Рагнар Брагасон - один из самых известных кинематографистов Исландии нового
поколения.
Рагнар Брагасон родился 15 сентября 1971 года в Рейкьявике. Рос в рыбацкой деревне
Судавик на крайнем северо-западе Исландии в семье рыбаков и фермеров.
Рагнар начал заниматься кинотворчеством еще в колледже, когда снимал на видео
небольшие фильмы.
Сняв множество музыкальных видеоклипов, короткометражных и документальных
фильмов, в 2000 году Рагнар Брагасон выпустил свой первый художественный фильм -
комедию «
Фиаско». В этой картине Брагасон дал актерам возможность
импровизировать на съемочной площадке. Фильм получил признание на международных
кинофестивалях.
Рагнар Брагасон известен по драмам «
Дети» (2006), «
Родители» (2007) и популярным
телесериалам «
Тюремная
смена» (2007), «
Дневная смена»
(2008). Брагасон успешный режиссер, который не раз был удостоен национальной
исландской премии в области кино и телевидения «Эдда».
Интервью Рагнара Брагасона на сайте «Исландская культура»: «О костюме
дьявола, отважном дублёре, блузе Ингрид Бергман и своем первом художественном
фильме».
Люди решили, что я сумасшедший, когда я объявил о том, что мой фильм будет
называться
Фиаско. Потому что в английских словарях «
Фиаско» дословно значит: премьера
фильма или спектакля, которая полностью провалилась.
Мой фильм - своего рода зарисовка трех поколений внутри одной семьи, и три главных
героя испытывают на протяжении фильма, действие которого длится 24 часа, по
большому счету, одни и те же чувства.
«
Фиаско» -
не типично исландский фильм - в том смысле, что в нем нет особой увлеченности
панорамными съемками людей на фоне природы. Всё действие разворачивается зимой в
Рейкьявике.
«
Фиаско» -
смесь комедии и драмы, своего рода трагикомедия. Основное чувство, вызываемое
фильмом, действие которого происходит в самое холодное и темное время года, когда
всё вокруг ледяное и печальное, - теплота внутри стужи. Почти все персонажи
отправляются в эмоциональное путешествие, чтобы ее достичь. В
Фиаско есть несколько
намеков на фильмы Хичкока. Прямого влияния на содержание или на то, как я
структурно организовал фильм, они не оказали. Однако в процессе работы над
сценарием возникла фигура старой актрисы, считающей себя Ингрид Бергман. Она
думает, что она Алисия в "Дурной славе" Хичкока. И даже носит блузу, которая была на
Ингрид Бергман, когда та играла эту роль.
У меня появилась идея вставить в сценарий и другие отсылки к Хичкоку. Они
неочевидны, но киноманы могут посмотреть фильм и поискать там, например, "Окно во
двор" или "Психоз".
Изначально сценарий для Эггерта Торлейфссона в роли Самуэля предполагал, что он
будет развлекаться со стриптизершей в джаккузи обнаженным. Но, как все актеры, он
очень щепетилен в отношении обнажёнки.
Однако главной причиной изменения этой детали была все же идея о том, что на нем
должен быть костюм, возможно, что-то кожаное. Тут я вспомнил о красном наряде
чёрта, который хранился в моем шкафу уже несколько лет. Я принес его на следующую
репетицию, и он подошел идеально. Тогда мы решили, что будет довольно забавно, если
запихнуть проповедника в красный костюм дьявола.
В совместной работе с актером меняется сюжет и настроение фильма. Актер привносит
свой опыт, собственный взляд на своего героя, он должен перевоплотиться в него. И
конечно, мы кое-что изменили после того, как кастинг был уже закончен и актеры
приступили к своей работе.
Странно, но, несмотря на это, готовый фильм почти не расходится с оригинальным
сценарием.
Я думаю, исландскому режиссеру довольно просто сделать свой первый фильм. У нас
нет этой классовой системы внутри сообщества фильм-мэйкеров, здесь все друг друга
знают.
Так что если у тебя есть хороший сценарий и немного таланта, в Исландии ты можешь
взять и создать фильм.
Помню съемки эпизода в порту, когда парень прыгает в море и плывет обратно к
берегу. Когда дублер первый раз прыгнул в воду, было так холодно, что его тело
свело судорогой и он чуть не утонул. За кораблем у нас была спасательная лодка,
которая тут же пришла на помощь - он просто шел ко дну и не мог плыть из-за судороги.
Они доставили его обратно на берег, где он узнал, что съемки прошли не так, как было
запланировано. Будучи хорошим дублером, он согласился прыгнуть еще раз. Когда
задаешься целью сделать интернациональный фильм, фильм для людей со всего мира,
это не сработает, если пытаться понравиться людям, о которых ты совсем ничего не
знаешь. Поэтому я никогда не забивал себе голову желанием сделать фильм, который
понравится каждому.
«
Фиаско» -
всего лишь маленький исландский фильм об исландских характерах. Однако я считаю,
что интернациональное в продукции, создаваемой вне рамок голливудской системы,
проявляется именно в национальных особенностях.
В Каире на показе моего фильма было 600 или 700 зрителей - и им понравилось. Для меня
это показатель того, что у меня получилось, что я нашел своего рода эмоциональную
истинность, с которой люди могут иметь дело.
Перевод: биографии -
Anjouja , интервью с немецкого - Александра (aka enblomma) для сайта icelandculture.ru