10 апреля 1929 года в маленьком городке Лунд на юге Швеции у семьи фон Сюдовых
родился мальчик. Его назвали Карлом Адольфом, возможно, в честь отца Карла
Вильгельма, интеллигентного педагога Лундского университета, преподававшего
множество дисциплин: от этнологии и скандинавского фольклора до ирландского
языка. Мать, Грета, также работала в сфере образования, но ее должность была
скромнее: школьная учительница.
При таких родителях неудивительно, что юный фон Сюдов получил хорошее
образование в церковной школе. Преподавание, как было принято в те времена, имело
сильный религиозный уклон. Карла воспитали примерным лютеранином, но позже он
изменил свои взгляды на мир и стал агностиком.
О детстве фон Сюдова-младшего известно немного. Он рос тихим и спокойным ребенком,
братьев или сестер у него не было. С девяти лет взялся за изучение двух
иностранных языков: немецкого и английского. В старших классах Сюдов с друзьями
организовали школьный театр, с которого и началась его актерская карьера.
Сюдовым повезло - Вторая мировая война обошла их стороной. Карлу особенно повезло,
поскольку он был призван в армию уже после ее окончания. Благополучно отслужив, в
1948 году молодой человек поступил в Королевский драматический театр Стокгольма.
Полоса везения продолжалась: его, студента, взяли на небольшие роли в двух
фильмах.
По окончании университета Сюдов несколько лет подрабатывал в театрах различных
шведских городов, пока в 1955 году не встретился с великим Ингмаром Бергманом. Их
сотрудничество было на редкость плодотворным. В общей сложности Сюдов снялся в 13
картинах маэстро. Роль рыцаря в «Седьмой печати» (1957) оказалась переломной: она
подтвердила культовый статус режиссера и сделала Сюдова идолом артхауса. У
популярности была другая сторона - сценический псевдоним «Макс» навсегда прилип
к Карлу и стал его вторым именем.
Секрет успеха Сюдова, как ни странно, заключался в использовании театральной
техники игры перед камерой. В отличие от других актеров он никогда не «продавал
душу» кинематографу, всегда сочетая работу на большом экране с выступлениями на
подмостках театров. «Театральный» стиль работы актеров в кино часто ругают, мол,
специфика их ремесла такова, что они всегда работают на последний ряд и по
привычке переигрывают. Но Сюдов предпочитал служить Мельпомене и выбирал себе
очень эмоциональные роли, для которых «театральность» игры была скорее
достоинством, чем недостатком.
В 1962 году Сюдова приглашали в Голливуд играть в «бондиане». Но ему не хотелось
изображать злодея, поэтому актер исполнил роль Иисуса Христа в эпической драме «
Величайшая из когда-либо рассказанных историй» (1965). Фильм имел успех и
Сюдов стал пользоваться спросом, в связи с чем его семья переселилась в
Лос-Анджелес.
Здесь его амплуа меняется. Всю последующую жизнь он предпочитал роли третьего
плана - короткие, фактурные и трагичные, позволявшие ему «засветиться» в
блокбастерах со звездами первой величины. Американские кинобоссы всегда
норовили ставить Сюдова на роли злодеев, что, впрочем, не помешало ему получить
два «Золотых глобуса» за «
Гавайи» (1966), где снялись оба его
сына, и «Экзорциста» (1973) - классический фильм ужасов, признаваемый британцами
самым страшным в истории человечества.
Сюдова принято считать классическим актером драмы. Действительно, в его
послужном списке немало драм, но если присмотреться повнимательнее, можно
заметить, что Макс неравнодушен к фантастике и попробовал себя почти во всех ее
проявлениях - от кинокомиксов до киберпанка. В череде его ролей этот жанр идет
следом за драмой, причем в доброй половине случаев Макс играет персонажей, как-то
связанных со смертью.
В 1970-х Сюдов некоторое время жил в Риме. Последующее десятилетие стало для него
«ознакомительным периодом» в кинофантастике, причем ее «космической»
разновидности. Макс сыграл планетолога Кайнза («
Дюна» Дэвида Линча) и инопланетного
злодея - императора Минга («
Флэш Гордон»). В 1977
году он вновь надел рясу, чтобы сыграть дух отца Меррина в сиквеле «Экзорциста»
(увы, провальном).
Не был обделен вниманием и жанр фэнтези. В 1982 году Сюдов снялся вместе с Арнольдом
Шварценеггером в «Конане-варваре», исполнив роль короля Озрика (к финалу убитого).
К магии и драконам Макс вернулся лишь в 2004 году, причем не слишком удачно, сыграв
приемного отца Зигфрида в «Кольце Нибелунгов».
Через 21 год после первой экранизации «бондианы» Сюдов все же получил в ней роль.
Конечно же, злого гения - Эрнста Блофилда, главы преступной организации SPECTRE
(спародированного Майком Майерсом в образе Доктора Зло из фильмов об Остине
Пауэрсе). Интересно, что первое появление Сюдова в сериале про агента 007 совпало с
последней ролью в нем Шона Коннери. Отметился Сюдов и в экранизации Стивена Кинга
- это был тот редкий случай, когда актер взялся за ведущую роль, сыграв Лиланда
Гонта - демонического старичка, продающего людям маленького городка всякий хлам и
умело провоцирующего их на насилие («
Нужные вещи», 1993).
В фантастических антиутопиях Максу довелось сниматься дважды. Первый опыт был в
1995 году, когда он перевоплотился в «отца правосудия» - судью Фарго, который, в
лучших традициях всех персонажей Сюдова, трагически погиб. А в 2002 году ему повезло
попасть в проект Спилберга «
Особое
мнение». Это был самый крупнобюджетный фильм во всей карьере Сюдова. По
сложившейся традиции и там его персонаж расстался с жизнью.
Из нефантастических лент с участием Макса обратите внимание на «Остров Шатер»
(2009) - новую работу Мартина Скорсезе, главную роль в которой исполняет его любимчик
Ди Каприо.
Макс фон Сюдов умер в возрасте 90 лет. Актер скончался 8 марта 2020.