Фатеева Наталья Николаевна родилась 23 декабря 1934 года в Харькове.
В 1952 - 1954 гг . - училась в Харьковском театральном институте.
В 1958 году окончила Всесоюзный государственный институт кинематографии (ВГИК,
мастерская С.Герасимова и Т.Макаровой).
В 1958 - 1959 гг. и с 1961 г. - актриса Театра-студии киноактера,
в 1959 - 1961 - актриса Московского драматического театра им. М. Н. Ермоловой.
Снялась более чем в 60 фильмах и сериалах. Всенародную известность получила в 1963
году в комедии "Три плюс два", где сыграла укротительницу тигров и была партнершей
Андрея Миронова.
Детство
Наталья Фатеева родилась 23 декабря 1934 года в Харькове. Ее мама, Фатеева Екатерина
Васильевна, работала в легкой промышленности - директором ателье мод. Отец -
Фатеев Николай Демьянович был военнослужащим. Хотя в семье Фатеевых никто и
никогда профессионально с искусством связан не был, многие родственники были
людьми артистичными и музыкальными. Так отец Натальи мог запросто подобрать
любую мелодию на фортепьяно, а его сестры пели в церковном хоре. Наталья тоже от
природы была наделена и слухом, и голосом. С ранних лет она мечтала о карьере
актрисы. Девочка буквально не вылезала из оперного театра, пересмотрев и
переслушав не раз все спектакли. Некоторые арии она знала наизусть. Но в школьный
драматический кружок ее не взяли из-за слишком высокого роста.
Видя склонность дочери к музыке, родители отдали Наталью в музыкальную школу.
Отец даже за две пары сапог выменял для нее пианино. Но в музыкальной школе, по
словам самой Натальи, ей не повезло с педагогами... Зато в спорте юная Фатеева
достигла немалых успехов. Ее без труда приняли в секцию легкой атлетики на
стадионе «Динамо», и вскоре она стала чемпионкой города по прыжкам в высоту, в
длину и даже по толканию ядра. И все же в душе у разносторонне способной девочки
теплилась лишь одна мечта - сцена.
Театральный институт
В 1952 году Наталья Фатеева вопреки воле родителей и отговорам друзей решила
поступать в Харьковский театральный институт. Это ей удалось с первого же захода:
у нее одной из всех абитуриентов по всем экзаменам были отличные оценки.
Первоначально все у Натальи складывалось замечательно. За отличную учебу она
стала получать именную стипендию. Вскоре ее, как одну из самых красивых и
талантливых студенток, пригласили работать диктором на местное телевидение. И
тут, как это часто бывает, нашлись завистники, которые не смогли пройти мимо
успехов начинающей актрисы. Что произошло дальше, точно не известно, но Фатееву
отчислили из института. Наталья не пала духом и отправилась в Москву, поступать во
ВГИК.
Первым мужем актрисы был ее однокурсник по Харьковскому институту культуры
Леонид Тарабаринов, актер Театра имени Шевченко в
Харькове.
ВГИК, первые роли
1956 год принес Наталье Фатеевой удачу. Она дебютировала на Киностудии имени
Довженко, сыграв Таню Оленину в фильме «
Есть
такой парень». В том же году ее познакомили с Сергеем Герасимовым, который взял
молодую актрису во ВГИК в свою мастерскую. Причем зачислили ее сразу на 4-й курс,
чего не случалось за всю историю института.
Тогда же 21-летняя Наталья Фатеева познакомилась с начинающим 32-летним режиссером
Владимиром Басовым . В 1957 году он пригласил ее на одну из ролей в свою картину «
Случай на шахте восемь», а спустя некоторое время они поженились.
В период учебы Фатеева снялась также в фильмах «
Капитан «Старой черепахи» и «Дело «пестрых». Но, признаться,
эти картины, равно как и фильм Басова, были откровенно средними по уровню.
1958 - 1962 годы. Развод
По окончании в 1958 году ВГИКа Наталья Фатеева проработала год в Театре-студии
киноактера, после чего ее пригласили в Театр имени Ермоловой. Там она сыграла
главные роли в спектаклях «Два упрямца» Назыма Хикмета с В. Якутом и «Три
товарища» Э.М. Ремарка с В. Андреевым.
Произошли изменения и в личной жизни актрисы. В 1959 году у Натальи родился сын,
которого назвали в честь отца Владимиром. Однако это не удержало брак Фатеевой и
Басова от распада. Что же случилось? Наталья Фатеева объясняет это так: «Этого
человека я очень любила. Термос ему носила на съемки. Меня восхищала его
одержимость. Когда мужчина любит свое дело и выкладывается, его не ревнуешь к
этому делу... Но вот он... Он ревновал меня к моей внешности, нервно реагировал на
робкие успехи в кино и театре. Я очень долго не решалась расстаться с Басовым, он
душу мою привязал к себе, но так меня мучил в последнее время, что я на это скрепя
сердце пошла... Он же и после развода не успокоился, бегал по киностудии, хлопотал,
чтобы меня больше не снимали... И при этом сына своего не видел целых десять лет,
хотя мы и жили на одной улице...»
Тем временем режиссеры обратили внимание на молодую актрису, посыпались
предложения. Правда, приглашали Фатееву в традиционные советские фильмы, как
принято говорить - репертуарные, отличавшиеся общим средним уровнем. Красотой и
талантом Натальи Фатеевой режиссеры попросту прикрывали слабость драматургии.
Загруженность Натальи Фатеевой в кино и необходимость воспитания сына привели к
невозможности работы в театре Ермоловой, и в 1961 году актриса вновь вернулась в
Театр-студию киноактера, где впоследствии проработала много лет.
«Три плюс два»
Всенародная слава пришла к Наталье Фатеевой в 1963 году после выхода комедии «
Три плюс два». Пригласил ее на роль укротительницы Зои сам режиссер -
Генрих Оганесян. Подружку Зои сыграла Наталья Кустинская, а трио мужчин - Андрей
Миронов, Евгений Жариков и Геннадий Нилов. Большая часть съемок велась в Крыму,
кое-что снимали в Риге, а сцены в цирке - в Ленинграде. Именно там Фатеевой довелось
сняться с настоящим тигром, которого дрессировал Вальтер Запашный.
Во время съемок фильма между Натальей Фатеевой и Андреем Мироновым вспыхнул
роман. Актриса признавалась: «С Андреем мы очень подружились. Он был именно
хорошим другом, были долгие и теплые отношения, после тяжелого разрыва с Басовым
он мою душу очень отогрел. Вот Андрюша, хоть и не имел тогда такого богатства,
опыта душевного, - с ним было очень хорошо, он интеллигент настоящий, прекрасный
сын своих родителей, я ему за многое благодарна...» А вот, что рассказывала мама
Андрея, актриса Мария Миронова : «Когда они расстались, он страдал. Эпистолярный
жанр почти исчез в наши дни - и Андрей тоже в основном звонил мне. Но иногда и писал.
Почти все его письма относятся к периоду любви и расставания с Наташей. Он писал о
своих чувствах к ней. И как писал... Я до сих пор отношусь к этой женщине с огромной
нежностью...» После выхода фильма все его герои стали мгновенно популярны.
Особенно полюбились зрителям две красавицы, две Наташи - Фатеева и Кустинская .
Всем казалось, что подружки по фильму, они являются подругами и в жизни. На самом
деле некоторое время они поддерживали дружеские отношения, но продолжалось это
недолго. Причиной стал мужчина...
В 1965 году Фатеева впервые съездила в США (первый ее заграничный вояж состоялся
тремя годами раньше). Во время этой поездки она побывала в Голливуде: "Мы попали на
площадку, где снимался фильм "Кто боится Вирджинии Вулф?". Ричард Бартон и Элизабет
Тейлор снимали эту картину и никого не пускали. Но к нам вышли. И мы с ними
разговаривали. Я помню, что Тейлор очень маленького роста..."
Борис Егоров. Второй брак
Наталья Фатеева никогда не испытывала недостатка от внимания мужчин. В середине
60-х, когда фильмы с ее участием выходили один за другим (киноповесть Фрунзе
Довлатяна «
Здравствуй, это я!», комедия Евгения Карелова «Дети Дон Кихота»,
приключенческий фильм Станислава Говорухина «
День ангела»...), она
была особенно популярна. Отказывая многочисленным поклонникам, Наталья внезапно
увлеклась сама. Ее избранником стал летчик-космонавт, 30-летний Борис Егоров. В
октябре 1964 года он совершил полет в космос на корабле «Восход» и получил за это
звание Героя Советского Союза. Вскоре Борис развелся и женился на Фатеевой. А в 1969
году у них родилась дочка, которую назвали Наташей.
Этот брак оказался таким же непрочным, как и предыдущий. Супруги оказались
совершенно разными людьми, чужими друг другу. Первую трещину брак дал в 1969 году,
когда Фатеева уехала в Румынию на съемки музыкального фильма «
Песни моря». В
нем она снималась в главной роли вместе с популярным румынским певцом Даном
Спатару. Плененный красотой советской актрисы, певец, который всегда считался
донжуаном, решил за нею приударить. Конечно же, нашлись «доброжелатели», которые
сообщили все Егорову. Отношения становились все более холодными. Чтобы как
воскресить былые чувства, Фатеева решила на очередное празднование Нового Года
пригласить Наталью Кустинскую с ее мужем Олегом. Тогда Борис Егоров впервые
обратил внимание на Наталью Кустинскую. А спустя полгода он признался ей в любви.
Их вторые половины были тогда в отъезде. Порвав со своими семьями, Кустинская и
Егоров начали совместную жизнь, прожив вместе два десятка лет...
Наталья Фатеева вспоминает: " Когда мы разводились, от его благородства не
осталось и следа. Он утащил у меня машину, отсудил квартиру - я потом жила в
коммуналке. Все это я бы могла ему простить. Но то, что он свою дочь, которой сейчас
24 года, в последний раз видел в двухлетнем возрасте, этого я понять не могу. В
голове не укладывается: что же за мужья у меня были, что же за отцы из них
получились...» Наталья Фатеева не простила этого своей разлучнице. В один миг они
стали самыми злейшими врагами. И эта вражда растянулась на десятилетия.
70-е - 80-е годы
Пик популярности актрисы пришёлся на середину 60-х. Но вскоре в кино начала
утверждаться новая эстетика, в центре которой стоял обычный человек - не с экрана,
а с улицы. В 70-е годы творческая биография Фатеевой пополнилась новыми ролями,
однако ни одна из них не принесла ей достаточного удовлетворения. Из наиболее
запомнившихся ролей того периода можно назвать разве что четыре: Людмила в
«Джентльменах удачи», Павлина в «Летних снах», завуч в «
Розыгрыше» и Ирина
Соболевская в «
Место встречи изменить нельзя». Совершенно
разные персонажи, некоторые, как Людмила из «Джентльменов удачи», и вовсе почти
эпизодические. Но в каждой своей роли Фатеевой удавалось сыграть убедительно,
создать полнокровный характер, обнажить душевное состояние персонажа, как это
сделала она, например, в популярном телесериале Станислава Говорухина «
Место встречи изменить нельзя». Ее модистка
Соболевская остро переживает ситуацию, когда единственный мужчина,
соответствующий ее романтическому идеалу, оказывается отпетым бандитом и
убийцей подруги.
Почти каждая героиня Фатеевой стоит перед выбором между чувством и долгом. И
каждой приходится его делать. Если в 1960-е годы ее героини отказывались от любви во
имя некой абстрактной идеи, как того требовали идеологические установки времени,
то в 1970-1980-е годы они уже боролись за свое женское счастье. С годами проявилась еще
одна грань таланта актрисы - ее многоплановость. Фатеева доказала, что может
сыграть в комедии, в мелодраме, в фильме на «производственную» тему, в мюзикле, в
исторической картине, и даже в детективе. Она играла учительниц и экономисток,
инженеров и спортсменок, колхозниц и княгинь...
Много и успешно Наталья Фатеева занималась дубляжом иностранных картин. Их в ее
биографии более двухсот. Ее голосом говорили Софи Лорен, Леа Массари, Беата
Тышкевич, Невена Коканова, Барбара Брыльска и многие другие.
Общественная работа
В советское время Наталья Фатеева никогда не заявляла о своих политических
пристрастиях. Она казалась совершенно аполитичной. На самом же деле, поездив по
миру, актриса воочию убедилась в лживости существующей системы. Советский строй
Фатеева откровенно презирала, и воспитала в этом духе сына. Владимир Басов
рассказывает: «Я фантастическим антисоветчиком был всегда. Меня в школу вызывали
к директору, я хамил, лез на рожон. Чуть ли не плевал в Мавзолей. И научила меня
всему этому мама. Она же мне подсовывала Солженицына и рассказывала, какая это
страшная страна. Мы с ней слушали Би-би-си и "Голос Америки". Она меня так
настраивала...» Когда началась перестройка, Наталья Фатеева оказалась в первых
рядах общественных деятелей, активно поддерживающих преобразования в стране,
ратовавших за новую жизнь в свободной России.
Подлинным гражданским поступком стало ее обличительное заявление в адрес В. В.
Жириновского и ЛДПР во время празднования так называемого «нового политического
года» в Кремле в декабре 1993 года. С момента основания демократического движения
«Выбор России» Наталья Фатеева - его активный участник и член партии
«Демократический выбор России». На выборах Президента России в 1996 и 2000 годах была
доверенным лицом соответственно Б.Н. Ельцина и В.В. Путина.
Личная жизнь
Личная жизнь актрисы так и не сложилась: она еще раз вышла замуж, и опять неудачно.
Почему? Сама она так отвечает на этот вопрос: «Все мои браки были примерно
одинаковой продолжительности. Три года люблю, два года терплю. Пятилетка, все
по-советски. В браках я была обычной женой. И носки стирала, и готовила, все как у
всех. Быт советский - это пытка. А в моей профессии - так и вдвойне: мне же надо
следить, чтобы руки не страшные были, чтобы лицо не старело... Предавала профессию
из-за любви. Но потом чаще всего оказывалось, что своим «суженым» я нужна была для
самоутверждения... Я четыре раза разводилась. Этого достаточно. Это были тяжелые
разводы, они мне стоили жизни, здоровья, каждый раз приходилось начинать
сначала...»
Одно время не очень благополучно складывались отношения Фатеевой с обоими
детьми. Но со временем все нормализовалось. Сын Владимир Басов-мл. снялся в
нескольких картинах, стал кинорежиссером. Дочь Наташа трижды поступала в
институт, хотела стать журналистом, но все три раза проваливалась на экзаменах. В
конце концов, она устроилась работать в инофирму, живет с мамой.
Кино 90-е годы
В 1991 году Наталья Фатеева снялась сразу в четырех картинах. Наиболее удачной была
роль Актрисы в исторической драме Рустама Хамдамова «
Анна
Карамазофф».
После этого, Фатеева, как и многие ее коллеги-артисты, не желающие сниматься в
«чернухе», была выброшена из кино. За последующие 10 лет Фатеева снялась лишь в
нескольких фильмах, среди которых: комедия Владимира Грамматикова «
Осенние соблазны», семейная драма Марины Крымовой «
Никто не хотел уезжать», историческая драма Рубена Мурадяна «
Дорога на край жизни» и другие. Одна из последних работ актрисы - роль
жены Меньшикова в историческом сериале Светланы Дружининой «Тайны дворцовых
переворотов».
Наталья Фатеева сегодня
В среде киношников Фатеева всегда считалась большой любительницей животных.
Когда она появляется в Болшевском доме отдыха кинематографистов, персонал уже
знает, что в свой номер она обязательно будет приводить несчастных животных,
ухаживать за ними.
Главной отличительной особенностью Натальи Фатеевой всегда была ее красота. И
сегодня, несмотря на годы, она выглядит великолепно. Сама актриса признается:
«Секреты очень простые: я слежу за собой всю жизнь. Не ем мяса, практически не
употребляю спиртного (изредка стаканчик красного вина не в счет), не курю... В
юности занималась легкой атлетикой, долгие годы бегала, плавала, ходила на лыжах.
Сейчас вот посещаю бассейн, делаю по утрам гимнастику по системе йогов. Кроме
того, слежу за лицом: регулярно делаю массаж, пользуюсь хорошими... Еще один секрет:
несмотря на все передряги жизни, я всегда исповедовала философию действенного
добра, оптимизма. Как ни странно, это тоже благотворно отражается на внешности... Я
очень люблю дисциплинированно жить. То, что я есть, я выстрадала своей жизнью. Я
считаю, я прожила достойно. Мне не стыдно за мою прожитую жизнь...»
Наталья Николаевна возглавляет Попечительский совет Фонда социальной защиты
кинематографистов (сменила на этом посту Наталью Гундареву), по сути это фонд
помощи стареющим актерам и студентам. Подала в суд на Никиту Михалкова и на
Бурляева. Посещает процесс над Михаилом Ходорковским. Подписывала письмо в
защиту Светланы Бахминой. Член партии "Демократический выбор России", в 1999 году
агитировала за СПС. На выборах президента России в 1996 и 2000 годах была,
соответственно, доверенным лицом Бориса Ельцина и Владимира Путина. Сейчас
оптимизма по поводу политической ситуации в России Наталья Николаевна Фатеева не
испытывает, открыто критикует Путина.