Рональд Уокен (Ronald Walken) родился в Квинсе, Нью-Йорк, в семье булочника. С юных лет
увлекся миром театра. Уже в 10 лет он выступал вместе с двумя братьями в телешоу и
параллельно учился в спецшколе. Режиссировал шоу будущий кинорежиссер Сидней
Люмет, а тексты сочинял Пэдди Чаевский, ставший впоследствии знаменитым
кинодраматургом.
Позднее, в 18 лет, Уокен играл в музыкальных комедиях и мечтал стать хореографом.
Отсутствие начитанности не помешало ему сыграть сотню ролей на Бродвее, а его
смелые интерпретации классики заслужили уважение критиков.
Один год проучился в университете (в одной группе с Лайзой Минели), отчислился из
университета по собственному желанию в конце года. Какое-то время подрабатывал
дрессировщиком львов, после путешествует по стране, участвуя в музыкальных ревю,
вплоть до 1966 года. Имя Рональд меняет на Кристофер в 1966 году, по совету одного из
друзей.
Дебют в кино состоялся в 1971, когда Крис сыграл роль налетчика в "Магнитных лентах
Андерсона". Успех роли брата героини в знаменитой “Энни Холл” (1977) стал
трамплином к участию в признанном шедевре “Охотник на оленей” (1978). Созданный им
образ Ника сделал его в одночасье всемирно знаменитым. Кто еще, кроме Уокена, мог
сыграть с таким блеском человека, превратившегося из травмированного
вьетнамским пленом солдата в отчаянного смельчака, играющего в русскую рулетку с
судьбой.
После роли Ника его в основном приглашали играть невропатов, отъявленных
мерзавцев, хладнокровных убийц, извращенцев-маньяков, патентованных злодеев. И он
с присущим ему высоким профессионализмом с честью справлялся с ролями,
нагруженными психическими отклонениями от нормы.
Несколько выбивались из этого ряда роли наемника в “Псах войны” (1980), пророка
Джонни в экранизации "Мертвой зоны" (1983) Стивена Кинга. В 1991 он сыграл простого
фермера в телевизионной мелодраме “Сара, высокая и простецкая женщина”. Но эти
роли скорее исключения, Голливуд любит его за другие фильмы: “Вид на убийство”
(1985), “Бэтмен возвращается” (1992) и “Одиночка” (1996).
В девяностые годы Кристофер Уокен становится одним из культовых актеров тех лет
не только в Соединенных Штатах, но и далеко за их пределами. Свое, внушающее страх
реноме, он закрепляет в фильмах ужасов: «Пророчество» (1995) Грегори Уайдена и
«Сонной Лощине» Тима Бертона. В 2002 году за роль в картине «
Поймай меня, если сможешь» Стивена Спилберга, номинирован на
«Оскар». В последние несколько лет актер все дальше отходит от образа злодея,
уделяя все больше внимания комедийным ролям: «
Незваные
гости» (2005), «
Человек года» (2006).
Работал он и с такими культовыми режиссерами, как Абель Феррара и Квентин
Тарантино. У Абеля он глава мафии в “Короле Нью-Йорка” (1990), вампир-абстинент в
“Зависимости” (1994) и безжалостный гангстер, играющий с католическими заповедями
в “Похоронах” (1996). У Квентина Тарантино (как сценариста) - в ироническом облике
Антихриста (“Настоящая любовь”, 1993) и в “Криминальном чтиве” (1994), в роли друга
погибшего отца героя Брюса Уиллиса.
В фильме “Посвящение” он сыграл писателя, заявлявшего, что его однажды уже
похитили инопланетяне. Впрочем, самого Уокена неоднократно называли
инопланетянином, а француженка К.Хаас после знакомства с ним перед премьерой
“Утешения чужаков” (1990), в которой он сыграл сатану-аристократа, с легкостью
совращающего парочку молодоженов, сравнила его с мертвецом.
Крис так легко владеет приемами комедий абсурда, черного юмора, театра жестокости
Антонена Арто, что его часто смешивают с персонажами, которых он играет. Между тем,
он не только божественно артистичен и многолик (недавно он написал абсурдистскую
пьесу об Элвисе Пресли), но и является истинным трудоголиком. А можно ли назвать
странностью то, что он тридцать лет прожил в браке с актрисой Джорджианной и не
любит рестораны, предпочитая готовить неприхотливую пищу самостоятельно?