70-е годы
Евгений Борисович Леонов-Гладышев родился 24 января 1952 года в Вильнюсе. В 1973 году
он окончил Ленинградский институт театра, музыки и кинематографии (мастерская
Василия Васильевича Меркурьева и Ирины Всеволодовны Мейерхольд) и стал актёром
киностудии «Ленфильм».
Впрочем, сниматься в кино он начал, еще учась на последнем курсе института. В 1972
году он впервые появился на экране в детской приключенческой драме режиссера
Радомира Василевского «
Включите северное сияние».
Затем последовали: главная роль в киноповести Юрия Рогова «
Докер», роли в военных лентах
«
Фронт
без флангов» и «
Фронт за линией фронта» и др.
Многим зрителям Евгений запомнился и полюбился по детскому романтическому
сериалу «
Волны Черного моря» (где он сыграл Петю Бачея) и кинороману Андрея
Кончаловского «
Сибириада» (Алеша
Устюжанин в юности). Кстати сам актер роль Алеши Устюжанина называл в числе самых
дорогих его сердцу.
Стоит отметить, что в первых своих фильмах Евгений снимался под фамилией Леонов,
но после картины «
Фронт
без флангов» он добавил к ней Гладышев (фамилию мамы), чтобы небыло совпадения
со знаменитым актером Евгением Леоновым.
«Место встречи изменить нельзя»
В картину «
Место встречи изменить нельзя» Евгения
Леонова-Гладышева пригласили, когда он снимался на Одесской киностудии в одной из
главных ролей в приключенческом фильме Самвела Гаспарова «Забудьте слово
«смерть».
Евгений Борисович вспоминает: «В перерывах между съемками приехал в Ленинград, и
мне предложили прочитать сценарий, который имел, в общем-то, обтекаемое для меня
название «
Место встречи изменить нельзя». Когда я его
прочитал, то понял, что ничего лучшего из кинодраматургии я раньше не видел. Потом
в моих руках появился роман братьев Вайнеров «Эра милосердия». Так я открыл для
себя замечательную литературу в жанре детектива».
Первоначально Евгению предложили попробоваться на одну из главных ролей - Володю
Шарапова. Но затем актер с большим огорчением узнал, что художественный совет его
не утвердил. (В итоге роль досталась Владимиру Конкину). И тогда Станислав
Говорухин предложил ему маленькую роль оперативника Васи Векшина.
Евгений Леонов-Гладышев никогда не считал для себя унизительным играть эпизоды.
«Эпизод - это малая форма существования персонажа в картине, и эпизод всегда
требует от актера большой творческой мобилизации ...поэтому эпизод надо играть
очень сочно, ярко, крупными мазками, если можно так выразиться», - утверждает он. К
тому же Евгений сразу же проникся короткой драматической жизнью своего
персонажа, который трагически погибает совсем еще молодым мальчишкой.
В создании убедительного образа Евгению Леонову-Гладышеву помог Владимир
Семенович Высоцкий, в малейших деталях знавший быт и нравы послевоенных лет. На
шею Васе Векшину надели белое морское офицерское кашне (в таком щеголяли
подростки, подчеркивая принадлежность к фронтовикам), а на руке сделали наколку
«Леля» (самое модное имя тех лет).
Так нередко бывает в кинематографе - можно сыграть немало ролей, но запомниться
зрителям по небольшому эпизоду. Вот и роль Васи Векшина стала визитной карточкой
Евгения Леонова-Гладышева. Актер признается: «...многие ленты из моего багажа
стираются даже в моей памяти, не говоря уже о зрительской. А вот «Место встречи...»
смотрю и получаю огромное удовлетворение. Вообще - от фильма, а не только от моего
маленького эпизода».
80-е - 90-е годы. Дальнейшие работы в кино
После фильма «
Место встречи изменить нельзя» Евгений
Леонов-Гладышев продолжал активно сниматься. Были в его багаже и удачи и
проходные роли. Нередко режиссеры приглашали Евгения в военные картины, - актер
очень хорошо подходил под амплуа молодцеватых лейтенантов, капитанов, майоров,
комиссаров. Все они были похожи друг на друга, менялось лишь количество звездочек
на погонах, но суть оставалась той же.
В 1992 году Евгений Борисович впервые попробовал себя в режиссуре. В соавторстве с
Виктором Трахтенбергом он поставил социальную драму «
Высшая мера» по
повести Е.Козловского «Бокс», где сам же сыграл одну из ролей. Картина затрагивала
очень серьезную тему - мучительные размышления человека, приговоренного за
преступление к смертной казни. К сожалению, по независящим от Евгения
Леонова-Гладышева причинам, до широкого зрителя она так и не дошла.
Возвращение в кинематограф
В 1994 году Евгений Леонов-Гладышев прервал свою карьеру в кино и переключился на
администрирование. Возвращение в кинематограф состоялось лишь спустя шесть
лет.
Начало «сериальной» деятельности Евгения Леонова-Гладышева положила «
Убойная сила», где ему довелось сыграть майора Шишкина. Однако к этой
своей работе актер относится скептически, считая, что проект весьма
непрофессионален, и уже через несколько лет зрители его забудут.
В том же 2000 году Евгений Борисович вернулся к режиссерской деятельности. Съемки
сериала «
Дом Надежды»,
рассказывающем о деятельности брачного агентства, он начал вместе с Виктором
Титовым. Но затем, в связи со смертью Титова, он заканчивал работу над фильмом уже
один.
Каждая из серий снималась в разных жанрах: комедия, лирическая комедия, мелодрама,
авантюрный детектив... Но все их объединяло одно - в сериале не было ни стрельбы, ни
насилия, ни крови, ни мордобоя. Евгений Леонов-Гладышев справедливо полагает, что
люди уже устали от боевиков.
В 2004 году Евгений снялся в роли начальника службы безопасности в сериале «
Потерявшие солнце». А в 2006 году появился в главной роли в сериале «
Атаман». По
поводу последней работы актера мнения зрителей разошлись. Кому-то сериал
понравился, а кто-то посчитал «
Атаман» неудачной попыткой
создания новопатриотического боевика.
Помимо работы в кинематографе, Евгений Борисович занимается и общественной
деятельность. Он - президент Гильдии актеров кино г. Санкт-Петербурга.
Личная жизнь
В первом браке Евгений Леонов-Гладышев прожил без малого двадцать пять лет. В
настоящее время он женат во второй раз. Его супруга Татьяна никакого отношения к
актерской профессии не имеет. Сам Евгений Борисович о своей жизни рассказывает:
«У меня замечательная супруга, я наконец обрел спокойный очаг. Общаюсь со своим
сыном от первого брака, у нас прекрасные отношения, он понимает, что жизнь
многогранна и так уж получилось... От второго брака я воспитываю взрослую дочь,
падчерицу, как говорят на Руси, она - профессиональная балерина, сейчас на
гастролях в Австралии. С возрастом начинаешь понимать, что при сумасшедшей жизни
в кадре или на сцене хочется все-таки иметь очень крепкие тылы. Я их приобрел в
лице своей Татьяны...»