Алексей Фатеев родился 30 ноября 1974 года в посёлке железнодорожников близ города
Купянск, Харьковской области. После окончания школы заочно учился в Харьковском
институте инженеров железнодорожного транспорта.
В 1995 году окончил Харьковское училище культуры по специальности
«Дирижёр-хоровик». Будучи студентом училища, принимал участие в дипломных
спектаклях режиссёрского факультета Харьковского государственного
университета искусств. В 1995 году Алексей и сам стал студентом актёрского
факультета этого университета (курс Е.В.Лысенко), а в 1999 году - его выпускником.
Уже на втором курсе студент Фатеев получил приглашение в Харьковский Русский
театр им. А.С.Пушкина, где за девять лет работы (1997-2006) сыграл множество интересных
ролей, в числе которых роль Арбенина в «Маскараде» и Джорджа Пигдена в «Номере 13»,
за которую был удостоен муниципальной премии им. И.А.Марьяненко (2003). Одновременно
с работой в театре им. А.С.Пушкина играл в Харьковском театре «Новая сцена»
(2001-2006).
В 2006 году Алексей принимает решение переехать в Москву, где становится артистом
Московского академического театра им. Вл. Маяковского и сразу получает главную
роль - барина Миловидова - в спектакле Ю.В.Иоффе «На бойком месте» (по одноимённой
пьесе А.Н.Островского), который выпускает в 2007 году. Постепенно в личный репертуар
Алексея входят такие роли, как слуга Осип в «Ревизоре» Н.В.Гоголя (реж.
С.Н.Арцибашев), Арнольд в «Круге» С.Моэма (реж. Татьяна Ахрамкова), Андрей Прозоров
в «Трёх сёстрах» А.П.Чехова (реж. С.Н.Арцибашев).
К настоящему времени на счету Алексея десятки театральных работ. Из текущего
репертура театра им. Вл. Маяковского он занят в восьми спектаклях и репетирует ещё
одну постановку, премьера которой ждёт зрителей в следующем театральном сезоне. В
семи спектаклях играет главные роли. Алексей успешно работает и в кино.
В кино Алексей с 2005 года сыграл более 15-ти ролей: «
Присяжный поверенный» (2005), «
Ситуация 202» (2006), «
Воротилы. Быть вместе»(2008), «
Выхожу тебя искать» (2009), «Глухарь-2» (2009), «
Десантура» (2009), «
Желание»
(2009), «
Иван Грозный» (2009), «
Гадание при свечах» (2010), «
По
горячим следам» (2010), «
Фурцева» (2011), «
Счастливый билет» (Россия, Украина) (2012), «М.У.Р.» (2012) и другие.
В 2012 году сыграл главную роль Илью Дрюнова в сериале «
Счастливый билет», режиссера Виталия Москаленко.
Помимо работы в кадре, Алексей Фатеев давно и успешно работает за кадром,
озвучивая мультипликационных и киноперсонажей, дублируя роли иностранных
артистов.
Из интервью Анжелики Бекларян с Алексеем Фатеевым в газете «Новый день» № 32
от 26 марта 2013 года: «Сцена лечит и возвращает силы».
Алексею Фатееву, молодому, но очень перспективному актеру удается отобразить на
сцене все оттенки человеческих чувств и переживаний. Каждую свою роль он играет
как единственную и раскрывается полностью только в самом конце спектакля,
сохраняя интригу на протяжении всех актов.
- Алексей, поступая на театральное отделение, ты ожидал, что станешь любимцем
харьковской публики?
- Нет, конечно, тогда были только мечты. Я поступил и думал - вот было бы хорошо, если
бы меня еще в театр взяли какой-нибудь. Слава богу, взяли уже на втором курсе. Но не
знаю, действительно ли я любимец. Чтобы не кривить душой - да, признаю, на спектакли
с моим участием ходит много народа. Но это не только моя заслуга. Например, «Милый
друг» вчера шел, было только ползала зрителей, и так всегда, хоть стреляйся - я там
играю, не я... А «Номер 13», «Слишком женатый таксист» - пожалуйста. Посмеяться на
комедии люди приходят. Я, честно говоря, немного шокирован, что на «Маскарад»
народ ходит: Лермонтов, в стихах, классика, спектакль идет более трех часов, он
очень тяжелый для наших дней, но - зал полон. Вот здесь, наверное, в чем-то и моя
заслуга есть. Но я очень стесняюсь о таком говорить. И вообще стараюсь не
бросаться в глаза после спектакля. Зимой хорошо: можно шапку на голову натянуть.
Вообще без газеты и книжки я в метро не захожу, потому что часто сталкиваюсь там с
людьми, которые идут со спектакля, узнают. Это, безусловно, приятно, но мне хочется
все время куда-нибудь спрятаться, убежать. Конечно, если просят автограф, никому
не отказываю.
- Насколько я знаю, тебя уже удостоили звания «мастер сцены»?
- Я испытываю большое стеснение и по этому поводу. Понятно, все, что мне дают, я
зарабатываю честным трудом и здоровьем. Но я стесняюсь того, что по категории
удостоен звания более высокого, чем мои коллеги постарше. Вообще в том, что
касается человеческих отношений, я не театрал. Я совершенно не переношу никакой
конкурентной борьбы. Считаю себя интеллигентным человеком, который никогда не
будет драться, стоять в очереди и бороться за свое звание. Мне легче уступить
кому-то, я за этого человека порадуюсь и буду счастливее, чем переживать свое
достижение, ощущая чьи-то клыки за спиной.
- Тем не менее, можно сказать, что начало карьере положено?
- Да, и развивалась эта карьера очень ступенчато. Первый мой спектакль -
«Королевские игры», в котором я честно носил стулья, и перестал их носить только
года два-три назад. Потом были более значительные эпизоды, второстепенные роли, и
потихоньку я пришел к большим ролям.
- Ты ощутил этот пере-ход - от эпизодических ролей к главным?
- Только в количестве текста. На самом деле я до сих пор его не ощутил. Я очень
спокойно и скромно отношусь к своим достижениям на сцене, и с таким же
удовольствием играл эпизоды, как сейчас играю главные роли. Считаю, что нельзя
ждать большой центральной роли и беречь себя в каких-то эпизодах. Я никогда не
клянчил роли и ничего для себя не выбивал.
- Было время, когда люди перестали ходить в театр. Как ты думаешь, благодаря
чему сегодня вы собираете полные залы?
- Я скажу банальность, но люди просто устали. Американские боевики и блокбастеры
всем уже надоели. Хочется чего-то светлого, вечного. И сегодня люди отдыхают в
театре не хуже, чем у экранов своих телевизоров.
- Но, думаю, ты хотел бы сняться в кино?
- Конечно! Но пока не складывается. Правда, я успешно прошел кастинг, и меня
утвердили уже на главную роль в художественном фильме об оранжевой революции,
пригласили на пробы, - а у меня как раз в это время начались репетиции в театре.
- То есть ты не готов променять театр на кино?
- Ни в коем случае! Театр - это вечная кормушка тела и души. В театре ты постоянно
находишься в форме, в духовном тонусе. Уйдешь отсюда - и будешь слоняться из одного
кино в другое, сегодня работа есть, завтра нет. А театр - живой процесс. Я никогда не
откажусь от театра!
- А как ты относишься к сериалам, согласился бы сниматься в них, совмещая эту
работу с театральной?
- Я, конечно, могу сейчас сказать, что сериалы не достойны настоящего актера. А с
другой стороны - понимаю, что сегодня это реальная возможность для актера с
помощью своей профессии заработать нормальные деньги. Я, к примеру, с детства жил
без папы, с мамой на одну зарплату. Бутылки сдавал, по рубчику у мамы из кошелька
выдергивал. Потом были голодные студенческие годы: в метро насобирали на водку,
пошли в общагу, с картошечкой душу отвели. И так всю жизнь: где-то что-то у кого-то
занимаешь. Мне уже 32 года, и я только последние несколько лет начал маме давать
деньги. Я стал регулярно платить за квартиру, а не наращивать годовые долги.
- Благодаря тому, что работникам культуры, наконец, повысили зарплату?
- На 100 % повысили. И потом, есть какие-то подработки. Меня приглашают ведущим на
различные праздничные мероприятия. - В рекламные ролики... - Безусловно, ролики,
озвучки. Я прекрасно понимаю, что нахожусь сейчас на пике популярности. И мое
положение максимально благополучное.
- Вернемся к театру. Какие из своих ролей ты считаешь более удачными?
- Самая удачная роль - в спектакле «Номер 13». Это комедийная роль, в которой есть
мое зернышко. Хотя я считаю, что до конца ни одна работа у меня не сделана так, как
мне хотелось бы. Я сейчас начинаю снимать свои спектакли на видео, чтобы
посмотреть со стороны на себя. Мне это помогает, я вижу, что делаю не так, и понимаю:
все роли у меня пока в работе. Леди Макбет - очень дорогой для меня спектакль, мне
кажется, что у меня получилось. Где-то получилось, потому что сам по себе я не
Серега. Не приказчик, не из простолюдинов, и не столько во мне плохого, сколько
нужно было выложить в этом спектакле. «Маскарад» - сейчас это моя вершина, выше
которой я сделать, наверное, ничего не смогу... сегодня. Здесь потребовалось все,
что накопилось во мне за все годы работы, а для идеального исполнения этой роли
мне не хватает еще лет десять. Это роль, о которой можно мечтать всю жизнь, но так и
не получить.
- Кто из героев тебе по духу более близок, а кто, наоборот, далек?
- Более далек Серега из «Леди Макбет Мценского уезда»... А близких нет. Я их все
люблю как свои роли. Но у всех у них есть изъян. Человеческий изъян, который я в
спектаклях как-то оправдываю, но такой роли, которую бы я сыграл и сказал, что в ней
отразилось все мое мировоззрение, - нет. И даже нет пока роли, которую бы я очень
хотел сыграть. Да и нахожусь сейчас на том этапе, когда не я выбираю, а мне дают, и я
не вправе отказаться. Но дают, слава богу! И Джордж Дюруа, и Арбенин, и Серега - это
классика, на которую можно молиться.
- Как снимаешь напряжение после работы?
- Нужно немного побыть одному. А после тяжелого спектакля иногда хочется и рюмочку
коньяка принять. Я вообще-то некурящий, но сигареты всегда с собой ношу и после
спектакля иногда закуриваю. И еще, я не люблю ни с кем ездить на работу и с работы,
поэтому прячусь. Встретишь знакомого - нужно поговорить, значит, нужно найти в
себе силы и темы для разговора. А их нет! Потому что я выкладываюсь на спектакле, и
еду выжатый и изможденный. И хочется, чтобы никто не трогал - хотя бы полчаса - в
гримерке и по дороге домой. Мне нужно время, чтобы выключиться и включиться уже в
нормальную жизнь. Кстати говоря, иногда бывает, идешь на работу - а сил нет вообще
никаких. Но как только я выхожу к зрителям, понимаю, что сцена меня лечит и
возвращает силы.
- Что тебе нужно для счастья как человеку и как актеру?
- Как человеку мне нужно, чтобы меня моя семья не расстраивала. Они у меня и так
умницы - берегут, понимают. Чтобы дочь моя была здоровой и счастливой, и чтобы я ей
смог дать то, чего не имел сам - элементарного благополучия, потому что нужда
унижает. А в творчестве мне бы хотелось заслуженной хорошей работы, которая была
бы интересна как можно большему кругу людей. И, конечно, не застаиваться. Хочется
даже в чем-то отказаться от достигнутого и начать с какого-то витка нижестоящего,
но более качественного. И по крупице, по эпизоду выстраивать свою творческую
шкалу.
- Ты рад, что попал на работу именно в театр им. Пушкина?
- Конечно. Я не считаю, что ему в нашем городе есть достойная альтернатива!