Детство
Константин Хабенский родился в 1972 году в Ленинграде. Его отец работал инженером,
мама по профессии - преподаватель математики. Здесь маленький Костя пошел в ясли,
а затем в детский сад. В первом классе он вместе с родителями переехал в
Нижневартовск. В этом приполярном городе он прожил четыре года. В 1985 году семья
Хабенских вернулась в родной Ленинград.
Решение стать актером
В детстве Костя Хабенский не помышлял о карьере актера. Мальчик мечтал лишь о том,
чтобы поскорее уйти из школы. Окончив 8 классов без «троек», Константин поступил в
техникум авиационного приборостроения и автоматики. Но завершить здесь обучение,
ему было не суждено: «Я проучился три курса, защитил курсовик - и тогда понял, что
совершенно ничего не понимаю в технической стороне этого дела. Теоретически еще
понятно, а вот чтобы знать, где там чего подпаять... В общем, мне стало ясно, что надо
идти куда-то в другую сторону».
В те годы Константин все свободное время проводил среди друзей, как их тогда
называли «неформалов». Как-то раз вся их компания была приглашена в театр-студию
«Суббота». Руководители пытались привить ребятам любовь к театру. Хабенский
вспоминает: «Я прирос, еще - мой друг. Остальные - не приросли. А было нас человек
пятьдесят. Я стал работать монтировщиком и по мере сил выходить на сцену
"театральным горошком" (это когда на сцене стоит главный герой, а вокруг, вместо
того, чтобы вешать задники, ставят людей; так выгоднее - быстрее убирается и
вешается)».
Постепенно Константин втянулся в театральную жизнь, и логичным итогом этого
стало его решение поступать в театральный институт. Он выбрал Ленинградский
Государственный Институт Театра, Музыки и Кинематографии (ЛГИТМиК), куда и
поступил в 1990 году в мастерскую В.М. Фильштинского, одного из лучших мастеров
актерской школы в стране.
Вместе с ним учились Михаил Трухин, Михаил Пореченков (известный зрителю как
«агент национальной безопасности») и Андрей Зибров. Ребята очень сдружились и
старались везде держаться вместе.
Первые работы в кино
Свою первую роль в кино Константин Хабенский сыграл в 1994 году. Это был эпизод в
эксцентрической комедии Владимира Зайкина «
На
кого Бог пошлет», который вряд ли кто из зрителей заметил. Так что настоящим
дебютом его вряд ли стоит считать.
В 1995 году, окончив ЛГИТМиК, Константин был принят в Экспериментальный театр
«Перекресток», где провел один год. Одновременно он работал на Региональном ТВ в
качестве ведущего отдела музыкальных и информационных программ.
В 1996 году Хабенский перешел в московский Театр Сатиры им. А.И.Райкина. Здесь
молодой актер был занят в основном на вторых ролях. Среди его работ - спектакли
«Трехгрошовая опера» и «Сирано де Бержерак». Тогда же произошло его второе
пришествие в кино, которое оказалось более удачным - в 1998 году он снялся сразу в
трех картинах: в российско-венгерской детективно-фантасмагорической мелодраме
Томаша Тота «
Наташа», мелодраме Дмитрия Месхиева «
Женская собственность» и социальной драме «
Хрусталев, машину!».
Первые роли, как признается актер, он получил случайно. Роль в «Наташе» досталась
актеру после встречи с венгерским режиссером Томашем Тотом. «Мы поговорили, -
вспоминает Константин, - тот спросил: «Будешь сниматься?» - я сказал: «Буду!» Потом
выпили водки. Так началась работа в кино». Так же случайно он оказался и в картине
«
Женская собственность». Актер вспоминает: «Спускаюсь на студии по
лестнице, навстречу поднимается какой-то тип, смотрит на меня: «Что-то я тебя не
знаю!» - Отвечаю: «Я тебя тоже не знаю!» - и мы разошлись. А потом ко мне подходят и
говорят, что это был режиссер Дима Месхиев и что я утвержден на роль в его новом
фильме «
Женская собственность».
Благодаря этим работам на Хабенского обратили внимание, и вскоре он уже снялся в
небольшой роли в триллере Николая Лебедева «
Поклонник», а затем уже в
одной из главных ролей в драме Владимира Фокина «
Дом для
богатых». За работу в картине Владимира Фокина Хабенскому была присуждена
премия в номинации «Лучшая мужская роль» на Гатчинском кинофестивале
«Литература и кино».
Тем временем продолжалась и его работа в театре. С 1996 года Хабенский выступал на
сцене Театра имени Ленсовета, где играл заглавную роль в спектакле «Калигула».
Среди других работ актера: Дурачок Карл в «Войцеке» Г. Бюхнера, Эстрагон в
спектакле «В ожидании Годо» С. Беккета, Валентайн в «Поживем - увидим» Б. Шоу.
Игорь Плахов
Роль оперативника Игоря Плахова в популярном сериале «
Убойная сила»
досталась актеру неожиданно для него самого. Вот что он рассказывает по этому
поводу: «Там никак не могли найти главного героя, хотя снимать уже начали. Я
приехал на пробы после спектакля, уставший. Режиссер мне объясняет концепцию
сериала, а я стою с умным лицом, улыбаюсь - сил говорить уже не было. И вдруг слышу:
«Так, берем Хабенского! Даже и пробовать не будем - все понятно».
Благодаря «Убойной силе» Хабенский стал известен не только в среде театралов и
киноманов, но и среди любителей скоротать время дома у телевизора. Сегодня вряд ли
найдется телезритель, не видевший знаменитую пару оперов Игоря Плахова и Васи
Рогова в исполнении Константина Хабенского и Андрея Федорцова. Такие разные и
внешне и по характеру, они необычайно органично смотрелись вместе на экране.
О своей работе в сериале Константин отозвался так: «Конечно, у сериалов много
минусов. Есть актеры, которые принципиально в сериалах не снимаются. Однако, если
ты знаменит, ты можешь себе позволить отказываться от таких ролей. Сериал считают
второсортным кино, и актер уже известный, состоявшийся, возможно, не станет в нем
сниматься, чтобы не испортить себе биографию. А мне портить нечего. Мне нужно
работать, меня должны знать в лицо. Это очень важно для актера. К тому же я понимаю,
что сериал - это достаточно легкий успех, если это вообще можно называть успехом.
Голова немного покружилась от этой славы и перестала. Хочется равняться на
великих, таких как Евстигнеев, Леонов, Чаплин. А вообще, я благодарен тем
режиссерам, с которыми работал...»
2000-2004 годы
Работа в сериале приносит не только мгновенную популярность. Один раз удачно
сыгранная роль, найденный типаж, которые так полюбились зрителям, вводят в
искушение сниматься в последующих продолжениях. Это постепенно ведет к
вероятности стать актером одной роли. Вспомните Алексея Нилова или Сергея Селина.
До «Ментов» у обоих было по десятку ролей, среди которых были и заметные. Ныне они
известны, лишь как Ларин и Дукалис.
К счастью с Константином Хабенским этого не произошло. В том же 2000 году опер Игорь
Плахов предстал перед зрителями ОРТ террористом Гершуни в сериале «Империя под
ударом». А в 2001 году он снялся в незаслуженно обойденной вниманием картине
Дмитрия Месхиева «
Механическая сюита».
Об откровенно слабой комедии Александра Рогожкина «
Особенности национальной
политики», где актер предстал в образе продажного журналиста, мы говорить не
будем. Зато работа актера в дебютной картине Филиппа Янковского «В движении» не
осталась без внимания. Хабенский сыграл главную роль - успешного журналиста Сашу
Гурьева, охотящегося за сенсациями. Его герой - веселый циник с грустными глазами -
сразу располагает к себе зрителей. Газета «Известия» так отреагировала на этот
фильм: «Почти весь фильм зрители в зале смеялись - от емкости реплик, от радости
узнавания и чтобы не заплакать. Слишком знакомо было все происходившее на экране
и слишком точно».
Наконец в 2004 году на экраны вышел первый российский блокбастер «
Ночной
дозор». Константин Хабенский сыграл в нем главную роль Антона Городецкого.
Выходу фильма предшествовала с широким размахом организованная кампания.
Несомненно, это подогрело интерес к фильму, который оказался вполне неплохим
фантастическим экшеном. Правда, как это часто бывает, у фильма нашлись не только
горячие поклонники, но и противники. Но это еще раз доказывает, что картина не
оставила равнодушными многих зрителей.
Что же касается театральной деятельности, то в 2002 году Хабенский
дебютировал на сцене МХАТа в спектакле «Утиная охота», сыграв роль Зилова. Спустя
год Константин был принят в труппу этого прославленного театра. По-поводу своей
новой работы он говорит: «Знаете, я не комплексую и не рефлексирую по этому поводу.
Могу утверждать, что Табаков никого из мхатовских стариков не тронул. Кто-то ушел,
кто-то пришел... А нас с Михаилом Пореченковым он пригласил в театр после того,
как специально приезжал в Питер смотреть нас на сцене. Конечно, есть радость от
того, что работаешь на такой площадке. А трепет... Если трепетать по каждому поводу,
можно ничего и не сыграть, кроме трепета»
Личная жизнь[/b]
С 12 января 2000 года состоял в браке с журналисткой одной из радиостанций
Санкт-Петербурга Анастасией Смирновой (31 марта 1975, Ленинград - 1 декабря 2008,
Лос-Анджелес, США). Анастасия снялась в фильмах Линии судьбы, 2003 (журналистка),
Убойная сила-5, 2003 (переводчица), Sapiens, 2004 (
короткометражный), 9 месяцев, 2006 (пресс-секретарь). 1 декабря 2008 года
после годичного лечения в Лос-Анджелесе Анастасия скончалась от опухоли
головного мозга, похоронена 15 декабря 2008 года на
Троекуровском кладбище Москвы.
От брака с Анастасией у Константина есть сын Иван Хабенский (25 сентября 2007).
Второй брак - летом 2013 года женился на актрисе МХТ Ольге Литвиновой . В июне 2016 года
у пары родилась дочка. 1 февраля 2019 года родилась вторая дочь.
Дружит долгие годы с однокурсниками по ЛГИТМиК Михаилом Пореченковым и Андреем
Зибровым .
Хабенский - основатель благотворительного фонда для детей, больных раком. На
церемонию своего награждения званием «Народный артист России» он пришел в Кремль
с самодельным значком «Дети вне политики». По словам актера, тем самым он хотел
привлечь внимание к проблемам детей-сирот в связи с «законом Димы Яковлева»,
ответом российского правительства на «закон Магнитского».