Джордж Эндрю Ромеро - американский кинорежиссёр, сценарист, редактор и актёр,
настоящий мастер жанра хоррор, известный своими почти чернушными и сатирическими
фильмами ужасов о гипотетическом апокалипсисе зомби. Прозвище у него - «дедушка
зомби».
Ранние годы
Джордж А. Ромеро (George A. Romero) родился в Бронксе (Нью-Йорк) 4 февраля 1940 года. Ещё
будучи подростком он начал снимать свои фильмы на 8-мм камеру. Позже он поступил в
«Carnegie-Mellon Institute of Art» в Питтсбурге, где изучал искусство и театр. Джордж закончил
этот институт в 1961 году и в этом же году основал свою кинокомпанию «Latent image»,
изначально снимавшую телепередачи.
В 1967 году Ромеро объединился с рекламной компанией «Hardman Associates» и начал
производить короткометражные фильмы ужасов в надежде получить билет в
киноиндустрию. Результатом этого сотрудничества явился фильм «Ночь живых
мертвецов» (Night of the living dead).
Начало карьеры
Фильмы ужасов всегда помогали начинающим режиссёрам прославить своё имя или
заставить обратить на себя внимание. Ромеро и его «Ночь...» - не исключение.
Несмотря на мрачную и безысходную атмосферу, фильм содержит долю чёрного юмора и
романтизма. Новая для тех времён смесь ужаса и драмы сделала своё дело. Поначалу
фильм не хотела показывать ни одна компания, но позднее одна малоизвестная фирма
«Walter Reade's Continental Films» решилась сделать это. И не прогадала: фильм с бешенным успехом
прошел во многих драйв-инах. Его популярности способствовали жалобы возмущенных
граждан, которые с негодованием писали, куда только можно, по поводу откровенного
показа насилия над людьми. Это было только на руку Джорджу Ромеро.
Почти все фильмы режиссёра несут в себе скрытый смысл. Например, в «Ночи живых
мертвецов» он показывает человеческие отношения, разные людские характеры и
действия людей в экстремальных ситуациях. И эта «философская» нотка
прослеживается почти в каждом его фильме.
На полученные от фильма деньги Ромеро снимает драму «
Как мухи на
мёд« (1971).
Основные работы
Далее Ромеро снимает ныне забытую драму «
There's Always Vanilla», а затем «The crazies», фильм,
несущий в себе предупреждение о последствиях использования ядохимикатов. В том
же 1973 году следует разочаровывающий «Сезон ведьм», который многие считают одной
из худших работ режиссёра. В этом фильме Ромеро пытается рассказать зрителю
историю женщины, которую начинают преследовать жуткие видения. Вялый сюжет и
невнятная актёрская игра не дали ему этого сделать.
Режиссёр старается наполнить свои фильмы психологизмом, и лучше всего это у него
получается в 1977 году с выходом фильма «
Мартин». Картина рассказывает о
вампире
Мартине, тягу к крови которого невозможно объяснить: либо это
сверхъестественное желание, либо это нарушение психики. По всему фильму проходит
тень сомнения, которая передаётся и зрителю. В этом творении есть отступление от
традиционного мифа о вампирах:
Мартин непрерывно дразнит своего
стареющего суеверного кузена, целует распятие и прикасается к чесноку со словами
«Это только болезнь, нет никакого волшебства».
Следующий фильм «Рассвет мёртвых» знают практически все. Следует только
отметить, что этот фильм является как бы продолжением дебютной «Ночи живых
мертвецов». Здесь прослеживается всё тот же психологизм и атмосфера
безысходности. Именно в этом фильме зритель может наблюдать одни из самых
жестоких и реалистичных сцен поедания человеческой плоти мертвецами. Саундтрек
писал Дарио Ардженто и группа «The goblin». Позже Ардженто получил права на монтаж
европейской версии фильма, чем немедленно и воспользовался. Он удалил весь чёрный
юмор и добавил больше музыки Гоблинов, сделав тем самым картину более динамичной.
Сам же Ромеро недолюбливает европейскую версию своего фильма. Существует также
режиссёрская версия, которую автор отправил на различные кинофестивали, и
стандартная - для показа в кинотеатрах и издания на видео.
1982 год ознаменовался экранизацией коротких новелл Стивена Кинга под названием
«Калейдоскоп ужасов». Сам автор (Кинг) засветился в этом фильме в сравнительно
большой роли деревенского дурачка, который нашел метеорит и, прикоснувшись к
нему, зарос травой. В 1987 году Ромеро написал сценарий ко второй части
«Калейдоскопа ужасов», которую снял оператор Майкл Горник. Но этот фильм не может
ничем привлечь внимание зрителя, кроме имён Тома Савини и Ромеро в титрах.
В 1985 году Джордж снимает заключительную серию своей трилогии «
День
мертвецов» (Day of the dead), которая также как и «Рассвет мёртвых» сразу же стала
культовой. Фильм рассказывает о захваченной мертвецами планете. Последние
оставшиеся в живых вынуждены прятаться в подземельях и бункерах. И опять здесь
проявляется любовь Ромеро к тонким психологическим лентам: так же как и в «Ночи
живых мертвецов» он отдельными мазками рисует характеры героев и их
взаимоотношения, не забыв про их действия и чувства перед лицом общей опасности.
«Обезьяний оскал» - рассказ о жутких экспериментах над животными, дарующими им
разум. Этот фильм, снятый в 1988 году, получил призы сразу на нескольких
кинофестивалях (в Фантаспорто, на Каталонском кинофестивале).
В 1990 году последовало второе сотрудничество Джорджа Ромеро с Дарио Ардженто. Оно
вылилось в экранизацию двух новелл Эдгара Аллана По под названием «Два злобных
взгляда». 1993 год - ещё одна удачная экранизация Стивена Кинга «Тёмная половина»;
на этот раз со звёздами Голливуда - Майклом Рукером и Тимоти Хаттоном.
Новый век
Несмотря на свой возраст Ромеро продолжает снимать. В 2000 году он выпустил не
слишком удачный триллер «
Вышибала». А в 2005 вышло
долгожданное продолжение трилогии о мертвецах «Земля мёртвых». На подходе ещё
несколько проектов.
Несмотря на неудачные картины в его фильмографии, имя режиссёра будет всегда
ассоциироваться с трилогией о живых мертвецах и «
Мартином». Джорджа Ромеро можно по
праву считать одним из лучших режиссёров фильмов ужасов и триллеров.
Многие критики видели социальный подтекст в большей части работ Ромеро. Они
рассматривали «Ночь живых мертвецов« как фильм сделанный в ответ на бурные 60-е, «
Рассвет мертвецов« - как сатиру на общество потребителей, «
День мертвецов« - как исследование конфликта между наукой и военными, а
«Землю мёртвых« - как изучение классового конфликта.
Вампиры, призраки, убийцы, сумасшедшие - надо признать, что фантазии Ромеро нет
пределов. Однако большую часть фильмов он неизменно продолжает посвящать своим
излюбленным героям - зомби, или живым мертвецам. Именно они «вывели» мастера на
большой экран, и именно о них он снимает свои кинокартины «
Земля мертвых»
(2005), «
Дневники мертвецов» (2007) и многие, многие другие.
Интересно, что наиболее успешные малобюджетные «ужастики», созданные в то время,
когда мастер хоррора был стеснен в средствах, сегодня переснимаются. Так, на «Ночь
живых мертвецов» сделано уже три римейка (один из них в 3D). Та же участь постигла «
Рассвет мертвецов» в 2004 и фильм «
Безумцы», выпуск обновленной
версии которого ожидается в 2010 году.
В 2009 году вышел новый фильм маэстро «
Выживание мертвецов». В настоящий момент Джордж Ромеро, как и прежде,
полон энергии и новых проектов. Он справедливо рассуждает, что спрос на ужасы был,
есть и будет всегда - люди любят «пощекотать нервы». А значит, работа ему найдется.
Что ж, посмотрим, чем еще порадует нас маэстро.
Личная жизнь
В 1971 году Ромеро женится на Нэнси, с которой пробыл в браке до 1978 года.
На съёмках фильма «
Время ведьм« (1982,
новой редакции фильма «Голодные жёны«) Ромеро встретил свою будущую жену
Кристину Форрест, на которой женился в 1981 году. В настоящее время пара живёт
раздельно.
В 2009 году Джордж А. Ромеро получил канадское гражданство.
Ромеро умер 16 июля 2017 года в г. Торонто от рака лёгкого.
(По материалам зарубежных сайтов, перевод биографии: Lisochek )