София Коппола (англ. Sofia Carmina Coppola) - американская актриса, кинорежиссёр, продюсер,
дочь Френсиса Форда Копполы и двоюродная сестра Николаса Кейджа .
Принцесса американского кинематографа и «мафиозного клана» Коппола - именно так
чаще всего величают режиссера, актрису и дизайнера-костюмера Софию Копполу.
Впервые она появилась на большом экране буквально в пеленках, и, казалось, судьба
единственной дочери великого режиссера была решена. Но, сыграв больше десяти
ролей, София пришла к однозначному выводу - актрисой она быть не хочет.
Обычно наследницы громких фамилий доставляют массу хлопот своим богатым и
знаменитым родителям: по неписаному сценарию, в раннем детстве они проявляют
капризный нрав, в юности крутят романы с молодыми людьми сомнительной репутации,
а годам к двадцати попадают в скандальные хроники желтой прессы. Но с Софией дела
обстояли иначе - она долгое время не была объектом папарацци, предпочитая
оставаться в тени. Свою роль сыграло и воспитание - полуитальянская
патриархальная семья точно не одобрила бы скандальность наследницы. Впрочем, с
выходом фильма «Трудности Перевода» все изменилось. Но обо всем по порядку.
София Кармина Коппола появилась на свет 14 мая 1971 года в Нью-Йорке. Второе имя она
получила в честь деда, знаменитого композитора Кармине Копполы, автора музыки ко
многим фильмам ее отца, еще более знаменитого Френсиса Форда Копполы.
Детство Софии было совершенно непохоже на детство среднестатистического
американского ребенка. Оно и понятно - отец постоянно пропадал на съемках того или
иного фильма, а в детях, особенно единственной дочери, души не чаял. Поэтому таскал
их с собой на все съемочные площадки. К тому же, Френсис Форд очень хотел, чтобы
детские годы его детей были отличны от его детских лет. «Мое детство оставило
болезненные воспоминания. Я всегда мечтал о том, чтобы уж мои-то дети росли
счастливыми», - часто повторял он.
У него были все основания жаловаться на тяжелое детство: в девять лет он подхватил
полиомиелит и на полтора года слег в постель. Единственным развлечением для
мальчика стал кукольный театр, который подарили ему родители. Игрушечная сцена
стала первой «съемочной площадкой» Фрэнсиса, а куклы - первыми актерами,
беспрекословно выполнявшими все его директивы. Много лет спустя за ним
закрепится репутация режиссера с «железными нотками в голосе».
Френсис Форд считал, что актерство - лучшая «игра» для его подрастающих детей.
Первой ролью Софии стал эпизод из первого «Крестного Отца» («The Godfather», 1972), в
котором девочка «сыграла» грудного Майкла Рицци, проходящего через обряд
крещения в кульминационной сцене фильма. Спустя два года последовала еще более
эпизодическая роль во второй части фильма - «Крестный Отец. Часть Вторая» («The
Godfather. Part II», 1974).
В шесть лет София оказалась на съемках самого трудного для Френсиса Форда фильма -
«Апокалипсис Сегодня» («Apocalypse Now», 1979). На съемочной площадке этого гениального
фильма творилось черт знает что: располневший до безобразия Марлон Брандо нес
отсебятину и закатывал «внеплановые сцены», требуя космических гонораров, Деннис
Хоппер на «завтрак, обед и ужин» употреблял наркотики, а исполнитель главной роли
Майкл Шин, не выдержав накала собственной игры, слег с инфарктом. И нервничал
больше всего Френсис Форд, привыкший к строжайшей дисциплине. Он рвал и метал,
громовым голосом кричал как на актеров, так и на свою собственную жену, приехавшую
поддержать его. Говорят, что это чуть не стало причиной развода Френсиса и с
матерью Софии Элинор, но все, к счастью, обошлось.
София сделала из этого эпизода важный вывод - в последствии она никогда не
повышала голос на съемочной площадке. «Ты слишком тихо говоришь «Мотор!» Кричи
громче! Кричи так, будто ты выходишь за пределы своей диафрагмы!», - говорил ей
отец, пришедший посмотреть на ее работу над «Девственницами-самоубийцами». Но
София только засмеялась в ответ. Ведь в отличие от великого Фрэнсиса Форда, и в то
же время благодаря ему, она провела свое детство среди реальных, а не кукольных
актеров. И может быть, именно этот опыт помог ей завоевать реноме режиссера,
который «получает все, что хочет, и при этом ни на полтона не повышает голос».
Но не будем забегать вперед. Пока София, в одиннадцать лет придумав себе псевдоним
Домино («Мне показалось, это гламурно»), снимается чуть ли не во всех фильмах отца:
«
Изгои» («
The Outsiders», 1983), «Бойцовая
Рыбка» («
Rumble Fish», 1983),
«Клуб Коттон» («
The Cotton
Club», 1984), «Пегги Сью Выходит Замуж» («
Peggy Sue Got Married», 1986). Параллельно она начинает
сниматься и у других режиссеров: у Тима Бартона в короткометражке «Франкенвинни»
(«
Frankenweenie», 1984) и у Юрека
Богаевича в «Анне» («
Anna», 1987).
Впрочем, София, уже сыграв во всех этих фильма, еще сильно сомневалась насчет
своего будущего. «Не хочу быть актрисой - не люблю, когда мне приказывают» -
говорила она. Так что, когда Френсис Форд пригласил ее в «Нью-Йоркские Истории» («
New York Stories», 1989) не в
качестве актрисы, а в качестве дизайнера костюмов, София была счастлива как
никогда. Ей всегда казалось, что за кадром происходит самое интересное.
Веский повод раз и навсегда завязать с актерством появился у Софии в 1990 году. Хотя,
казалось бы, совсем наоборот - ей, наконец, досталась относительно серьезная по
размерам роль - Мэри Корлеоне в «Крестном Отце. Части Третьей» («
The Godfather: Part III», 1990). Кстати, до
Софии на эту роль пробовалась Вайнона Райдер, но та отказалась, сославшись на
истощение. В конце концов Френсис Форд остановил выбор на дочери.
«Она уничтожила фильм отца!», «С такой внешностью ей лучше забыть о карьере
актрисы!», «Если бы не отец, ее бы даже близко не подпустили к съемочной площадке!»
- таковы были первые рецензии на актерскую игру Софии. На ранимую и
впечатлительную девушку нападки критиков подействовали как смертельный яд. «Это
была моя последняя роль в кино! Вокруг слишком много людей, которые готовы отдать
все на свете, лишь бы сняться хоть в небольшом эпизоде. Я уступаю им свое место», -
заявила она. Позже, правда, почти поддалась на уговоры друзей и близкий,
приводивших ей в пример «оскароносную» Анжелику Хьюстон, которую критики также
разнесли в пух и прах после дебюта в фильме отца, и сыграла в «
Inside Monkey Zetterland», 1992. Но вскоре София
покинула отчий дом в виноградной долине Напа и поступила на курс изящных искусств
в Калифорнийском колледже искусств. Она сняла несколько видеороликов, создала
собственную линию дизайнерской одежды Milk Fed, открыла бутик «Небеса 27» и, сняв
четырнадцатиминутную короткометражку «
Lick the Star», 1998 твердо решила стать режиссером.
В это же время София поступает в Калифорнийский Институт искусств, где всерьез
увлекается фотографией и созданием короткометражных фильмов. После окончания
института, вместе с однокурсниками София работает над сериалом «High-Octane» и над
созданием ряда видео клипов. Однако это не приносит ей известности. Её по-прежнему
воспринимают, как избалованную дочку великого режиссёра.
Переломный момент в жизни Софии Копполы наступает в тот момент, когда прочитав
роман Джеффри Эвгенидеса «
Девственницы-самоубийцы», она начинает работу над сценарием к
одноименному фильму. При поддержке отца, в 1999 году, она приступает к съёмке
данного проекта, впервые садясь в кресло режиссёра. Фильм, рассказывающий
трагическую историю жизни пяти сестёр Лисбон, получает восторженные отзывы
критиков и открывает Софии путь в большой кинематограф, как самостоятельной
личности и уже в 2003 год на экраны выходит её следующий фильм «Трудности Перевода»,
за сценарий к которому она получает Оскар. Фильм, собирает в мировом прокате свыше
50 млн.$. и становится одним из лучших фильмов 2003 года.
Следующая работа, историческая картина - «Мария Антуанетта». Вот, что говорит
София Коппола о своей ленте: «Я стремилась передать личную историю, а не
грандиозную биографию в масштабе целой эпохи» - заявила София, добавив, что
попыталась воссоздать все события с точки зрения 14-летней австрийской девочки,
которую в 1770 году доставили в Париж, чтобы выдать замуж за 16-летнего Луи XVI,
будущего короля Франции.
Основным источником для написания сценария послужила книга Антонии Фрэйзер,
которую многие обвиняют в слишком легкомысленном подходе к истории. «Я бы умерла
со скуки, если бы все было напичкано кучей исторических деталей» - так София
прокомментировала выбор книги. «Пытаясь не утонуть в истории, я сфокусировала
сюжет на личных отношениях героев. Луи не воспринимал ее как женщину, поэтому
Мари-Антуанетта рвалась компенсировать свои проблемы бурной светской жизнью.
Старая как мир история, только сейчас те, кто несчастлив в браке, ходят по
магазинам».
Таким образом София Коппола выходит из-под тени своего отца. Снимая невероятно
трогательные, но при этом забавные и очень личные фильмы она завоёвывает любовь
«искушенных» зрителей по всему миру, заставляя их с нетерпением ждать её
следующую работу.
Личная жизнь
В 1999 году София вышла замуж за коллегу - режиссера Спайка Джонза , с которым на тот
момент встречалась почти десять лет. Однако в 2003 году пара развелась.
В настоящее время Коппола живет в Париже, который называет своим любимым городом,
вместе с Томасом Марсом (Thomas Mars), фронтменом французской рок-группы «Phoenix». Молодые
люди познакомились благодаря работе над саундтреком фильма Копполы «
Девственницы-самоубийцы». С тех пор Марс участвует в записи
саундтреков всех фильмов своей подруги. В 2006 году София и Томас стали родителями
своего первого ребенка - дочери Роми (Romy), названной в честь брата Софии Романа. В
2009 году София родила в Нью-Йорке вторую дочь - Косиму (Cosima).