Алехандро Аменабар родился в Сантьяго. Мать - испанка, отец - чилиец. В 1973 году из-за
обострения политической ситуации в Чили его семья эмигрировала в Испанию. В 1990
году поступил в Мадридский университет Комплутенсе на факультет информационных
наук. Однако бросил его, начав снимать короткометражные фильмы.
В 1991 году получил премию Независимой ассоциации непрофессиональных кинодеятелей
(AICA) за свой первый короткометражный фильм «Голова». Год спустя премии
кинофестивалей в Эльче и Карабанчеле завоевала другая его короткометражка -
«Перепончатокрылый». В 1994 году его третий короткометражный фильм, «
Луна», получил
премию Луиса Гарсии Берланги за лучший сценарий и награду Независимой ассоциации
непрофессиональных кинодеятелей (AICA) за лучшую музыку.
Первый полнометражный фильм Аменабара, «Диссертация», продюсировал режиссёр
Хосе Луис Куэрда, которого заинтересовал сценарий этой картины. Сюжет этого
необычного и странного триллера разворачивается на факультете информационных
наук Мадридского университета Комплутенсе, а один из его отрицательных героев
получил имя профессора этого факультета, у которого Аменабар провалился на
экзаменах. Фильм привлёк внимание критики на Берлинском кинофестивале, а у себя
на родине получил семь премий «Гойя», в том числе за лучший фильм, оригинальный
сценарий и режиссёрский дебют.
Второй полнометражный фильм Аменабара, «
Открой глаза»,
имел успех у критики на кинофестивалях в Берлине и Токио. Кроме того, он привлёк
внимание известного актёра Тома Круза, который выкупил права на сценарий картины
и позже снялся в фильме «
Ванильное
небо», основанном на этом сценарии.
Также Том Круз выступил в роли продюсера третьего фильма Аменабара, «
Другие», в
котором снялась известная актриса Николь Кидман. Премьера фильма состоялась на
кинофестивале в Венеции в 2001 году, где он входил в конкурсную программу. Картина
имела успех у критики и публики по всему миру, а в Испании стала самым популярным
фильмом года. «
Другие» получили восемь премий «Гойя», в том числе за лучший фильм,
режиссуру и оригинальный сценарий, а также боролись за премию европейской
киноакадемии в номинации «лучший фильм».
В 2004 году на экраны вышел фильм «
Море внутри»,
рассказывающий о реальной жизни полностью парализованного Рамона Сампедро (его
роль исполнил Хавьер Бардем) и поднимающий проблему эвтаназии. На фестивале в
Венеции картина получила специальную премию жюри (вторую по важности на
фестивале), а Хавьер Бардем получил «Кубок Вольпи» как лучший актёр. В 2005 году этот
фильм завоевал «Оскар» в номинации «лучший иностранный фильм».
В сентябре 2004 года открыто объявил о своей гомосексуальности в журнале Shangay.
Интервью
- Болезнь и смерть, кажется, привлекают вас - человека на первый взгляд
молодого и жизнерадостного...
- Мне просто интересны люди с определенными проблемами, а еще интересней то, как
они с этими проблемами справляются. Проблемы могут настигнуть каждого из нас... В
случае героя "Моря внутри" Рамона - что ж, любой мог бы оказаться в подобной
ситуации: несчастный случай, парализация, и как жить с этим? А еще всем нам
приходится рано или поздно сталкиваться со смертью. Перед ней все мы равны.
- Что заставило вас сделать такой фильм после "Других" - тоже картины на тему
смерти, но абсолютно иной?
- Кто-то придумал интересную формулу: "Другие" - фильм о мертвых, которые хотят быть
живыми, а "Море внутри" - о живых, которые хотят умереть. Меня тронула подлинная
драма Рамона Сампедро, его чувство юмора, то, как он скрывает свои эмоции. Меня не
интересовал саспенс, я не спрашивал себя "кто помог Рамону умереть", а только
пытался проникнуть в его жизнь.
- Вы верите в жизнь после смерти? "Другие" доказывают ее существование, а "Море
внутри" отрицает.
- Призраки в "Других" были лишь метафорой. Я по убеждениям агностик, то есть я не
знаю, существует ли жизнь после смерти. Честно говоря, подозреваю, что нет. С этим
надо жить, и это никак не обедняет жизнь, не делает ее бессмысленной. Когда я был
ребенком, то верил в Бога - так меня воспитали родители-католики, но, утратив веру,
я стал оптимистом. Показывая священника в "Море внутри", я не собирался рисовать
карикатуру на церковь. Я видел как-то одного кардинала, который в некоей
телепередаче обвинял Рамона, называя его трусом, и его семью - мол, они слишком
мало его любили. Отсюда - диалоги в моем фильме. Тут я ничего не выдумал.
- После "Других" вы не собираетесь продолжать снимать кино на английском,
работать в Голливуде?
- Нет. Я читал несколько сценариев, ничего меня не заинтересовало.
- А как вам понравилось "Ванильное небо", поставленное по мотивам вашего
фильма "Открой глаза"?
- Я был очень тронут тем, что Кэмерон Кроу сделал этот фильм, я высоко ценю то, что
там снялся Том Круз. Но это не мой фильм - это как другой голос, поющий ту же песню.
Когда я смотрел "Ванильное небо", то все время говорил себе: "Я бы снял то же самое
по-другому... ах, ну да, я же это уже делал!" (Смеется.) Надеюсь, никто не будет делать
римейков по мотивам "Моря внутри" (смеется).
- Что заставило вас сделать фильм о борцев крещены при рождении?
- Я не думаю, что многих можно назвать подлинно верующими. Я заходил нередко в
воскресенье в церковь: там почти пусто. Я уверен, что большинство жителей Испании
высказалось бы в пользу эвтаназии. Вот вам доказательство: "Море внутри" вышло два
дня назад, и кинотеатры буквально ломятся от желающих его посмотреть. Понимаете,
вопросы жизни и смерти очень важны и их надо обсуждать, но случаи вроде случая
Рамона бесспорны. Думаю, общество готово к принятию закона об эвтаназии.
- Откуда взялся образ моря?
- Из стихов Рамона. Родные и близкие утверждали, что море было для него важнее
всего на свете. Он был моряком, и море дарило ему жизнь, а потом оно же стало
фактически причиной смерти.
- Вы впервые сняли фильм, который можно назвать реалистическим...
- Скажем так, основанный на реальных событиях. Вот игра главного актера, Хавьера
Бардема, и правда очень реалистична. Однако сны были для меня едва ли не важнее
реальности. Если говорить о реальности, которой мы были верны, то самое интересное
в том, что в жизни парализованного Рамона было куда больше женщин. А еще у него
было много племянников, а не один (смеется). Но мой фильм - художественный, меня
никогда не интересовала возможность делать документальное кино. Я люблю
вымысел.
- Вернемся к Бардему: как вам пришла в голову странная идея взять его на эту
роль? Молодой, красивый, секс-символ, а играет пожилого лысого паралитика.
- Единственная причина - талант Бардема. У него крупное тело, а нам было нужно
маленькое, ему тридцать пять - нам был нужен пятидесятипятилетний, у него
прекрасные волосы - наш герой лысый (смеется). Но я всерьез хотел собрать лучших
профессионалов в Испании, а он - лучший испанский актер. Я даже не думал о других
актерах.
- Может, Бардем был вам нужен, чтобы наглядно объяснить интерес женщин к
Рамону?
- Рамон - человек, который до катастрофы был настоящим мачо, соблазнителем. Его
книга начинается со списка женщин, которых он любил, когда был здоров. Рамон
терпелив и терпим, он способен выслушать собеседника, он сам беззащитен; это
привлекает женщин. Кстати, Хавьер уверен, что Рамону бы понравился наш фильм: ведь
там он представлен настоящим красавчиком.
- Как вы создавали музыку к фильму? Вы один из немногочисленных режиссеров,
выполняющих еще и функции композитора...
- Задача была непростой. Я уверен, что другой композитор наверняка написал бы
лучше, но мне был нужен конкретный результат, и никому, кроме себя, я это доверить
не мог. "Море внутри" - фильм о смерти в постели, и музыка должна была быть теплой,
как бы согревающей. Я сразу подумал о струнном ансамбле, играющем совсем тихо,
пианиссимо, без сольных партий. Я использовал кельтскую музыку - ведь действие
происходит в Галисии, - и пригласил для записи лучших испанских волынщиков. Они и
воплотили мою музыкальную идею: воспеть жизнь.
- Рамон мечтает о море. А вы в этом на него похожи?
- Да, я бы хотел умереть на море. Но пока живу в самом центре Испании. Моя мечта о
старости - жить на берегу, смотреть на море.