Клаус Мария Брандауэр (Klaus Maria Brandauer) - австрийский актер театра и кино, сценарист,
режиссер. Настоящее имя - Клаус Георг Штенг (Klaus Georg Steng).
Ранние годы
Родился 22 июня 1944 в городе Альт-Аусзее (Австрия). Окончив школу, он поступил в
Штутгартский институт музыки и кино. Но до конца не доучился - ему казалось, что
слишком много времени уходило на фехтование, уроки дикции и прочую технику.
Актерский дебют состоялся в 1962 году. В середине третьего курса Клаус Мария
устроился на работу в небольшой провинциальный театр. Здесь он встретил Карин,
которая стала ему женой. У пары родился сын Кристиан.
Театр
Вскоре Брандауэр переехал в Дюссельдорф, где он получил главные роли из Шекспира,
Шиллера, Гете, Мольера... И партнеры оказались подарком судьбы, - к примеру,
Элизабет Бергнер. Брандауэр выходил с ней на сцену и завидовал: ему хотелось такой
же власти над зрителями.
Потом в его театральную карьеру вписались Вена, Мюнхен, Гамбург, Зальцбург,
Западный Берлин, Цюрих и снова Вена. С 1971 года он - ведущий актер и режиссер
старейшего, с глубокими традициями Бургтеатра Вены.
С 1975 играет на сцене «Зальцбургского фестшпиле».
Спустя много лет, уже активно снимаясь в кино, все равно душа его - в театре. На
сцене Бургтеатра он начинает играть сложнейшую роль - Гамлета в одноименной пьесе
Шекспира. На съемках фильма «
Из Африки» Брандауэр по
пятницам садился в Найроби в самолет, а в субботу и воскресенье играл Гамлета в
Бургтеатре. И в понедельник снова возвращался в Найроби. Актер прилетал из
Найроби или Лос Анджелеса на 80 из 100 спектаклей «Гамлета»!
В одном из интервью того времени Брандауэр заявил: «Я был и остаюсь театральным
актером. Двадцать лет назад я женился не только на своей жене, но и на театре. В то
же время я дитя этого века, в жизни которого заняли место кино, телевидение, радио.
Я совершаю прогулки в эти сферы, но всегда возвращаюсь на сцену».
Карьера в кино и на телевидении
Прекрасный театральный актер, Брандауэр относился к кинематографу и скептически
и первую роль в кино сыграл в 28 лет в фильме «Зальцбургская банда» (The Salzburg Connection,
1972) Ли Кечина.
В 1975-1978 гг. работал в театре и на телевидении, где снялся в шести телесериалах. Лишь
через 7 лет после кинодебюта Брандауэр получил первые положительные отклики
кинокритики, блистательно сыграв немецкого дипломата в картине «
Октябрьское воскресенье» (Oktуberi vasárnap - The October Sundаy, 1979)
А.Ковача, классика венгерского кино. Именно благодаря венгерским
кинематографистам австриец Брандауэр стал кинозвездой первой величины.
Всемирную известность и премию в Каннах «за главную мужскую роль» Брандауэру
принес фильм «
Мефисто» (Mephisto, 1981), снятый венгерским режиссером Иштвана Сабо по
одноименному роману Клауса Манна (1906-1949). Роль Хендрика Хефгена, актера
провинциального театра, сделавшего карьеру во времена Третьего Рейха, открыла
Брандауэру дверь в мировое кино. «
Мефисто» - первый фильм из
«немецкой трилогии» Сабо. Немецкий антифашист Клаус Манн написал эту книгу в 1936
году в эмиграции. У героя романа был реальный прототип: знаменитый актер и
режиссер Густаф Грюндгенс, ставший баловнем меценатствующих нацистов. Считается,
что он был лучшим
Мефистофелем немецкого театра. Случайное, но по-своему выразительное
совпадение. Густав Грюндгенс умер в Маниле в 1963 году, в тот самый день, когда
Брандауэр впервые в своей жизни вышел на профессиональную сцену - в пьесе
Шекспира «Мера за меру». Книга Клауса Манна, в которой под именем Хендрика Хефгена
выведен Грюндгенс, произвела на Брандауэра сильнейшее впечатление... Спустя 17 лет,
когда Иштван Сабо позвонил ему с предложением, Брандауэр закричал в трубку: «Это
моя роль, я твой человек». Так режиссер и актер нашли друг друга.
Продолжением темы «истории одной карьеры» явились фильмы «
Полковник Редль» (Oberst Redl, 1985) по пьесе Д.Осборна «Патриот для себя» и «
Хануссен» (Hanussen, 1988), в каждом из них Брандауэр сыграл главную роль. Роль
Альфреда Редля - лучшая работа Брандауэра в кино. Вместе с Сабо Брандауэр создал в
мировом кино амплуа «государственного деятеля», «личности в истории», показав,
какие психологические мутации происходят с человеком, который соприкоснулся с
властью. Логическим завершением «истории одной карьеры» для Брандауэра стали
роли Ленина в фильме «Вера, Надежда, Кровь» (Vera, nadezhda, krov», 2000) и Юлия Цезаря в фильме
«
Друиды»
(Druids, 2001).
Брандауэр сыграл в кино около 50 ролей, много раз был удостоен престижных
международных кинопремий. За роль барона Брора Бликсена в фильме «
Из Африки» (Out of Africa,
1985) С.Поллака получил премии «Оскар» и «Золотой глобус», Премию Британской
киноакадемии, премию нью-йоркской критики, национальные награды. Первое
предложение, которое Брандауэр принял в Соединенных Штатах, был фильм из серии о
Джеймсе Бонде «Никогда не говори „никогда“» (1983). «Это было что то вроде
провокации с целью привлечь к себе внимание, чтобы участвовать в следующем, уже
серьезном фильме, - улыбается актер. - В некотором смысле идея сработала. Думаю, то,
что я стал работать в Америке, неплохо. Если я просто встречаю хорошего человека, и
то уже считаю, что стал богаче. А здесь я встретился с целым кинематографом».
В 1980-1990-е годы Брандауэр снимается в английских, итальянских, американских и
российских фильмах. Наиболее заметные роли сыграны им в картинах «
Из Африки» и «
Жгучая тайна» (Burning Secret, 1988) британца Э.Биркина. Даже незамысловатые роли
актер превращает в яркие запоминающиеся работы, как в фильмах «Никогда не говори
никогда» (Never Say Never Again, 1983) И.Костнера, «
Детский сад» (Detsky sad,
1983) Евг.Евтушенко, «Русский дом» (The Russia House, 1990) австралийца Фр.Скепси.
Все лучшие роли Брандауэра - исторические. В фильме «
Французская революция» (1989) он играл Дантона. Критиков поразил
контраст между приватным Дантоном и профессиональным революционером. Отмечали
также, что французские актеры играли в романтической традиции, а он в острой
современной технике. Самому же Брандауэру «было просто смешно, что во французском
фильме о французской революции Дантона играет австриец». А затем он создал
незабываемый образ
Рембрандта.
Режиссура
В 1989 году Брандауэр начал сам снимать кино, выступая в качестве сценариста,
режиссера и исполнителя главных ролей. Его первая картина «Семь минут / Георг
Эльзер - один из Германии» (Georg Elser - Einer aus Deutschland, 1989) получила несколько
национальных призов. Этот фильм, снятый по новелле Стива Шеперда «Мастер»,
поведал историю простого провинциального плотника, покушавшегося на Гитлера.
«Семь минут» посмотрело около полумиллиона зрителей. Для такой картины это очень
большой успех. Кроме того, фильм получил многочисленные призы. Однако роли,
сыгранные Брандауэром в «немецкой трилогии» Сабо, остаются лучшими в его карьере
актера.
В 1994 Брандауэр снял фильм «
Марио
и волшебник» (Mario und der Zauberer) по новелле Томаса Манна, который был представлен в
конкурсной программе XIX Московского МКФ. Он же сыграл в нём главную роль. Был
удостоен престижной телевизионной премии «Эмми» и «Золотого Глобуса» за «лучшую
роль второго плана» в телевизионном сериале «Представляя Дороти Дэндридж»
(Introducing Dorothy Dandridge, 1999).
Личная жизнь
В 1992 году Брандауэра постиг тяжелый удар: в возрасте 49 лет умерла от рака его жена
Карин. Сразу после ее смерти в газетах появились статьи с заголовками типа:
«Мировая звезда говорит со своей мертвой женой» или «Брандауэр не вынесет смерти
жены». В своей жизни и в своей работе Клаус Мария делал немало вещей только для
того, чтобы порадовать Карин...
В июле 2007 года актёр женился на
Натали Кренн. Живёт в родном
городке Бад-Аусзее, в Вене и в Нью-Йорке.
Каким Брандауэр представляет себя в старости? «Я сижу с друзьями в моей
излюбленной пивной в моем родном городке и рассказываю: „А потом, ребята, я снялся
в голливудском фильме о Джеймсе Бонде“. Это звучит неплохо даже из уст беззубого
старика»...