Добровольская Евгения Владимировна - советская и российская актриса театра и
кино, народная артистка Российской Федерации (2005). Лауреат премий «Ника» (2001) и
«Золотой орёл» (2007). Заслуженная артистка России (1998). Народная артистка России
(2005).
Родилась 26 декабря 1964 года в Москве.
Окончила Государственный институт театрального искусства (1987, мастерская Л.
Касаткиной и В. Левертова).
В 1987-1988 - актриса МХАТ им. М. Горького,
в 1988-1989 - актриса Театра-студии под руководством О. Табакова,
в 1989-1991 - театра "Современник",
с 1991 - актриса МХТ им. А. П. Чехова.
Ранние годы
Евгения Добровольская родилась и выросла в Москве. Сразу после школы она
поступила в ГИТИС, а по окончании учебы, в тот же год, получила работу во МХАТе им.
Горького. Впрочем, там она играла недолго: спустя год Анна «перебралась» в
Театр-студию Олега Табакова, еще через год - в «Современник», а год спустя - во МХАТ
им. Чехова.
Детство актрисы было обычным. Вечно занятые родители не имели возможности
уделять дочери много времени и внимания, но, несмотря на это, маленькая Женя росла
счастливым ребенком. А редкие слова похвалы и ласки лишь закалили ее характер и
научили быть всегда сильной и не ждать от жизни больших щедрот.
Карьера
Телезрителям актриса хорошо известна по фильмам «
Королева
Марго», «
На тебя
уповаю», «
Механическая сюита», «
Участок», «
Москва, я люблю тебя!», «
Белая гвардия»
и др.
За роль 80-летней ключницы Улиты в спектакле МХТ им. Чехова «
Лес» режиссера Кирилла Серебренникова она
получила премию Фонда им. Станиславского. Сейчас Добровольская играет
отчаявшуюся, спивающуюся Анненьку в спектакле Художественного театра «
Господа Головлевы».
Снималась в фильме «Умница-красавица» - современное переложение «Анны Карениной»
(в основе та же самая жизненная ситуация, но главная героиня не бросается под
поезд, а решает проблему иначе). К Евгении Добровольской слово звезда абсолютно
неприменимо: она не любит слово успех, придавая ему совсем не то значение, которое
обычно в него вкладывают; не любит говорить о наградах, считая лучшей наградой
похвалу друзей.
Евгению можно по праву назвать многогранной артисткой: она не только является
ведущей актрисой театра, но также весьма востребована в кинематографе. По словам
самой Добровольской, ей больше нравится играть в классических постановках и
сюжетах, нежели современных, которые зачастую носят более поверхностный
характер. В любом случае - и в театре, и в кино - Евгения больше любит истории с
хорошим концом. Особенно в театре. По ее мнению, в жизни и так слишком много
огорчений, поэтому, приходя в театр, люди ждут позитивных и добрых эмоций, которых
так не хватает в реальности. Одной из самых значимых для самой актрисы ролей стала
роль Маргариты в сериале «
Королева
Марго». Евгения честно признается, что это был наиболее интересный из всех
кинопроектов, в котором всем актером на самом деле удалось словно бы погрузиться
в другую эпоху - с замками, королевской охотой и интригами. Примечательно, что
после съемок в этом сериале Добровольская почти три года отдыхала от кино, давая
новым впечатлениям «остыть».
Личная жизнь
Женя Добровольская - единственная актриса, которая при более чем успешной
сценической карьере имеет четверых детей - троих сыновей и дочь. И у всех - разные
отцы.
В 1983 году вышла замуж за актёра Вячеслава Баранова (он играл с Добровольской в
фильме «
Клетка для канареек»). От брака с ним есть сын Степан, родившийся в 1986
году, когда она была на 4 курсе ГИТИСа. Носит фамилию матери. Развелись в 1987 году.
Вторым мужем ( с 1989 по 1997 гг.) был
Михаил
Ефремов , в браке с ним в 1992 г. родился второй сын Николай (Ефремов).
В 2002 году родила третьего сына, Яна. Отца его актриса не называла, поскольку он
женат. Но сейчас стало известно, что это актёр Ярослав Бойко .
6 февраля 2009 года в 44 года Евгения родила дочь Ксению. По словам актрисы, со своим
нынешним мужем Дмитрием Мананниковы (по профессии он кинооператор) она
познакомилась четыре года назад, а в 2009 году вышла за него замуж.
Интервью Евгении Добровольской 2004 года
Сайт: People's History
Евгения любит слово «профессионализм», потому что обожает свою работу и
относится к ней с большой ответственностью. Возможно, именно благодаря этому, а
также своим таланту и трудолюбию Добровольская на сегодняшний день является не
только одной из ведущих актрис МХАТа им. Чехова, но и одной из лучших в
кинематографе. Кстати, за сериал «
Подозрение», который
по рейтингу занимает одно из ведущих мест, на III фестивале телевизионных фильмов
«Сполохи» она получила приз за лучшую женскую роль. Но лучше, если оценку этой
роли, так же как и другим своим работам в кино и театре, Евгения даст сама.
- Где вам больше нравится играть: в современных спектаклях или все же в
классике?
- Я с удовольствием играю и то, и другое. Но современный сюжет - это как-то
мелковато: кажется, будто ты ходишь по колено в воде, и плыть тебе некуда. А Чехова
можно играть и десять, и пятнадцать лет подряд каждый год, находя что-то новое и,
главное, созвучное твоему сегодняшнему возрасту и настроению. Нина Заречная -
молодая провинциальная девушка, которая несчастна с родителями. Она влюбляется
сначала в мальчика, потом в «звезду» и хочет отдать ему всю свою жизнь. Ты
представляешь себя в этой ситуации, думаешь, воображаешь, как бы ты поступила на
ее месте. Я ведь росла вместе с Ниной Заречной: сначала мне было легко играть
первый акт и трудно - второй, а теперь первый играть стало гораздо тяжелее,
наверное, потому что определенный этап моей юности уже прошел, появилось больше
цинизма, а повзрослевшая героиня стала мне гораздо ближе. И вот это в Чехове
неисчерпаемо, бесконечно и прекрасно.
- Что, на ваш взгляд, труднее вызвать у зрителя: смех или слезы?
- Люди приходят в театр для того, чтобы от всего отдохнуть. Они готовы смеяться и
забыть все, что их тревожит в окружающей жизни. Я сама не люблю плакать ни в кино,
ни в театре, потому что слезы - это прежде всего боль, и больно всему: глазам, душе.
Хорошо, если это слезы очищения: когда происходит катарсис, это прекрасно. Но
такое и в жизни-то редко случается, что уж говорить про театр. Таких постановок, к
сожалению, очень мало - после которых человек, выйдя из зала, сказал бы: «Ах, Боже
мой, вот как надо жить-то: светло, чисто, хорошо». Поэтому когда смеются - это и для
зрителя, и для актера большое счастье.
- Кто из театральных режиссеров оказал на вас наибольшее влияние?
- Конечно, Виктюк. Правда, работала я с ним всего один раз, и было это очень давно. Мы
ставили спектакль по пьесе Михаила Рощина «Муж и жена снимут комнату», где я
играла одну из главных ролей. На репетициях Роман Григорьевич мне постоянно
кричал: «Девочка в первый раз увидела режиссера!» А у меня, и правда, был
ошеломленный вид. Виктюк потряс меня: его штормовая энергия, размах. Он дает
актеру такие внутренние повороты, открывает такие бездны в роли, что потом в ней
можно развиваться бесконечно. У него я усвоила и еще один урок: вдохновение -
вдохновением, но актер должен по-ремесленному владеть своим делом. Помню, как в
этом отношении меня потрясла Алиса Фрейндлих. У нас в «Клетке для канареек» была
сложная сцена: я сижу и думаю о печальном, а она смеется, шутит с кем-то. И вдруг:
«Мотор! Камера!» - и у Алисы Бруновны совсем другие глаза, лицо... Она плачет! Вот это
и есть актриса! Для нее слов «Я сегодня не форме, у меня нет вдохновения» просто не
существует.
- А Олег Ефремов оказал на вас влияние как театральный режиссер?
- Как театральный лидер, личность, как актер, как человек - да, но не как театральный
режиссер. Вы поймите, у нас театральных режиссеров по пальцам можно пересчитать.
Все остальные режиссеры выросли из актеров, поэтому здесь речь идет уже не о
чистой, если можно так сказать, режиссуре, а о режиссуре актерской. И опять-таки
режиссеров много, но это вовсе не значит, что они настоящие, что они могут
поставить спектакль так, что, выйдя из зала, зритель будет охать и ахать.
Опять-таки с Виктюком я работала очень давно, но ни с Гинкасом, ни с Някрошюсом мне
поработать не удалось. А МХАТ - это театр, где «воспитана» актерская режиссура. И
Ефремов - абсолютно актерский режиссер, когда он делал спектакль, он видел его с
точки зрения актера, потому, наверное, я и понимала его без слов.
- Хотя сериал «Королева
Марго» - это уже история, но все же банальный вопрос: остались какие-нибудь
наиболее яркие воспоминания о съемках?
- Мое самое яркое воспоминание об этом сериале - это то, что он снимался очень
долго, аж три года. Хотя было много прекрасного: это тяжеловатые костюмы, надевая
которые, сразу ощущала стиль эпохи, силу, гордость за себя. Также запомнились
очень красивые съемки, проходившие в Праге: природа там поистине живописная. А вот
мое падение с лошади приятным воспоминанием не назовешь. Причем я выпала из седла,
но удержала в руке сокола, потому что всех актеров перед съемками предупредили о
ценности пернатых, ведь каждый сокол стоил не менее пяти тысяч долларов. Кстати, в
сценах охоты «принимал участие» и настоящий секач с огромными клыками. Незадолго
до начала съемок он с легкостью перегрыз черенок от лопаты, представляете? А сама
охота?! То количество животных, которое для нее потребовалось, меня поразило.
Уверена, что от настоящей королевской охоты наша киношная мало чем отличалась.
- После сериала вас три года не было видно на большом экране. Почему?
- Потому что я не хотела ничего больше. Считала, что должна отдохнуть, переболеть, и
потом мне было уже мало что интересно. Во время работы над сериалом были прочитаны
тонны литературы о времени той эпохи: о Маргарите Валуа, жизни двора, Екатерине
Медичи, Нострадамусе, о гугенотах - словом, получено было чудовищное количество
информации и пережито столько... Но результат-то все равно вышел минимальный,
потому что замах был «на рубль», а удар - «на копейку». Конечно, я была
разочарована, да и в личной жизни в то время было много всяких проблем... В
довершение всего начались съемки в фильме Гарика Сукачева «
Кризис среднего возраста». Очень актуальная тема для меня в тот
момент. В этой картине, правда, я совсем не хотела сниматься и согласилась лишь
потому, что муж буквально пинками меня выталкивал на съемочную площадку...
- Женя, скажите, ваш творческий дуэт с Михаилом Ефремовым не мешал дуэту
семейному?
- На сцене нам ничего не мешало. Это было на самом деле прекрасно, потому что мы
сыграли так много ролей вместе. Он тяжелый партнер, но чудный артист. В жизни,
конечно, мы ругались. Мы могли идти до театра разными дорогами, могли ругаться во
время репетиции и самого спектакля, но при этом нам ничего не мешало возвращаться
домой из театра вместе. Пороховая бочка. Двое сумасшедших, которые все хотят
успеть, да еще двое детей. Мы так жили, и мы оба принимали правила игры. А она и была
такой: все время вместе - съемки, гастроли, театр, дом, репетиции, тусовки, личная
жизнь. Это были наши правила. Поэтому рабочие отношения не мешали семейным, мы
были поставлены в такие условия. И мы их исполняли восемь лет «от» и «до». Потом,
естественно, устали, и совершенно нормально и спокойно разошлись...