Родился 17.7.1934 в Сент-Джон, провинция Нью-Брансуик, Канада. Учился в университете в
Торонто. Участвовал в спектаклях любительской театральной труппы. В 1956 г. уехал в
Великобританию.
Учился в Королевской академии драматического искусства. Играл в ряде английских
провинциальных театров и на ТВ, затем дебютировал на лондонской сцене. В кино с 1964
г.
Первые роли на экране этого высокого, худого, с оригинальным лицом,
экстравагантного актера были обусловлены его необычной внешностью, особенным,
свойственным лишь ему тембром голоса.
Это были персонажи ущербные, патологические, чаще всего в фильмах ужасов, в
которых Сазерленд играл с присущей ему артистичностью и чувством юмора ("Замок
живых мертвецов", 1964, "Дом ужасов доктора Террора", 1964, "Фанатик", 1966).
Настоящая известность пришла с ролью сержанта Хакки Пирса в картине Р. Олтмена
"M.A.S.H" ("Военно-полевой госпиталь", 1970). Сценарий этой "черной" комедии, состоящий из
остроумных диалогов, скетчей и импровизаций, в центре которого проделки трех
друзей-хирургов, дал возможность Сазерленду проявить искрометное комическое
дарование, сочетающееся с талантом передавать одновременно и драматический
подтекст роли. В гротескной манере Сазерленд вместе со своими партнерами
развенчивал миф о "бравом" солдате, вынужденном вести войну без идеала. В его игре
сочетаются и эпатаж, граничащий со скандалом; и смех - на грани истерики. Через год
актер обращает на себя внимание новой, далекой от острой характерности, скорее,
лирической ролью - частного сыщика в фильме А. Пакулы "Клют" (1971). Его герой
приезжает в Нью-Йорк, чтобы найти своего бесследно исчезнувшего друга, но
неожиданно влюбляется в "девушку по вызову" (Джейн Фонда), которой угрожает
убийца-психопат. Благодаря великолепному актерскому дуэту, лента, первоначально
задуманная как динамичный триллер, стала больше похожа на психологическую драму.
Сазерленда увлекло исследование чувств своего персонажа, не избалованного
судьбой, одинокого и неустроенного. Интерес к внутреннему миру человека, к
болезненным проявлениям его психики явственно прозвучал в интерпретации образа
Джона Бакстера в картине "Теперь не оглядывайся" (1973) Н. Роэга, снятой по рассказу
Дафны Дюморье "Страшное потрясение в декабре в Венеции". Герой фильма постоянно
находится во власти страха, навеянного навязчивой, преследующей его мучительной
мыслью о смерти. Сазерленд великолепно передает близкое к помешательству
смятение Бакстера, который не в силах отличить реальность от собственного
вымысла.
В ленте "День саранчи" (1975) Дж. Шлезингера Гомер в исполнении Сазерленда - типичный
антигерой. Актер представляет его этаким "человеком в футляре", в судьбу которого
неожиданно врывается несчастье в облике снедаемой низменными страстями
голливудской девушки из массовки. Ослепленный любовью, чудовищно стеснительный,
неловко сжимающий свои большие руки, Гомер выглядит большим ребенком, нелепым и
глуповатым, в своей донкихотской доверчивости к тому пошлому миру. которому он
так радушно открыл дверь своего дома. "День саранчи" вызывает ассоциации с
библейским "Днем гнева". И Сазерленд показывает в финале картины, как страшна
может быть ярость внезапно прозревшего и увидевшего себя на краю пропасти
человека.
В своих ролях, а их у Сазерленда более шестидесяти, актер охотно меняет амплуа. Его
фашист Аттила в фильме "Двадцатый век" (1976) Б. Бертолуччи занимает в этой
исторической фреске подобающее зловещее место. В исполнении Сазерленда он
предстает как теоретик и практик жестокости. Актер делает его в фильме символом
черного тоталитаризма, нависшего над Европой в XX веке.
И в этом же году им создан абсолютно противоположный характер - Казановы - в
одноименной ленте Ф. Феллини, оригинально трактующий легендарную личность.
Сазерленд нашел свой ключ к пониманию противоречивой и до конца не разгаданной
фигуры знаменитого венецианца. У актера это - трагический персонаж, как бы
вынужденно играющий навязанную ему роль и наивно полагающий, что известность ему
принесли научные труды, а не амурные похождения, легенды о которых стали известны
всему миру. Эта роль, как, впрочем, и некоторые другие работы Сазерленда, порой
воспринимаются неоднозначно как критикой, так и зрителем. Его самобытный талант,
в силу своей неординарности вызывает споры.
Со своей первой женой, Лоис Хардвик, Дональд познакомился во время учёбы в
университете в Торонто. Брак продлился с 1959 по 1966 год. В 1966 же, он женился на
актрисе
Ширли
Дуглас, от брака с которой у него двое детей: сын Кифер и дочь Рэйчел, оба
стали актерами. В 1970 году пара рассталась. Со своей третьей женой, канадской
актрисой Франсин Расетт он познакомился на премьере фильма "Чужой гром", в 1974 году.
В 1990 году был заключен официальный брак. У пары три сына: Россиф, Энгус и Роуг.