Бальтасар Кормакур - исландский актёр, режиссер и продюсер, родился 27 февраля 1966
года.
Закончил Исландскую национальную академию изящных искусств. Его отец - испанский
художник Бальтасар Сампер, переехавший в Исландию в 1963 году.
Бальтасар Кормакур один из самых любимых зрителями и критикой исландских актёров
молодого поколения. Он также один из самых признанных режиссеров исландского
театра.
Снимался в фильмах: «Монст» Хала Хартли, «Исследование невидимого мира»
Жан-Мишеля Ру, «
Регина» Марии Сигурдардоттир.
В его послужном списке десяток театральных ролей, от мюзиклов «Волосы» и до
классики «Гамлет». Создал свой театр, некоторые его спектакли играли в Исландском
национальном театре.
В 2000 году Кормакур дебютировал в качестве кинорежиссёра фильмом «101 Рейкьявик».
Фильм участвовал в конкурсной программе многих престижных международных
кинофестивалей, получил несколько премий и был высоко оценен критикой и публикой.
После этого успеха, Бальтасар Кормакур и Лилья Пальмадоттир основывают
кинокомпанию «Blueeyes Productions».
За три
года существования компания выпустила несколько копродукций, среди
которых новые фильмы: «Маленькое путешествие на небо», «Бездна» и «Сага»,
приключенческий фильм, основанный на исландских легендах.
Из интервью Антона Сазонова с Бальтасаром Кормакур, от 4 сентября 2013 года: «Человечнее всего куриц убивать, стреляя в голову».
Режиссер «Двух стволов» Бальтасар Кормакур - о двуличных американцах и
талантливых исландцах
5 сентября в России в прокат выходит комедийный боевик «Два ствола». Марк Уолберг
и Дензел Вашингтон играют двух секретных агентов разных американских ведомств,
которые внедрены в наркокартель и воюют одновременно с мафией, с ЦРУ и друг с
другом.
В августе на кинофестивале в Локарно «Лента.ру» встретилась с режиссером фильма
Бальтасаром Кормакуром - исландцем, ранее снявшим фильмы «
Контрабанда», «
До последнего вздоха» и «101 Рейкьявик», - и обсудила бадди-муви,
коррупцию в США и преимущества творческого процесса в Исландии.
- Фильм основан на
одноименном графическом романе авторства Стивена Гранта. Это ведь ваша первая
экранизация комикса?[/b]
- Все так, только вот я не занимался его адаптацией и, честно говоря, не думал, что
возьмусь за подобный проект. Меня пригласил Марк Уолберг, когда мы с ним
занимались постпродакшном другого нашего совместного фильма - «Контрабанды». Он
предложил мне ознакомиться с уже готовым материалом, и, поскольку мне очень
понравилось работать с Марком, мы с ним крепко сдружились, я взял почитать
сценарий. Текст оказался хорошим, в нем много того, с чем можно работать режиссеру,
- и черный юмор, и игривость, и зрелищность. Второго мне не хватало на
«Контрабанде», в которой все было всерьез.
- В фильме действительно преобладает комедийная составляющая, на
главные роли ведь даже рассматривались актеры комического амплуа Винс Вон и Оуэн
Уилсон. Почему вы в итоге остановились на Марке Уолберге и Дензеле
Вашингтоне?[/b]
- До того как я подключился к проекту, роль Стига действительно предназначалась
Уилсону, но я решил отдать эту роль Уолбергу. А вместо Вашингтона пробовали Вона.
Вы не подумайте - мне нравятся оба эти актера, но хотелось позвать кого-то более
опасного что ли. Вот Вашингтон идеально подошел на роль человека, который играет с
огнем. Это я его предложил. Образцом для меня являлся Роберт Де Ниро из «Успеть до
полуночи» - вот ровно такое сочетание комедии и экшна я хотел видеть в конечном
результате. Де Ниро до этого играл серьезных парней, и это, наверное, был первый
раз, когда он появился в комедийном образе на экране. При этом нельзя сказать, что
уговорить Дензела участвовать в этом фильме было просто. Пришлось поработать,
убедить его сперва.
- Что до Марка - комедийное
амплуа ему как раз подходит куда больше, чем драматическое. Пожалуй, свою лучшую
роль на данный момент он сыграл в «Кровью и потом: анаболики» Майкла Бэя.[/b]
- Еще не видел это кино, но вот в «Третьем лишнем» он отличный же, очень смешной. Мне
тоже кажется, что в комедийных ролях он смотрится гораздо органичнее. Да и самому
ему нравится играть такие роли.
- Вы упомянули «Успеть до
полуночи» Мартина Бреста, а это же классическое бадди-муви. Вы тоже пытались
развивать историю в этом жанре?[/b]
- Главным образом я хотел, чтобы мой фильм перекликался с таким образчиком жанра,
как «Бутч Кэссиди и Санденс Кид». У нас ведь тоже рассказывается история про то,
как два крутых парня сколачивают банду, чтобы дать отпор плохим парням. Еще один
пример - «Час пик». В обеих этих лентах комедийная составляющая не менее важна, чем
экшн.
- «Смертельное оружие» в этот же список входит?
- «Смертельное оружие» не очень хороший пример, потому что Мэл Гибсон играет в нем
ключевую роль, а Дэнни Гловер - второстепенную, он все-таки не такая большая
звезда. У нас же оба актера одинаково значимы, равноправны. Вообще, «Два ствола» в
каком-то смысле анти-бадди-муви, потому что мы постоянно заигрываем с этим жанром,
но играем не всегда по правилам. Герои не всегда вместе, более того - они, можно
сказать, не всегда заодно. Этот фильм как хороший джаз, поскольку мы все время
меняем его жанр: то это бадди-фильм, то драма, то экшн, то комедия. Еще нам хотелось
вернуться к тем временам, когда главного героя нельзя было охарактеризовать
однозначно - или хорошим, или плохим. Как Джин Хэкмен во «Французском связном» - он
обладал как положительными чертами, так и отрицательными. Вызывал как симпатию,
так и антипатию у зрителей. С нашими героями тоже не все просто.
- Одна из важных тем
фильма - коррумпированность американской власти на всех уровнях: ЦРУ, ФБР, АНБ и
другие ведомства. Насколько это правдиво подано?[/b]
- Коррупция имеет место, но она не настолько тотальна, как вы говорите - просто
везде есть гнилые яблоки. Но это не политическое кино. Фильмы про Борна более
политические и серьезные в сравнении с нашим кино. При этом даже в реальной жизни
не нужно далеко ходить, чтобы увидеть все это в действии - история с Эдвардом
Сноуденом очень показательна. Уже сейчас не вспомню, но еще пару лет назад я читал
в новостях про торговлю и оружием, и наркотиками - а по крайней мере в таких
масштабах это все не может делаться без поддержки сверху.
И когда один из героев нашего фильма, занимающий высокий правительственный пост,
говорит, что главное - это устранить «гнилое яблоко», а остальное - «не наши
проблемы», то это очень похоже на реальное положение дел. По-настоящему никто этой
проблемой не занимается.
То же самое, например, происходит в католической церкви. Проблема педофилии стоит
остро, но все пытаются скорее закрыть на это глаза, чем предпринять какие-то меры.
Но это больше уже не спрятать от СМИ. Нет ни одной большой организации без проблем,
и речь не только о коррупции. В моей стране, надо признаться, дела обстоят ничуть
не лучше: в 2008 году все рухнуло не в последнюю очередь из-за коррупции. Все
взаимосвязано, и мне нравится, как эта идея отражена в фильме.
Если посмотреть в этом ракурсе, то «Два ствола», получается, еще и вестерн. Парни
вторгаются в жизнь города и переворачивают все с ног на голову. Это метафора, и это
один из способов говорить о подобных вещах.
- Вы сейчас говорили про Исландию, это очень маленькая страна. При
этом в ней рождается огромное количество талантливых людей: кинематографистов,
музыкантов, художников. С чем это связано? Возможно, у вас есть какие-то
специальные условия для появления новых талантов?[/b]
- В Исландии есть одна особенность, которая, на мой взгляд, действительно
способствует появлению новых талантов - это отсутствие классовой системы. Все
люди в Исландии рождаются в одних и тех же условиях. Школу оплачивает государство,
все дети получают одно и то же образование. Так что никто не сможет сказать сыну
газонокосильщика, что он не сможет стать ученым или поэтом. Вот взять хотя бы
Бьорк, с которой мы одного поколения. Это самая знаменитая певица в Исландии,
известная на весь мир, и по ней одной можно понять, как обстоят дела в стране.
Президентом у нас тоже какое-то время была женщина - первая женщина-президент в
Европе.
То есть тут вообще нет ничего невозможного. Все пути открыты. Но так было не
всегда. Если бы в детстве я сказал своим родителям, что хочу стать голливудским
режиссером, они уложили бы меня в кровать и дали таблеток. А потом мне повезло - я
оказался в центре всего этого творческого процесса, уже много лет происходящего в
стране. И это здорово, такая ситуация стимулирует на созидание. С одной стороны,
это очень конкурентная среда, с другой - все творческие люди составляют одну
большую общую семью.
- Можно сказать, вы находитесь вне голливудской системы - снимаете
фильмы то в Штатах, то у себя в Исландии. Давало ли это вам какие-то преимущества в
работе?[/b]
- Мое чувство юмора отличается от чувства юмора студийных режиссеров. Это меня от
них выгодно отличает. Поэтому все, что я пытаюсь делать, - это лишь оставаться
собой. Неправильно сравнивать себя с Милошем Форманом, но ему тоже удавалось
работать в студийной системе и при этом сохранять свое собственное видение. У
фильмов Формана отличная от другого голливудского кино перспектива, тем они и
хороши. Едва ли он думал, как быть другим в этой системе, он просто был другим, из
другого мира.
При этом, если задуматься, голливудское кино и американское кино - разные вещи.
Потому что голливудское кино - это международное кино. В Голливуде делается кино
для всего мира, то есть для очень большой аудитории. И чем оно многонациональнее,
тем оно понятнее всем и тем здоровее сама индустрия себя чувствует.
- А
насколько при этом у вас были развязаны руки? Чувствовали ли вы давление со
стороны студий?[/b]
- Поскольку фильм снят по оригинальному сценарию и не является при этом
продолжением уже имеющейся франшизы, я мог себе позволить многие вещи. А вот
недавно мне предлагали за большие деньги взяться за следующую часть «Форсажа», но
я вынужден был отказаться, потому что это состоявшаяся серия фильмов. В нее нельзя
будет привнести что-то свое, она уже придумана до меня. Так что тут нужно быть
осторожным в своем выборе - не на всех проектах можно быть свободным.
- В фильме есть сцена, в которой герой Уолберга расстреливает живые
мишени - куриц. В Америке обычно трепетно относятся к смерти животных на экране. У
вас из-за этого проблем не возникало?[/b]
- Поскольку это все было не по-настоящему, нападок на нас не было. При этом даже
если это и было бы разрешено, я все равно не стал бы так делать. Но вообще, это
действительно большая головная боль, если в твоем фильме жестоко обращаются с
животными. Люди очень остро воспринимают это, вплоть до написания гневных писем в
газеты. При этом, если разобраться в сути вопроса, человечнее всего куриц убивать,
стреляя в голову. Это самая быстрая для них смерть. Но в Америке хорошо работает
система двойных стандартов: можно легко показывать на экране жестокие убийства
людей, а животных - ни за что на свете. Как будто люди, выступающие против этого,
ничего кроме сырых овощей не едят.
- Вы упомянули в начале беседы, что у вас сложились дружеские
отношения с Марком Уолбергом. Вы и дальше собираетесь работать с ним в
тандеме?[/b]
- Нет, свой следующий фильм - «
Эверест» - я делаю без него. В
августе нам окончательно подтвердили финансирование, так что съемки, думаю,
начнутся уже в этом октябре. На главные роли на этот момент уже подтверждены Джейк
Джилленхол, Джош Бролин и Джейсон Кларк. Это будет фильм, основанный на реальных
событиях - ничего общего с «Вертикальным пределом». Будет ли фильм блокбастером -
посмотрим, пока мы планируем снять приключенческую драму. Поскольку я привык
обходиться по максимуму без спецэффектов, «
Эверест» будет настолько
реалистичным, насколько это позволят условия в Непале, на
Эвересте и в других горах, на
которых мы будем снимать.