Настоящее имя Оззи Осборна - Джон Майкл Осборн. Оззи родился 3 декабря 1948 года в
Великобритании, в Бирмингеме. Вопреки распространенному заблуждению, прозвище
«Оззи» Джон Осборн получил ещё в школьные годы: именно такое прозвище дали ему
одноклассники за любовь к книге «Волшебник страны Оз».
Оззи Осборн учился в одной школе с Тони Айомми, однако в те времена они не дружили.
Их творческий союз, положивший начало группе
Black Sabbath, образовался несколько позже.
В возрасте 15 лет Оззи был выгнан из школы, и, ввиду трудного материального
положения в семье (он был четвертым из шести детей), будущий рок-музыкант
устроился работать помощником водопроводчика. Впоследствии Оззи пытался
работать помощником слесаря, забойщиком на скотобойне, автомехаником, маляром и
даже могильщиком. Не найдя себя на ниве честного труда, молодой Джон Осборн
попытался промышлять кражами. Попавшись, он не смог выплатить штраф и отсидел (по
разным источникам: полтора или три) месяца в бирмингемской тюрьме. Именно в тюрьме
Оззи сделал себе знаменитую наколку «OZZY» на суставах пальцев левой руки. Выйдя из
тюрьмы, Оззи решил попробовать себя в качестве музыканта. Тут как раз кстати
подвернулась группа «Music Machine», которая искала себе вокалиста - и Оззи занял место
у микрофона.
Впоследствии, решив основать свою собственную группу, Осборн дал объявление в
местную газету о поиске единомышленников. По объявлению пришел Теренс Батлер
(впоследствии - Geezer Butler), к тому времени полгода учившийся играть на электрогитаре.
Чуть позже к ним присоединились Тони Айомми и Билл Уорд - по тому же самому
объявлению. С приходом Айомми, Батлер переквалифицировался в басисты. Совместную
группу назвали просто и без затей: «Earth».
Первой собственной песней группы стала «
Black Sabbath», написанная под впечатлением от
одноименного фильма ужасов 1935 года. До этого группа играла исключительно
кавер-версии песен других исполнителей. С 1969 по 1970 год группа играла в различных
клубах, одновременно работая над собственным материалом. Однажды кто-то обратил
внимание на собственную песню бирмингемской четверки, «
Black Sabbath», зародив мысли о первой записи. Также
молодые люди выяснили, что уже существует группа, названная «Earth». Поэтому они
сменили свое название на «
Black Sabbath» - по своей первой песне. В январе 1970 года группе удается
записать свой первый альбом, занявший неплохие места в английском и американском
хит-парадах.
В 1971 году Оззи женился в первый раз - на некой Тельме Рили. В 1975 году группа решает
сменить своего менеджера. Новым менеджером «
Black Sabbath» становится Дон Арден - отец Шарон
Осборн, будущей супруги Оззи.
После выпуска альбома «Never Say Die» в 1978 году, что совпало со смертью отца Оззи, он
впал в депрессию, сильно злоупотребляя алкоголем и тяжелыми наркотиками. После
того, как Осборн в течение месяца не появлялся на репетициях, Тони Айомми принял
решение избавиться от него. У Айомми уже были наброски следующего альбома, «Heaven And
Hell», кроме того он успел познакомиться с Ронни Джеймсом Дио, не так давно
покинувшим Rainbow и не имевшим в то время собственного коллектива. Задачу по
доведению до сведения Оззи о том, что группа больше не желает работать с ним
выполнил Билл Уард. Как Оззи, так и Тони Айомми в последующих интервью признавали,
что это было именно увольнением. Впрочем, Осборн признался, что расставание с
Black Sabbath стало для него
облегчением.
После ухода из
Black Sabbath
Оззи проводил время в безделье, пока Шарон Арден, дочь менеджера его бывшей
группы, не уговорила его основать новую группу. Осборн дал объявление в газету - о
поиске музыкантов. Одним из гитаристов, пришедших на прослушивание, был Рэндалл
Вильям Роадс. Как рассказывал Роадс в одном из своих немногочисленных интервью,
он не знал, с кем ему придется работать. Придя в студию для прослушивания со своим
усилителем и электрогитарой, он был проведен в пустую комнату. Там Рэнди
подключил свою аппаратуру и начал «разогреваться». Неожиданно в комнате появился
Оззи, вынесший вердикт «принят!» и проигнорировавший возражения гитариста о том,
что он ещё и не начинал играть. Также к группе присоединились басист Боб Дейсли и
ударник Ли Керслейк. В этом составе они выпустили первый альбом «Blizzard of Ozz» и
отправились в концертный тур, первым выступлением в котором был концерт 12
сентября 1980 года в Глазго.
Для выпуска своего сольного альбома Оззи Осборну требовался контракт со
звукозаписывающей компанией. После многочисленных отказов, Оззи в итоге сумел
достичь соглашения со студией CBS, которая, тем не менее, не относилась к проекту с
той степенью серьёзности, на которую рассчитывал Осборн, считая последнего ещё
одним незначительным событием. Для изменения впечатлений о себе в лучшую сторону,
Оззи, по совету Шарон, принес в офис компании двух голубей - с первоначальным
намерением выпустить их на глазах у изумленной публики и таким образом привлечь
общественное внимание.
Трюк сработал, правда не совсем так, как было задумано. Выпустив первого голубя -
так, как и предполагалось, Осборн неожиданно откусил голову второму. Это действо
было запечатлено фотографом студии, и в скором времени фотографии появились в
большинстве газет. Это вряд ли повлияло (в положительную сторону) на менеджмент
компании звукозаписи, однако породило вполне понятную заинтересованность в
Осборне среди молодежи. Неизвестно, было ли это действие спланировано именно так
с самого начала: ни Шарон, ни сам Оззи не прояснили мотивов этого поступка.
Единственный комментарий, который сделал певец по этому поводу, заключался в
признании в том, что он был сильно пьян в тот момент.
Спустя год Оззи и его группа записали второй альбом, «The Diary of a Madman». По мнению
самого Осборна, этот альбом получился лучше предыдущего. Впрочем, сами музыканты
оглядывались на чарты: конкуренты в лице
Black Sabbath с альбомом «Mob Rules» добрались лишь до 29-й
позиции, в то время как Diary of a Madman некоторое время пробыл в Top-15.
Во время тура Оззи развлекался тем, что бросался сырым мясом в пришедшую на его
концерты публику. Впрочем, это было частью контракта: в течение концерта Осборн
должен был выбросить в зал порядка десяти килограмм телячьей печенки и свиных
потрохов. Порой эта часть шоу принимала неожиданные обороты: так, после одного из
концертов кто-то позвонил в менеджмент группы и спросил, чем отстирывать сырую
кровь.
Впрочем, публика быстро подхватила идею. Скоро, в ответ на выходки Оззи на сцене, в
него начали лететь дохлые кошки, лягушки, змеи и прочий материал, когда-то бывший
живностью. Один раз кто-то бросил на сцену куклу (в натуральную величину). Оззи был
шокирован, сначала приняв её за настоящего младенца. 20 янвря, в Айове, в течение
концерта кто-то бросил из зала на сцену настоящую живую летучую мышь. Оглушенное
светом, животное лежало на сцене тихо, слегка трепыхаясь. Оззи, ошибочно приняв
летучую мышь за резиновую, решил подзадорить публику, укусив неожиданно
прилетевший к нему подарок. В ответ летучая мышь укусила самого Осборна. В
результате концерт окончился немедленным вывозом вокалиста в больницу с целью
прививания от бешенства.
В приемную скорой помощи Оззи вошёл, лая, как собака. Когда американская медсестра
спросила его в чём дело Оззи залаял и на неё, объяснив, что он заболел бешенством.
Когда начались противостолбнячные уколы, повторяемые каждые 4 дня, то пациенту
уже стало не до шуток. Эта история попала в газеты и на концертах Озборна стало
твориться невероятное: на сцену швыряли белых мышей, птиц со связанными ногами.
Одного из зрителей поймали на том, что он пытался протащить в зал дохлую кошку.
Другим все же удалось пронести дохлую собаку. Потом был случай со змеей и с
огромной луизианской жабой, которую маленькие мучители убили, содрав с неё кожу. В
городе Цинцинатти группа подростков раздобыла на местном мясокомбинате голову
свежезабитого быка. Их, правда, вовремя остановили.
В марте 1982 года группа потеряла своего гитариста, Рэнди Роадса. Во время турне по
США, автобус группы остановился для ремонта возле городка Лисбург во Флориде.
Чтобы скоротать время, водитель автобуса предложил членам группы покататься на
его самолете. Во второй заход самолет взял Рэнди Роадса и парикмахера группы,
Рэйчел Янгблад. Сам водитель занимал место пилота. Бывшая супруга водителя
находилась вместе с группой, рядом с автобусом. По её словам, тот неожиданно решил
убить её, задавив самолетом. Как она утверждала, самолет сделал три очень низких
круга над автобусом, задев его с четвертой попытки. После столкновения самолет
отбросило в стоящее рядом строение, где он и взорвался. Пилот и пассажиры самолета
скончались на месте. Произведенное впоследствии расследование показало, что
пилот находился под воздействием наркотиков.
В 1986 году Оззи был арестован в момент покидания трапа самолета в аэропорту
Лос-Анжелеса. Обвинения, представленные вокалисту, заключались в том, что, некий
19-летний подросток застрелился, будучи вдохновленным песней «Suicide Solution».
Обвинение утверждало, что в самой песне содержатся особые шумы, воздействующие на
подсознание и гипнотизирующие слушателя. Адвокатам Осборна удалось доказать, что
никаких посторонних звуков на записи нет, а сам текст песни не может быть
предметом иска, так как подпадает под первую поправку к конституции США,
гарантирующую свободу слова.
К слову, надо отметить, что сам текст песни не призывает к самоубийству: с
самоубийством в песне сравнивается излишнее пристрастие к алкоголю. По заявлению
Оззи, он написал песню «Suicide Solution» под впечатлением от сообщения о смерти Бона
Скотта, солиста группы AC/DC, захлебнувшегося рвотными массами в результате
сильного алкогольного опьянения. Боб Дейсли, претендовавший на авторство этой
песни, заявил, что текст был написан из-за того, что сам Оззи имел в то время
серьезные проблемы, связанные со злоупотреблением спиртными напитками.
Рэнди Роyдс и Оззи работали над идеей третьей пластинки гpyппы «Bark At The Moon» (Вой на
Лyнy). Оззи заявил, что несмотря на смерть товарища он будет продолжать работу. Для
выполнения контрактных обязательств Осборн должен был выпустить концертный
альбом. Имелся записанный материал с концертов с участием покойного Роудса,
однако Оззи посчитал неэтичным выпуск этого диска сразу после смерти друга
(альбом под названием «The Rhandy Roads Tribute» был выпущен в 1987 году). Но верный контрактным
обязательствам, Оззи рекрутировал в состав гитариста Брэда Гиллиса и записал
живой альбом Talk of the Devil (в американской версии - Speak of the Devil), целиком состоявший из
материала
Black Sabbath. Но
избежать обвинений в неэтичности не удалось - Оззи был раскритикован Тони Айомми,
который считал, что Оззи не являлся автором большинства представленных на
альбоме песен, хотя его имя и указано в этом качестве на всех альбомах группы с 1970
по 1978.
Новым гитаристом стал Джейк И. Ли (Jake E. Lee). Джэйк Ли, наполовину японец по
происхождению, учился в детстве по классу фортепиано, но юношеское увлечение
гитарой постепенно пересилило и он классическую музыку оставил. От классики y
Джэйка осталось серьёзное профессиональное отношение к инструменту, то есть
ежедневные многочасовые занятия развили y него технику игры на гитаре.
Заглавная песня альбома «Bark at the Moon» рассказывает о живом существе (оборотне),
который вернулся, ища мести тем, кто презирал его и свёл в могилу. В клипе на эту
песню Оззи играет безумного учёного, заключенного в сумасшедший дом. Из окна он
видит оборотня, следящего за ним. Эта песня, как, впрочем, и другие, могла настроить
слушателей на негативные мысли.
Стилистически альбом получился более мягким, приблизившись по звучанию к
софт-металу. Настоящим рок-гимном стала песня «Rock’n’roll Rebel».
В 1986 году Оззи записывает альбом «The Ultimate Sin» и отправляется в тур в поддержку
обоих альбомов. Оззи позже говорил, что этот альбом самый бедный в плане
музыкальных идей. Альбом получился и самым мягким, разбавленным синтезаторным
звучанием. Текстовая концепция опиралась на идеи мира и отказа от насилия.
19 марта 1987 года вышел альбом «Randy Rhoad’s Tribute» содержавшей архивные записи
отобранные Максом Норманом (продюсером трёх первых сольных альбомов Оззи). Туда
вошли концертные записи материала с первых двух альбомов (в первую очередь, с
первого альбома, практически полностью представленного в живом варианте),
несколько песен
Black Sabbath
и фрагменты студийных записей песни Dee.
В записи следующего альбома “No Rest For The Wicked” Оззи привлекает к работе
талантливого гитариста Зака Уайлда (Zakk Wylde), ставшего очень важной частью группы
на следующие несколько лет. Шэрон, жена Оззи, становится менеджером группы и
помогает музыканту избавиться от алкогольной зависимости. В фильме «The Decline of Western
Civilization: The Metal Years» Оззи предстает в роли трезвого домохозяина, заверяющего, что он
больше не злоупотребляет алкоголем и женщинами («don’t bitch up with women»). Звук
следующего альбома получился более крепким, хотя налет софт-метала чувствовался.
Характерным стало отсутствие на альбоме баллад. Самыми интересными композициями
стали «Breaking All the Rules» с «фирменным» переходом с минора на мажор и мрачная «Bloodbath in
Paradise». В песне «Demon Alcohol» Оззи расказывает о борьбе с алкогольной зависимостью. Для
тура Оззи привлек давнего друга и коллегу по
Black Sabbath Гизера Батлера (тот также появляется и в
клипах). В 1989 году вышел концертный EP «Just Say Ozzy».
В марте 1989 года выходит сингл “Close My Eyes Forever”, записанный вместе с Литой Форд,
попадает в первую десятку США. В 1991 году Оззи выпускает альбом “No More Tears”, однако
без обычного энтузиазма проводит концерты, объясняя это тем, что ему хочется
больше времени проводить со своей семьей. Само название «No More Tears» произошло от
фразы «No more tours», то есть «Никаких больше турне». Альбом получился очень достойным,
музыкальными наградами были отмечены песня «Mama, I’m Coming Home» (посвященная жене
Шэрон) и «I Don’t Want to Change the World». После этого Оззи объявляет о прекращении активной
музыкальной деятельности. Впрочем, это не мешает ему в 1992 году на пару концертов
воссоединиться с
Black
Sabbath (что стало поводом для ухода оттуда Ронни Дио, который не желал петь на
разогреве у Оззи).
После длительного перерыва в 1994 году Оззи объявляет о будущем выходе нового
альбома, записанного с учатием Стива Вая . Он также объединяется с Therapy чтобы спеть
вокальную партию в песне “Iron Man” для сборника кавер-версий “Navity in Black ”,
посвященного группе
Black
Sabbath.
В 1995 году Оззи при участии Рика Уэйкмана (ранее работавшего с
Black Sabbath при записи альбома «Sabbath Bloody
Sabbath») и Зака Уайлда записывает альбом «Ozzmosis», который можно считать самым удачным
со времен первых двух альбомов. Оззи удачно перемежал жесткие номера вроде «Perry
Mason» с более мягкими («I See You on the Other Side»), а также совершенствовался в фирменных
переходах («My Jekill Doesn’t Hide»). Знаменательным событием стало также воссоединение с
басистом Гизером Батлером. Тур-гитаристом стал ученик Рэнди Роудса по фамилии
Холмс. В поддержку альбома прошел международный тур.
В 1997 году слухи о воссоединении
Black Sabbath стали явью. Группа воссоединилась в оригинальном составе и,
прихватив в качестве «сменщика» Винни Аписи, устроила международный тур. Было
записано 2 новых песни, но обещанный альбом так и не вышел. Постепенно Оззи и Тони
вернулись к сольной деятельности. В 2001 году вышел альбом Оззи «Down to Earth»
продемонстрировавший еще большее утяжеление звука и великолепное качество
материала, так что новый релиз, пожалуй, даже превзошел Ozzmosis. Не обошлось и без
лирики - песню «Dreamer» охотно крутили даже попсовые радиостанции.
В 2003 году Оззи записывает песню «Who is Fooling Who» для сольного альбома Тони Айомми.
Ozzfest-фестиваль, основанный Оззи Осборном, перемещается с гастролями по всему миру,
в передвижном фестивале Ozzfest 2004, наряду с
Black Sabbath, принимали участие KoRn , System Of A Down, Slipknot,
Judas Priest, Slayer, Superjoint Ritual, Dimmu Borgir и другие «нелегкие» группы. Значительную роль в
развитии фестиваля сыграл юный сын Оззи
Джек
Осборн, который, с определенного момента стал выполнять функции
программного директора.
В 2005 году выходит альбом «Under Cover» с кавер-версиями песен, оказавших на Оззи
влияние (среди них особое место заняли песни Леннона и Beatles).
В 2007 году выходит новый альбом «Black Rain». Оззи не боится экспериментировать со
звуком, однако в целом альбом уступает предшественнику.
В 2010 году на лейбле Epic Records выходит десятый студийный альбом Scream. Это первый
студийный альбом без участия гитариста Закка Уайлда со времён студийного альбома
No Rest for the Wicked 1988 года; вместо него в качестве гитариста задействован Костас «Gus G»
Карамитроудис. Рабочее название альбома «Soul Sucka» изменено по решению Осборна,
который учёл негативные отзывы от фанатов.