - тему любви, юной
женственности", - имея в виду Натансона, написала Светлана Новикова в одной из
первых больших статей о Зудиной в 1987 году.
Сегодня Натансон гордится Зудиной как своим открытием: "Я сразу на ней
остановился. Но Мариночка очень волновалась, - говорит он. - Большинство членов
художественного совета было против, и только моя настойчивость и помощь
тогдашнего директора студии решили вопрос в ее пользу".
Натансон вспоминает: "Зудина тогда была в очень нервно-творческом состоянии. Она
приворожила меня своей правдой, чистотой, веселостью, озорством, тем, что в одну
секунду у нее были слезы. Работа была романтическая, очень трогательная".
В те же годы Марина Зудина снялась еще в нескольких фильмах: "Еще люблю, еще
надеюсь..." (реж. Н. Лырчиков), "Личное дело судьи Ивановой" (реж. И. Фрэз), "После
дождичка в четверг" (реж. М. Юзовский), "По главной улице с оркестром" (реж. Петр
Тодоровский).
С первых ролей проявились такие качества начинающей актрисы, как естественность
взгляда, улыбки, смеха. В газетах писали: "Характеры лирических героинь - нежных, не
просто хорошеньких, а по-настоящему красивых, словно созданных для любви - удаются
актрисе больше всего". Но, помимо внешних признаков, в уже упомянутом фильме "По
главной улице с оркестром" Зудина, по словам режиссера, "показала умение работать,
строить образ не на одном женском обаянии". Петра Тодоровского подкупили не
только ее естественность и простота, но и требовательность к себе, к своей
работе.
Театр Табакова
После окончания ГИТИСа Марина Зудина была принята в Театр-студию п/р Олега
Табакова. Первое время, лет шесть-семь, ей, как считает актриса, не везло: "Может, я и
много играла, - рассказывает она - но все как-то бессмысленно... Дырки закрывала.
Необязательные для себя роли играла. Мы делали театр и было не до собственных
амбиций". Наверное Зудина все-таки слишком строга к себе, поскольку среди этих
"необязательных" работ - роли в спектаклях: "Кресло" (Таня), "Билокси-блюз" (Ровенна),
"Крыша" (Света)...
Любовь
В середине 80-х начался роман между Мариной Зудиной и Олегом Табаковым. В то время
Олег Павлович был женат на Людмиле Крыловой , и связь с Мариной приходилось
скрывать. Хотя как можно скрыть настоящую любовь. По словам режиссера Натансона,
Олег Павлович приезжал к консерватории на съемки и привозил для любимой горячие
пироги. Так складывались эти чистые и трогательные отношения.
Больше 10 лет длился их тайный роман. В конце-концов Олег Павлович все же ушел из
семьи. Но об этом чуть позже...
Рост популярности
Тем временем Марина продолжала сниматься в кино. В годы так называемого
"перестроечного кино" вышло немало интересных фильмов посвященных молодежи: "Меня
зовут Арлекино", "Дорогая Елена Сергеевна" и других. В одном из таких фильмов
снялась и Марина Зудина. Речь идет о драме Евгения Герасимова "Забавы молодых" (1987).
Марина предстала перед зрителями несколько в ином ракурсе, отличном от ее прежних
работ. Ее героиня - самоуверенная студентка техникума, которая решает "поиграть в
любовь" с преподавателем физкультуры: ей и ее друзьям нужны зачеты. Она и не
предполагает, во что вдруг превратится эта игра. Внезапно вспыхнувшее чувство
становится для героини Зудиной настоящим откровением.
В конце 80-х - начале 90-х годов Марине Зудиной, коренной москвичке, чаще приходилось
играть роли девушек, приезжавших покорять Москву. Так было в драме "Жизнь по
лимиту" Алексея Рудакова, где она играет лимитчицу Машу, в комедии Андрея
Разумовского "Мордашка" (парикмахерша три года, как приехавшая в Москву), или в
детективе Бориса Григорьева "Исповедь содержанки" (деловая и энергичная,
приехавшая в Москву поступать во ВГИК).
Для актрисы в этих фильмах важно было доказать свою профессиональную
состоятельность. И, сказать по справедливости, ей это удалось. Например, фильм
"Мордашка" был довольно дружно разруган за вкусовые "допущения" и мелкотемье. Но
для Зудиной он ценен: в нем едва ли не впервые выдалась по-настоящему характерная
роль. Осуждая фильм, ее работу отмечали как удачу, оговаривали особо, писали про
"озорство, кураж, неожиданный комедийный дар при романтической внешности".
Однако Марина Зудина, очень взыскательно подходящая к своей работе, критически
относится к своим ролям. "Единственная картина, в которой я удовлетворена собой, -
говорит она, - английская лента "Немой свидетель". В этой картине Марина сыграла
американку, гримершу киногруппы, случайно оказывающейся свидетельницей
подпольных съемок русской порнографической "чернухи". После рекламной кампании
этого фильма ей предлагали поехать в Америку. Но Марина отказалась: "...я морально
не была готова. Не могла уехать на полгода и бросить все. Я слишком много имею
здесь, чтобы рисковать".
Личная жизнь
Когда начинался роман Олега Павловича Табакова со студенткой ГИТИСа Мариной
Зудиной, у него в мыслях не было порывать с семьей. В последствии оказалось, что
его чувства к девушке, которая младше его почти на тридцать лет, более чем
серьезны. Когда Олег Павлович принял решение бросить свою прежнюю семью, это
стало для многих неожиданностью, в том числе и для самой Марины.
Что изменилось после брака? Она считает, что в принципе ничего, лишь "легче стало
оттого, что сплетни прекратились". В театре она называет Табакова по
имени-отчеству и на "вы". У супругов сын, который по словам актрисы внешне похож на
нее, но по характеру вылитый Олег Павлович, и дочь. Домашний быт она взвалила на
себя, воспитывать детей ей помогает ее мама.
Сын Олега Павловича Антон Табаков не смог простить Марине уход отца из прежней
семьи...
Работа в последние годы
В последние годы Марину Зудину не узнать. То ли другие роли пришли как признание
внутренних перемен, то ли актриса приняла новые условия игры (и все нашли:
соответствует), то ли так удачно "совпало" одно и другое. В конце концов перемены
коснулись и ролей и ее самой. Сегодняшняя Зудина мало похожа на ту, начинающую, а
ее нынешние роли - на те, из ранних спектаклей и фильмов. Она сама говорит: "С годами
я очень изменилась, повзрослела и теперь никогда не согласилась бы стать той,
прежней". Ей повезло: от нее и не стали требовать прежних умений. Она снова могла
быть естественной - в новых ролях, признавших ее перемены.
После шестилетнего перерыва она вновь снялась в кино, сыграв в сериале "За
кулисами" актрису театра и жену режиссера Татьяну Занегину. "Еще читая сценарий, я
поняла, что в нем много верного, потому что моя героиня рассуждала о Наташе из
"Трех сестер" практически словами Табакова. Играть было безумно интересно. Здесь
не было опасности, что меня будут потом ассоциировать с их ролями в кино -
работниками уголовного розыска, к примеру, или с мафиози. Я ведь и в жизни актриса
и жена художественного руководителя".
Помимо кино, Марина Зудина играет на сцене театра Табакова. На ее счету блестяще
сыгранные роли в спектаклях: "Обыкновенная история" (Елизавета Александровна),
"Норд-Ост" (Ольга), "Затоваренная бочкотара" (Сильвия), "Матросская тишина" (Таня),
"Миф о Дон-Жуане" (Эльмира), "Механическое пианино" (Софья Егоровна), "Последние"
(Любовь), "Прощайте... и рукоплещите!" (Мадалена) и других. Кроме того, она играет в
спектаклях МХАТ им. А. П. Чехова: "Антигона" (Антигона), "Утиная охота" (Галина),
"Гримерная" (Актриса С).
Олег Табаков:
"Трудно говорить о Марине, потому как в последние годы она выполняет в свободное
от работы время обязанности моей жены и матери нашего сына Павлика. Несколько лет
назад она сыграла в английском триллере "Немой свидетель". Она сыграла так, что все
встало на свои места. Она оказалась актрисой Мариной Зудиной, а непросто ученицей
Олега Табакова или его женой. Жаль, что какие-то роли ушли и уходят. Это актерская
жизнь. Ушли романтические роли, к которым у Марины есть вкус и способности, но
пришли иные роли, открылись новые возможности. Мне кажется, Марина вступила в
"урожайную" полосу своей профессии".
Марина Зудина умеет и любит работать. Даже если все получается в роли - а время,
когда не получалось, осталось для нее позади - она "копает вокруг", говорит: "Мне
интересна эпоха: литература, музыка, которая звучала в то время, фотографии людей.
Я открываю для себя в роли новый мир и действительно получаю от этого
удовольствие".
Несмотря на кажущуюся легкость всех одержанных ею побед, несмотря на очевидное
всем везение и фарт, она потом и кровью завоевала право сказать о себе: "Я -
профессиональный человек. И не люблю, когда актер один спектакль играет
гениально, а другой заваливает. И я не играю спектакли одинаково, но провалить не
могу". Важно, что так думают и ее партнеры: Евгений Миронов, представитель
следующего - теперь уже среднего - поколения "табакерки", говорит о ней: "Марина -
очень честная актриса, играет по-честному".