Детство
Родилась 13 ноября 1955 года в нью-йоркском преимущественно эмигрантском районе
Челси, в бедной семье. Прозвище «Вупи» (от «whoopee cushion» - «подушечка-пердушечка»),
которое она впоследствии сделала своим актёрским псевдонимом, Кэрин получила в
детстве.
С восьми лет начала выступать в экспериментальном детском театре Элен
Рубенстайн, где приобрела первый опыт выступления на сцене и единственные в своей
жизни уроки актёрского мастерства. Педагоги высоко ценили рано проявившийся
талант девочки.
Полноценного общего образования Кэрин не получила: она несколько лет числилась
среди отстающих, а затем была вынуждена бросить школу из-за сложностей с
овладением чтением и письмом - дислексии.
Юность
В конце 1960-х годов Кэрин примкнула к движению хиппи, ушла из дома, чтобы жить в
коммуне, где пристрастилась к марихуане, а позднее - и к более тяжёлым наркотикам.
Долгое время нигде не работала, существовала на пособие по безработице.
Она не раз пыталась избавиться от наркотической зависимости, но все было
безуспешно, до её встречи в начале 1970-х с Элвином Мартином, активистом организации
«Против наркотиков». Элвин убедил её в необходимости изменить свою жизнь, помог
бросить наркотики. Вскоре они поженились, спустя год у Кэрин родилась дочь
Александру.
Кэрин работала ночным сторожем, укладывала кирпичи, гримировала покойников в
морге, пока наконец, в 1974 году, через одно из театральных агентств ей не удалось
найти актёрскую вакансию в новом театре города Сан-Диего. Элвин отказался
покидать Нью-Йорк, и им пришлось расстаться; вместе с дочерью Кэрин перебралась на
западное побережье Америки.
Театр
Свою театральную карьеру она начала уже под псевдонимом Вупи Голдберг. В
Сан-Диего она участвовала в создании городского театра «Репертори тиэтр», затем
перешла в «Блэк стрит тиэтр» (Сан-Франциско). Играла и в нескольких любительских
труппах.
Одной из первых её работ стала главная роль в пьесе «Мамаша Кураж». После того как
в один из вечеров Вупи пришлось одновременно с исполнением главной роли
подменять ещё и одного из заболевших актёров, у неё появилась идея моноспектакля,
в котором она сама исполняла бы 6 ролей - от нищенки до миллионерши.
Этот проект, реализованный в 1983 году, получил название «Шоу привидений» и имел
большой успех. С ним Вупи гастролировала не только по Америке, но также в Канаде и
Европе. Спектакль был замечен режиссёром Майком Николсом, который в 1984 году помог
Вупи организовать выступление на Бродвее. Здесь она получила приглашение в ряд
постановок, в частности, принимала участие в мюзикле «Иисус Христос -
суперзвезда».
В последующие годы работа в кино практически не оставила ей времени для театра,
однако известно о нескольких её работах, в частности, она играет в мелодраме
«Любовные письма» в дуэте с Т. Далтоном
Кино
В 1985 году, услышав о подготовке к экранизации эпического романа Элис Уокер
«Лиловый цвет» (который называли афро-американским аналогом «Унесенных ветром»),
Вупи отправила писательнице письмо с просьбой пригласить её сниматься в этом
фильме. Эллис Уокер, уже знакомая с театральными работами Вупи, обратилась к
режиссёру Стивену Спилбергу с этим предложением, и актриса получила главную роль
Селии Джонсон, черной американки, духовно эволюционирующей на протяжении
повествования от забитой домохозяйки до самостоятельно мыслящей решительной
женщины. Яркий кинодебют Вупи Голдберг был отмечен наградой «Золотой глобус» и
номинацией на «Оскара».
Начав с глубоко драматической роли, Вупи Голдберг продолжила свою карьеру в кино
преимущественно в развлекательных жанрах: комедии, криминальные комедии,
детективы, сериалы, фантастика. Среди наиболее известных фильмов с её участием -
«Джек-Попрыгун», «
Воровка», «Роковая красотка», «Действуй, сестра!», «
Привидение»,
«
Рыцарь
Камелота» и т. п. За ней закрепилось амплуа обаятельного и эксцентричного
персонажа, независимой женщины, плюющей на любые условности, чему в немалой
степени способствовали культивируемый ею собственный повседневный образ.
Впрочем, широко известны и её драматические киноработы, например, в таких лентах
как «
Призраки Миссисипи», «Долгий путь домой», в фильме Андрея
Кончаловского «Гомер и
Эдди», принесшем ей Гран-при на Международном кинофестивале в
Сан-Себастьяне.
В 1991 году Вупи Голдберг получает награду «Оскар» за роль второго плана -
экстрасенса Оды Мэй Браун в фильме Джерри Цукера «
Привидение». На
Каннском кинофестивале 1992 года большой интерес вызвали фильмы «Серафина», где
Вупи Голдберг играла главную роль, и «
Игрок» Роберта Олтмена - жёсткая
сатира на голливудские нравы.
Вупи Голдберг также принимала участие в озвучивании мультфильмов, читала
дикторский текст в неигровом кино.
Телевидение
Одновременно с работой в кино Вупи Голдберг завоевывает и телевидение. Она
несколько лет была постоянной участницей юмористического шоу «Комическая
помощь», вела авторское ток-шоу.
Несколько сезонов снималась в фантастическом телесериале «Звёздный путь», в
некоторых других сериалах появлялась в качестве приглашенного гостя
(Детективное агентство «Лунный свет» (телесериал) 3й сезон 3я серия).
В 1994 году Вупи Голдберг дебютировала в качестве ведущей церемонии вручения
премий «Оскар»; с тех пор она имеет грандиозный успех в качестве ведущей
различных церемоний.
Личная жизнь, взгляды и убеждения
Вупи Голдберг трижды была замужем официально: за Элвином Мартином, отцом её
единственной дочери Александры (70-е годы), за фотографом Девидом Кассеном (1988-1990
гг.) и за бизнесменом Майклом Трахтенбергом (1994-1995 гг.)
Также ей приписывают несколько гражданских браков и романов, главным образом с
голливудскими актёрами и другими кинодеятелями: Фрэнк Лангелла, Тэд Дэнсон,
Тимоти Далтон,
Эдди Голд.
Вупи Голдберг не скрывает своих радикальных социальных взглядов, открыто
критикует консервативные действия администрации США и Республиканской партии,
выступая за равенство культур и религий, легализацию однополых браков. В 1998 году
она издала книгу под названием «Книга», где в присущей ей эксцентричной манере
высмеивает ханжество современного общества, скрывающееся под маской
политкорректности.