Оливье Ассайас (фр. Olivier Assayas) - французский режиссёр, сценарист и кинокритик,
представитель французского авторского кино.
Родившийся в 1955 году в Париже, один из заметнейших современных французских
режиссеров Ольвье Ассайас проделал в кинематографе весьма знаковый путь.
Ранние годы
Закончил лицей «Блеза Паскаля» в Орсэй, а затем и Высшую национальную школу
Изящных Искусств в Париже. Имеет диплом по специальности «современная
литература» Парижского Университета «Новая Сорбанна-3».
Сын французского режиссёра и сценариста Жака Реми , Ассайас начал свою карьеру в
киноиндустрии, помогая отцу снимать его телешоу. В 1979 году Ассайас, вдохновлённый
движением пост-панка, снял свой первый короткометражный фильм «Авторское право».
С 1980 по 1985 год, подобно множеству режиссеров «новой волны» (Годар, Трюффо, Ромер и
т.д.) он работает критиком в небезызвестном журнале «Cahiers du cinema». Именно в эти годы
он снимает свои первые 4 короткометражные картины, а в 1984, по поручению редакции,
отправляется на Тайвань и становится, таким образом, одним из европейских
«первооткрывателей» нового китайского кино.
Карьера в кино
К «большому» кино Ассайас подбирается тоже сначала со стороны текста, будучи
сначала соавтором сценария нескольких фильмов Андре Тешине. Первые
самостоятельные режиссерские работы Ассайаса далеки от коммерческого признания,
однако неизменно вызывают восторг кинокритиков, отмечающих тщательную
проработку сценария и диалогов, безукоризненную сюжетную линию и удивительно
тонкий, «камерный» психологизм картин.
Режиссер приглашает исключительно начинающих или неизвестных актеров, для
которых фильмы Ассайаса зачастую становятся стартовой площадкой для начала
успешной карьеры.
В 1986 году снял свой первый полнометражный фильм «Беспорядок». В 1994 году его фильм
«Холодная вода» был показан в программе Особый взгляд Каннского кинофестиваля.
Первой по-настоящему большой работой режиссера становятся «Сентиментальные
судьбы» - бюджет почти трехчасовой исторической фрески превысил 100 миллионов
франков, в ней занят ряд известнейших актеров французского кино, а сама картина
представляла страну на Каннском фестивале 2000-го года. Ассайасу, как и другим
французским режиссерам (Арно Деплешен, Доминик Моль), тогда не повезло - жюри
возглавлял Люк Бессон, известный своим негативным отношением к излишней
«говорливости» и «занудности» национального кинематографа, под влиянием
которого все французские фильмы того года были полностью проигнорированы. Через 2
года Ассайас вернулся в Канны с фильмом «Demonlover», вновь не снискал лавров, однако
продолжает оставаться одной из самых заметных фигур современного авторского
кино.
Ассайас нередко признавался в своем особом отношение к музыке, называя в числе
наиболее важных для своего формирования событий первую волну британского
панк-рока 1976-77 годов. Таким образом, помимо музыкального такта, он переносит в свои
ранние фильмы и основной призыв этой музыки, что нет будущего лучше, чем то, что
нам предопределено.
Участник альманахов «Париж, я люблю тебя» и «У каждого своё кино».
Работает с операторами Дени Ленуаром и Эриком Готье.
Новая работа
Последнее творение Оливье Ассайаса - сериал «Карлос». Трехсерийного «Карлоса»
впервые показали весной в Каннах, где организаторы были так в него влюблены, что
сперва в обход регламента пытались включить в конкурс (но взбунтовался профсоюз
кинопродюсеров), потом придумали ему специальный приз (тоже не получилось). Сейчас
он фигурирует в каждом третьем списке лучших фильмов года (а вот главный
англоязычный специалист по новой волне Ричард Броди разбирает его с позиций
неоконсерватизма).
330 минут экранного времени (существует киноверсия на два с половиной часа, но это
для слабаков) потомственный марксист Ильич Рамиес Санчес (Эдгар Рамирес из
«Домино», которого, впрочем, не узнать) катается под группу Wire по
семидесятнической Европе и Ближнему Востоку, снимая девиц, выпивая,
отстреливаясь от полиции и иногда что-то взрывая (первое, второе и третье
получается блестяще, последнее, в полном соответствии с историческими фактами, -
когда как).
Карлос начинает как борец за идею, заканчивает наемником, абсолютно
преображается внешне (сперва он карикатурный супермен, такой Че Гевара,
нарисованный Томом Финляндским, в конце - распухший алкоголик с голым брюхом), при
этом ни на одном из этапов про него толком ничего не понятно. Есть у него
убеждения, нет убеждений, чего ему надо, с чем он борется - бог его знает. Его
марксистская риторика звучит одинаково фальшиво что в юности, что на закате
карьеры; на человека совсем без принципов он тоже не похож - скорее на жертву
запутанного идеологического воспитания и избытка узкоспециальных навыков.
Личная жизнь
В 1998 году женился на гонконгской киноактрисе Мэгги Чун (Мисс Гонконг 1983). В 2001 году
они развелись. Однако они снова встретились на съёмочной площадке в 2003 году на
съёмках фильма «Очищение». Мэгги играет там певицу-наркоманку, которая пытается
справиться с нарко-зависимостью, чтобы вновь обрести человеческое достоинство и
вернуть права на своего ребёнка.
Вторая жена Оливье - актриса и режиссёр Миа Хенсен-Лёве - снявшая фильмы «Всё
прощено» и «Отец моих детей». Они познакомились, когда ей было всего 17 лет, но
отношения их начались, когда ей исполнилось 20. В 2009 году у пары родился первый
ребёнок.
С использованием материалов иностранных сайтов. Перевод: Lisochek