Брюс Мартин Пэйн родился 22-го ноября 1958 года в Килбурне, Северный Лондон, и с
самого юного возраста его привлекало кино. "Я был зачарован киноиндустрией"
сказал Брюс Пэйн в одном их своих интервью.
"Я воспринимал кино скорее как развлечение, а не как работу. Ведь это две
совершенно разные вещи. Мы все должны зарабатывать на жизнь, чтобы вовремя
оплачивать наши счета, но именно развлечение является основным элементом того,
что мы называем актерской игрой". Рассуждая о том, почему его так очаровал
созданный человеком мир игры,
Брюс говорит: "С детства мы подвергаемся влиянию различных вещей - множества
всяких вещей, о которых потом мы никогда не вспоминаем. В семье мне рассказывали,
что когда я был еще совсем ребенком, я видел пьесу, в которой принимал участие мой
брат - возможно, какая-то пантомима с Питером Пенном, потому что в ней участвовал
крокодил - и я выкрикнул "этот крокодил сейчас съест моего брата!" И выбежал на
сцену... думаю, это говорит о том, что с раннего возраста мне нравилось напряженное
состояние "верю - не верю".
Уже мальчишкой Брюс осознал и почувствовал близость к тому, что актерская игра
имеет власть освещать опыт человечества. "По мере взросления - говорит он в другом
интервью - во мне развивался интерес к тому, почему мы поступаем именно так, как мы
поступаем, и как нормы морали и социальные правила влияют на то, что и как мы
думаем. Мы учимся соответствовать, осознавать себя, уходить от реальности. Наши
действия и реакции связаны именно с этим. Мне это кажется захватывающим"
Для многих подростковый период является временем неповиновения, незрелого
поведения, барахтанья в попытках утвердить себя найти свою личность. Для многих,
но не для Брюса. Для него это было временем обучения решительности и сдержанности.
В возрасте 14 лет он перенес операцию по исправлению легкого расщепления
позвоночника, что могло повлечь проблемы с передвижением до конца жизни. Хотя
операция прошла успешно, он был вынужден провести шесть месяцев в больнице. "Я рад,
что это произошло со мной по разным причинам. Это было как своеобразный звоночек -
говорит Брюс - это сделало меня сильнее" То, что это привело к сильному отставанию
в учебе, лишь подстегнуло его решимость догнать и преуспеть в ней.
Этот опыт фактически стал очень важным уроком вдохновения для Брюса. "Когда вы
видите, как жизнь бросает кому-то вызов, и он с этим успешно справляется, это
всегда дарит вам надежду" И с этой надеждой приходит желание играть .Мечта играть
заставила Брюса всерьез задуматься о карьере актера. Едва став на ноги, он смог
получить место в национальном молодежном театре и проработать там два сезона. О
своем опыте Брюс говорит: "400 детей собрались вместе, чтобы сыграть семь пьес."
Пытаясь использовать свой зарождающийся актерский талант в практических целях,
он пробился в несколько киностудий просто приняв уверенный вид и смешавшись с
персоналом. Он делал подробные записи, внимательно наблюдая за камерами
освещением и сценой вокруг. Все, что казалось ему по настоящему ценным, нашло
место в этих записках.
И тогда Брюс всерьез решил стать актером. У него были прослушивания в нескольких
небольших актерских агентствах, но везде ему говорили, что он слишком молод и
неопытен. Но эти неудачи не сломили его. В возрасте 19 лет он вступил в престижную
Королевскую Академию драматического искусства, хотя у него практически не было
актерского опыта. В 1981 году он закончил академию, получив несколько крупных
наград за актерское мастерство, комедийную игру и эффект физического
присутствия. Брюс вспоминает о своей учебе с ноткой протеста "Люди говорят
"традиционная школа", но вас можно считать относящимся к традиционной школе,
только если вы держитесь в определенных рамках - я же всегда выходил за их пределы.
С раннего возраста я увлекался театром отрицания, японскими, немецкими и
французскими фильмами, меня привлекал весь спектр кинематографа".
В академии Брюс получил навыки и освоил тонкое искусство боя на мечах, что очень
поможет ему в дальнейшем. В одном из своих интервью он говорит "во время учебы я
освоил короткий меч, кинжал, копье, рапиру, палаш - вы можете придумать что-нибудь
еще?" То насколько хорошо он овладел этим искусством, будет им в дальнейшем
продемонстрировано в таких фильмах как Горец: Конец игры, Подземелье драконов.
Брюс признавался в "любви к театру". В 1982 году он играл в пьесе Шекспира Макбет при
этом его представление шекспировского персонажа было настолько далеко от
классического, что вместо меча на сцене он использовал бейсбольную биту. Брюс сам
написал и поставил небольшую пьесу, которая была отобрана ректором академии для
представления перед Королевой Англии. Режиссер
Стивен Беркоф (который позже появится с Брюсом в фильме Absolute Beginners)
заметил Брюса и взял его на роль в постановке Вест в Donmar Warehouse. Критик журнала Тайм
Ричард Корлиз назвал игру Брюса "пугающе динамичной" в своей статье, которую сам
Брюс называл "лучшее обозрение в моей жизни". За этой постановкой вскоре
последовала другая постановка Беркофа "Грек", за которую он получил феерические
отзывы как от самого Беркофа, так и от критиков.
"Мистер Пэйн безусловно является открытием" писал один из критиков - "Его Эдди
очень жизненен, интеллигентен и физически дисциплинирован в лучшем стиле
Беркофа". Сам Беркоф так сказал об игре Брюса "это было очень жизненно и динамично
и все время на грани". Это было только начало, предзнаменование тех ролей, которые
должны последовать.
В 1982 году Брюс также получил свою первую роль в кино в "Privates on Parade" с Джоном Клизом.
Продемонстрировав, что его академическая награда за комедийное искусство была
неслучайной, он сыграл сержанта Кевина Картрайта с поистине сюрреалистическим
мастерством. Взлет его кино и теле карьеры начался с фильмов The Keep, Oxford Blues, Solarbabies и
затем в 1986 году, Absolute Beginners.Его исполнение роли фашистско-расистского негодяя
Фликкера в его более позднем фильме снискало всеобщее одобрение такого его
качества, которое один из критиков назвал "глубокая и изящная игра". В середине
восьмидесятых он сыграл главные роли в целом ряде телефильмов, таких как Smart Money,
Miss Marple: Nemesis and Operation Julie.
О фильме 1985 года Billy the Kid and the Green Baize Vampire и о роли Пэйна один критик сказал: именно
он практически всех затмил. Брюс Пэйн очень харизматичен, его игру можно назвать
игрой злого гения. Другое пророчество грядущих ролей.
Вскоре его позвала Америка. Своей ролью в фильме 1992 года
Пассажир 57 Брюс был
представлен американской аудитории в качестве незабываемого негодяя Чарлза
Рейна. За этим последовали другие значительные роли, включая роль Юргена в 1998 -
мистического оперативника с загадочным прошлым - в телесериале Никита. Эта его
роль была очень успешной еще и тем, что на онлайновом опросе того года Юрген
вместе с Никитой были признаны лучшими персонажами года. В 90-х он также снялся в
таких фильмах как Полное Затмение, Правосудие для одного и Кара небесная. Как
актер, который не только поддерживает себя в форме, но и к тому же сам выполняет
почти все свои трюки он идеально подходит для экшн ролей.
Известность Брюса продолжала расти в течение девяностых. Когда пришло время
выбирать актера на роль Джейкоба Келла, гнусного архизлодея в фильме Горец: Конец
игры, режиссер Дуг Арниоковский знал, что Брюс лучше всех подходит для этой роли, и
требовал его с самого начала. Эти двое работали вместе уже много лет назад, когда
Арниоковский был помощником режиссера в Howling IV. В фильме Горец он сыграл в роли
злодея-бессмертного, который смог одолеть непобедимого Коннора Маклауда, но в
конце был обезглавлен младшим горцем Дунканом Маклаудом. Брюс был просто хорошим
и очень трудолюбивым парнем - говорит Арниоковский. Когда писатель Джон Бирли
спросил Арниоковского о Брюсе, то он по его словам мог слышать, как собеседник
улыбается в трубку. По словам Арниоковского Брюс Пэйн это непревзойденный
профессионал.
И демонстрируя свой профессионализм, Брюс тщательно изучал каждую свою роль до
мельчайших деталей. В одном из своих интервью он говорит: "если мне позволяет
время, я стремлюсь вжиться в образ". Автор журнала Импакт пишет "Пэйн по
возможности старается создать полностью цельный образ с прошлым настоящим и
будущим". Сам Брюс говорит: "Чем больше у вас времени на эксперименты, тем лучше. Я
стремлюсь пойти как можно дальше, быть всегда на один шаг вперед и никогда не
действовать предсказуемо". Именно непредсказуемым предстает Брюс во многих своих
ролях, каждая из которых абсолютно не похожа ни на какие другие. У Брюса Пэйна
настоящая страсть к игре. "Игра сейчас является существенной составляющей его
жизни - написал о нем журналист Космополитена - он относится к ней с тщательностью
и интересом на грани одержимости". Джо Ферли для журнала You прокомментировал:
"Когда Брюс говорит о своей работе или об актерской игре вообще он становится
очень оживленным, просто излучающим энтузиазм." Говоря о своей страсти и о том, как
она возникала Брюс сказал: "Все что когда либо интересовало меня в жизни было
связано с химией: будь то физика или морская биология. Химия человеческих
отношений это просто логическое развитие этого интереса"
Хотя он гораздо более известен своими ролями злодеев, Брюс Пэйн создавал
характеры всех типов и всегда любил это. В своем интервью Стивену Рейду Брюс
говорит: "Если бы я мог загадывать я бы хотел играть двух положительных персонажей
в год, двух злодеев и одну комедийную роль для отдыха". Комментируя то количество
ролей злодеев, которое он сыграл, Брюс говорит: "К сожалению, это просто
психологическая особенность человека помнить злодеев, но я играл также и хороших
парней". Его фильмография свидетельствует, что это так и есть: в длинном списке его
ролей доли плохих и хороших парней практически равны.
О своей карьере Брюс говорит, что хотел бы иметь карьеру долгожителя - лет до 70-ти и
дольше. С его 45 фильмами и 23 телевизионными постановками, плюс с его работой
исполнительным продюсером фильма Lowball Брюс Пэйн, похоже, реализует свое желание.
Актеру большого таланта и многогранности Брюсу, очевидно, еще предстоит изучить
множество ролей. Вспоминая его предыдущие роли, каждая из которых была уникальна
и непохожа ни на какую другую, у нас есть все основания ожидать, что и последующие
его роли будут свежи и непредсказуемы. Один поклонник написал о Брюсе: "В отличие
от некоторых других популярных актеров, с Брюсом мы знаем - что-то должно
произойти, но мы не уверены что именно и это заставляет нас с интересом
всматриваться в развивающийся перед нами сюжет"