Малеванная Лариса Ивановна родилась 22 января 1939 года в селе Федоровка Ростовской
области.
В 1965 году окончила режиссерский факультет Ленинградского государственного
института театра, музыки и кинематографии (ЛГИТМиК).
С 1964 - актриса и режиссер Красноярского ТЮЗа,
с 1968 - Ленинградского театра им. Ленсовета,
с 1971 - Ленинградского театра им. Ленинского комсомола,
в 1976 - Малого драматического театра,
с 1976 по 2007 гг. - АБДТ им. М. Горького.
С 1988 руководит Ленинградским (Санкт-Петербург) театром Васильевского острова.
Тяжелое детство
Лариса Малеванная родилась 22 января 1939 года в селе Федоровка Ростовской области.
Как она сама признается, ее детство было непростым: «Папа пил по-черному. Когда мне
было 13, он купил бутылку вина и угощал меня с подругами: девочки потом плакали, им
было страшно это непривычное состояние. Один раз отец меня чуть не убил:
замахнулся стулом, хорошо сестра подставила руку. Я требовала от мамы, чтобы она
бросила отца, но она, мягкая и добрая, тащила на себе четверых детей и его,
пропивавшего все деньги».
Выбор профессии
Лариса с детства мечтала стать артисткой, но в семье ей внушали, что эта профессия
- для избранных. Поэтому, окончив школу, девушка поступила на
Историко-филологический факультет Краснодарского Пединститута.
Тем не менее, детская мечта не давала Ларисе покоя. Незадолго до получения диплома
она забрала документы и решила все-таки рискнуть. Ей был 21 год и она, боясь, что ее в
таком возрасте не примут на актерский, решила поступать на режиссерский. Лариса
подала документы в Ленинградский институт театра, музыки и кинематографии и, к
своему удивлению, была принята на курс Аркадия Кацмана.
Имя Л.И.Малеванной стало известно широким театральным кругам задолго до ее
прихода в труппу БДТ. Сразу после завершения учебы в театральном институте в 1965 г.,
где она сыграла главную роль в выпускном спектакле "Мари-Октябрь", Л.И.Малеванная
уезжает в Красноярск и в течение четырех лет исполняет там ведущие роли и
занимается режиссурой. Но особенно ярко ее талант раскрылся после возвращения в
Ленинград.
Лариса Малеванная и Геннадий Опорков
Еще учась в институте, Лариса Малеванная познакомилась со своим будущим мужем
Геннадием Опорковым. Вскоре они сыграли свадьбу. После возвращения в Ленинград
Лариса Малеванная вместе со своим мужем пришли работать в Ленинградский театр им.
Ленсовета. В 1971 году Малеванную пригласил в свой театр великий Георгий
Александрович Товстоногов, но она отказалась. К тому времени Геннадия Опоркова
назначили главным режиссером Театра Ленинского комсомола, и она предпочла
перейти в труппу своего мужа.
Л.И.Малеванная работает сначала в театре имени Ленсовета, а затем в театре имени
Ленинского комсомола. Роли Анны-Лизы в "Пассажирке" и Кати в спектакле "С любимыми
не расставайтесь" стали заметными явлениями в театральной жизни города и были
отмечены премией ВТО как "Лучшая работа сезона" в 1968 и 1971 годах.
Лариса Ивановна вспоминает, что в первые годы их совместной жизни Геннадий
Опорков просто жить без нее не мог. Однако с назначением его на должность главного
режиссера, ситуация стала постепенно меняться. «Его начали донимать
девочки-артистки: все хотели играть. Я все не могла поверить, что он не чувствует,
что ему просто льстят. Один драматург мне сказал: вы не понимаете механизм
действия лести, ей противостоять практически невозможно, человек должен быть
гигантом, чтобы не отреагировать. Как только я уезжала на съемки, кто-нибудь его
охаживал». Когда Лариса Малеванная поняла, что ничего изменить уже нельзя, она
ушла сама, несмотря на то, что у них рос сын.
И все-таки БДТ!
В 1976 году, после развода, Лариса Малеванная ушла из театра своего мужа и несколько
месяцев числилась в Малом драматическом. Именно числилась, потому что там просто
не знали, что ей предложить. Именно в этот момент ее повторно (!) пригласил в БДТ
Товстоногов. Те, кто знает Георгия Александровича, понимает, что это само по себе
практически невероятно.
Л.И.Малеванная пришла в БДТ с зрелым мастером. Если говорить об учителях, её
учителем был Олег Иванович Борисов . Она очень многое от него взяла. Ее первой
работой на сцене БДТ стала трудная роль Варвары Михайловны в "Дачниках". Актриса с
честью выдержала серьезное творческое испытание и органично вошла в ансамбль
артистов театра. Затем Л.И.Малеванная сыграла Наталью в "Тихом Доне". Ей удалось
создать глубокий, объемный образ, полный лиризма и трагедийности. Удачей стала и
роль Комиссара в "Оптимистической трагедии", отличавшаяся в исполнении
Л.И.Малеванной силой огромной внутренней убежденности и покоряла мягкой
женственностью и тонкой интеллигентностью.
Позже были такие разные роли, как Ирина в "Перечитывая заново", Елена Андреевна в
"Дяде Ване", Ольга в "Сестрах", Вера в "Рядовых", Алена в "Я построил дом", Софья в
"Последних". При всей несхожести их объединяет тема драматизма женской судьбы; за
внешней сдержанностью и негромкостью скрываются воля и решимость защищать себя,
свой дом, семью и неизбывное женское стремление любить и быть любимой.
В 1984 г. Л.И.Малеванная попробовала свои силы в режиссуре, поставив пьесу В.Крымко
"Дочь", которая с успехом шла на Малой сцене БДТ. Режиссерский опыт актрисы получил
признание и в театре, и у зрителей. В настоящее время на Малой сцене можно увидеть
новую работу режиссера Л.И.Малеванной - спектакль "Бенгальские огни".
В 1988 году выпускники Малеванной из ЛГИТМиК(а), где она набирала свою мастерскую, не
желая расставаться с «родным» преподавателем, настояли на идее создания
собственного театра. Так появился театр - студия Малеванной, просуществовавший
долгие годы. Расположился театр, не без кочеваний, конечно, в здании на
Васильевском острове.
Помимо съемок в кино Лариса Малеванная преподает в ЛГИТМиКе, занимается
режиссурой.
40 лет в кино
Впервые на экране Лариса Малеванная появилась сразу же по окончании института - в
1966 году она сыграла одну из ролей в телефильме Юлиана Панича «
Проводы белых ночей». А спустя два года состоялся дебют Малеванной в
«большом кино». Режиссер Вадим Михайлов доверил молодой актрисе главную роль
Нюры Саловой в своей мелодраме «В день свадьбы».
После этой работы кинорежиссеры обратили внимание на неординарную актрису, и
приглашения не заставили себя ждать. В 70-е - 80-е годы Лариса сыграла большое
количество ролей, нередко воплощая на экране сложные, острохарактерные образы.
Среди наиболее известных: Екатерина Михайловна Селезнева в киноповести «
Разрешите взлет!», Полина в дилогии Юрия Егорова «За облаками - небо» и
«
Там,
за горизонтом», Манюня в социальной мелодраме Иосифа Хейфица «Единственная»,
Вера Ивановна в мелодраме Владимира Григорьева «Поздние свидания», Сооткин в
драме «Легенда о Тиле» режиссеров Алова и Наумова, Софья Андреевна в «Подростке»
Евгения Ташкова по одноименному роману Ф.М. Достоевского...
Два раза Ларисе Малеванной довелось сыграть в картинах Петра Тодоровского. В
«Интердевочке» она сыграла Аллу Сергеевну, мать Тани, создав из довольно скромной
роли объемный, полноценный образ. Заметной оказалась и роль в трагической
мелодраме «Анкор, еще Анкор!». О своем сотрудничестве с Тодоровским актриса
вспоминает с особенной теплотой: «...легко работалось у Петра Тодоровского. Он
смотрит на всех актеров влюбленными глазами и ждет от нас только чуда».
В последние годы Лариса Ивановна после многолетнего перерыва вернулась на
киноэкран. В сериале «
Черный ворон» она
сыграла Марину Ларину, в экранизации романа Достоевского «
Идиот» - генеральшу Иволгину. Среди
последних работ Людмилы Малеванной - роли в сериалах «
Демон полдня» и «
Прииск».
Сегодня[/b]
Сейчас ей предлагают довольно много ролей в кино, и там есть что сыграть. Вообще-то
для актрис её возраста не так много ролей. Совсем неожиданной для неё была
недавняя работа на "Ленфильме" с очаровательными молодыми режиссером и
сценаристкой Яной Поляруш и Ингой Киркиж. Фильм называется "Видримасгор". Все
ломают голову, что за абракадабра? А это "Вид Рима с гор". Осталось приятное
ощущение от того, что происходило на картине. Все было свежим, необычным.
В 2008 году в Киеве была премьера фильма "Городской пейзаж"
Елены Голосий (тоже дебютантка), где Малеванная сыграла бабушку. Сама
посмотрела и осталась довольна. Такой светлый, чистый ручеек, никаких погонь,
убийств, мордобоев, ни рэкетиров или киллеров.Только что снялась в фильме
"Родительский день". От сценария она не была в восторге. Думала, опять погони,
надоело! Но оказалось, что параллельно там идет и другая тема - трогательная, это
старики, любящие и оберегающие друг друга всю жизнь. А когда ей сказали, что
главную роль будет играть Джигарханян, она ринулась в это "предприятие". Одно
удовольствие работать с такими артистами.
Личная жизнь
После развода с Геннадием Опорковым Лариса Малеванная еще раз вышла замуж. Со
вторым мужем они прожили вместе двадцать лет. Сейчас она живёт одна. В настоящее
время у Ларисы Ивановны трое внуков - Света, Миша и Станислав. Сын -
инженер-программист. Дети стихи сочиняют, читают стихи, могут попеть, на гитаре
поиграть, но страсти к театру - ни у кого.
Раньше, когда начиналась депрессия, она ложилась на диванчик и страдала, а в
последние 15 лет - томик стихов и на Елагин остров. Он стал её прибежищем. Там за
считанные минуты улетучиваются депрессивное состояние, неудовлетворенность
собой или кем-то.
В 2007 году Лариса Малеванная ушла из театра. Из интервью, данного в январе 2009 года:
"Болтаться без дела, как мечтала, не получается. Начала наконец писать. Вышла
книга. В Москве утвержден мой сценарий "Василий и Норочка". Только выпустила
книжку в Петербурге, как мне позвонили из Москвы и заказали другую. В общем, все
время нескучно. Вдруг позвонил режиссер Андрей Максимов, который тоже недавно
ушел из БДТ. Сказал, что директор Красноярского ТЮЗа, где я начинала, делала свои
первые шаги, предложил ему поставить спектакль со мной в главной роли. В любой,
какой захочу! Я выбрала "Странную миссис Сэвидж". Начнем репетировать в Петербурге
и уже с готовой ролью приедем в Красноярск".