Приятно быть знаменитой
Эмилия Спивак родилась 18 ноября 1981 года в Ленинграде. Дочь Семёна (Соломона)
Яковлевича Спивака, художественного руководителя Санкт-Петербургского Театра на
Фонтанке, о выборе профессии до определенного возраста не очень задумывалась.
В школе Эмилия Спивак училась плохо - на «три-четыре», а по математике однажды даже
была «двойка» в четверти. Это был, скорее всего, самый нелюбимый ею предмет в
школе.
Наверное, именно в то время Эмилия Спивак стала мечтать о профессии... или актрисы,
или адвоката. Юриспруденция, как правило, подразумевает объективный, взвешенный
взгляд, а Эмилия, надо отметить, не всегда объективна.... Так что адвокат, наверное,
это совсем не ее профессия. И еще, если не лукавить, приятно быть знаменитой. Так
что выбор сделался сам собой.
В результате Эмилия Спивак, после окончания школы, поступила в Государственный
институт театра, музыки и кино на курс Вячеслава Пази, поступила легко.
Театр
Эмилия Спивак - актриса, имеющая серьезные, зрелые работы в театрах Петербурга и
Москвы. После окончания института она стала работать с отцом в Молодежном театре
на Фонтанке. Среди её ролей: Дездемона в «Отелло», и еще роль в «Синих розах».
Актрисе с отцом работать не очень легко. Он ведет себя достаточно жестко по
отношению к дочери и, конечно же, не делает никаких поблажек, впрочем, за что ему
его дочь очень благодарна. «Чем больше замечаний делают артисту, тем игра его
становится лучше», - считает Эмилия Спивак.
Она также успешно работает и в московском МХАТе в спектакле «Пышка» у Олега
Табакова. Отрадно, что здесь ее знаменитая фамилия совершенно и ни при чем, уже не
нужно никому ничего доказывать. Талант - он и есть талант...
И в «Отелло», и в «Пышке», везде режиссеры пытаются искать и юмор, и радость в
образе, хотя сами по себе истории не очень веселые. Ролей, правда, немного, но это
близкие актрисе героини, она их любит и многому у них учится. В первую очередь -
смелости.
Эмилии Спивак хотела бы продолжать работать на Фонтанке у отца, но, с другой
стороны, и в Москве очень интересная работа. Пока актриса ничего не хочет
загадывать, жизнь сама расставит все по своим местам.
Тайны следствия
Первая работа в кино - сериал «
Тайны
следствия» - большая удача для студентки второго курса Эмилии Спивак
Петербургской академии театрального искусства. Это был рискованный, но успешный
дебют, ведь в проекте уже блистала другая замечательная актриса и красавица - Анна
Ковальчук. Анна Ковальчук была в положении, и потребовалось на какое-то время,
чтобы преступления раскрывала другая героиня. Так в очередных сериях «Тайн»
появилась Женя в исполнении Эмили Спивак.
Съемки шли по шестнадцать часов, огромная физическая нагрузка. И так две недели
подряд. Бешеный темп поначалу очень выматывал юную актрису, ведь периодически
нужно было еще и нагонять пропущенное в институте, как-то совмещать работу и
учебу. В академии не одобряют, когда студенты пропускают занятия, пусть даже и
из-за съемок. Однако опасения были напрасными. Эмилия Спивак стала
дипломированной актрисой, а ее героиня по-прежнему продолжает успешно делать
карьеру следователя.
Конечно, непросто сохранить в себе остроту чувств к собственному персонажу и
ситуациям, в которые он попадает, когда играешь его в течение шести (!) лет. Но в
образе Жени есть живой характер, конфликтность, развитие, что для сериальных
героев редкость. Женя - острый персонаж, в общем, там есть что играть. Недаром ведь
она так и осталась в сериале, заняв свою нишу среди его знаменитых постоянных
персонажей.
Статский советник
В 2005 году Эмилия Спивак вновь оказалась в компании очень сильных и опытных
коллег-актрис, не говоря уже об актерах-мужчинах, сыгравших яркие роли. Вслед за
картинами «Азазель» и «Турецкий гамбит» по экранам прошумел очередной фильм по
прозе Бориса Акунина. Экранизации подвергся «
Статский советник», в котором была собрана целая плеяда звезд: Никита
Михалков, Олег Табаков, Владимир Машков, Константин Хабенский и, конечно, Олег
Меньшиков в роли сыщика Эраста Фандорина.
На роль Эсфирь планировалась актриса Оксана Акиньшина. Но молодая звезда,
переживающая бурный роман с рокером Сергеем Шнуровым, просто забыла приехать на
первый съемочный день, и её тут же заменили 23-летней Эмилией Спивак.... Этакая
вариация «Мадемуазель Нитуш»: одна актриса по разным причинам играть не может, и
юной дебютантке неожиданно доверяют главную партию - роль подруги Фандорина.
Героиня Спивак - Эсфирь импульсивна и довольно откровенна, немного взбалмошна,
наверное, поэтому она и стала близка актрисе - по характеру, по каким-то
эмоциональным проявлениям. Во время съемок «Статского советника», конечно же,
были определенные сложности. Актриса заболела, к счастью, ненадолго. И несколько
сцен дались нелегко. Например, сцена прощания Фандорина и Эсфирь, где нужно было
попасть в партнера снежком, а все получалось как-то мимо. В итоге сняли отдельным
кадром.
Еще момент - сцена ревности. Эсфирь - Эмиль нежилась в бочке с довольно горячей
водой, состояние расслабленное, а потом надо было резко вскочить и запустить в
партнера первым, попавшимся под руку предметом. В общем, нелегко далась эта сцена,
и дело даже не в обнаженной натуре, просто слишком резкий переход от одного
состояния к другому. Но в итоге все получилось неплохо.
Одна из наиболее эффектных сцен в фильме - появление Эсфирь на приеме в
экстравагантном красном платье. Конечно, актриса чувствовала себя королевой, все
это было очень красиво, немного непривычно, но очень женственно. Хотя это платье
не соответствовало стилю Спивак, в жизни она любит неудобную одежду, все
непрактичное - узкие платья и широкие брюки, узкие юбки, в которых невозможно
ходить, высокие каблуки...
Типичная петербурженка
Эмилия Спивак - типичная петербурженка: молчаливая, скромная и незаметная. Хотя
сама признается, что нрав имеет буйный и «вполне способна на битье посуды». К
счастью, такие сцены - лишь удел близких. Еще актриса утверждает, что любит давать
интервью, потому что во время этих бесед начинает что-то понимать про себя.
Восстанавливается после сложных съемок или работы в театре сном. «Сон и только
сон. Когда высыпаешься, то кожа сама разглаживается, настроение улучшается, все
приходит в норму». Актриса уверена, что именно на лице отражаются внутренние
переживания, поэтому нужно стараться переключать себя на позитивные мысли, тогда
и выглядеть будешь хорошо.
Эмилия Спивак очень любит макияж, косметику, все эти пузырьки, баночки. Ей
доставляет большое удовольствие их покупать и использовать. Правда, когда много
снимается, вне съемочной площадки старается косметикой не пользоваться,
поскольку кожа должна, по ее мнению, хоть чуть - чуть отдыхать. Обожает косметику
Christian Dior, что касается косметики по уходу за телом, то предпочитает Shiseido. И парфюм
считает очень важным штрихом в имидже, как женщин, так и мужчин. Это от папы,
который обожает парфюм, у него, этих баночек больше, чем у Эмилии с мамой вместе
взятых. И еще один любимый запах - Estee Lauder «Pleasure». Но всего должно быть в меру, не
стоит перебарщивать ни с косметикой, ни с парфюмом.
Никаких специальных рецептов красоты у актрисы нет. Пользуется хорошими скрабами
для лица, молочком для тела. И вообще считает - человек красив тогда, когда есть
внутренняя гармония и что красота не зависит от возраста. Хотя форма сама по себе
поддерживается в ситуации стресса, сразу все лишнее «сгорает» моментально. Такая
работа. Кухню любит итальянскую: моцареллу, другие сыры, помидоры.
Помимо театра и кино у Эмилия Спивак никаких увлечений нет. Актриса от этого,
правда, не очень страдает. Свое свободное время старается проводить с любимым
человеком. Ходит в кино. А отдыхает на пляже у моря в Турции или Болгарии - любит
лежать у теплого моря и ни о чем не думать.
Эмилия Спивак и ее территория
Актриса Санкт-Петербургского Молодежного театра на Фонтанке Эмилия Спивак
молода, успешна и чрезвычайно рассудительна. К своим 26 годам успела сняться в
сериале «
Тайны
следствия», в фильме Филиппа Янковского «
Статский советник» и получить заглавную роль в спектакле МХТ «Пышка».
Да и в своем театре у нее достаточно плотный график.
Так, значит, жизнь удалась?
- Почему считается, что у Эмилии Спивак трудный характер?
- Потому что трудный. Очень больно разочаровываться в людях. Тебе кажется, что у
тебя есть друг, а в трудную минуту оказывается, что это совсем не так. Поэтому для
меня слова ничего не значат, значат только дела.
- Вы жесткий человек?
- Да, как папа. Внешность обманчива. Тот, кто видит его впервые, подпадает под
обаяние его «мягкости и пушистости», но вы не представляете, как он может орать!
Или сказать такое слово, после которого будешь очень долго приходить в себя. Если
меня не трогать, я очень спокойный человек, но если займут мою территорию, мало не
покажется. Я ужасно не люблю конфликты, очень нервничаю, переживаю и стремлюсь к
миру. Потому что я не могу долго находиться в состоянии конфликта.
- Что вас раздражает в людях?
- Безответственность и лживость. Ложь я вообще не переношу. Я могу простить, но я
уже никогда не смогу доверять. Если я поймала человека даже на мелкой лжи, то потом
вряд ли буду воспринимать все сказанное на веру. Мне уж лучше сказать правду,
чтобы я переварила и могла ехать дальше. Но если меня обмануть, я не поеду никуда.
- Есть идеал мужчины, которого хотелось бы любить?
- Есть. Скорее всего, два качества самые главные - чтобы он был остроумным и
надежным.
- Что для вас свобода и вынужденная необходимость?
- Я не из тех людей, которым кажется, что где-то там трава зеленее, а солнце ярче. В
работе, например, предпочитаю преданность одному театру, а в личной жизни -
верность одному человеку. Некоторым молодым людям кажется, что если они имеют
отношения сразу с несколькими партнершами, то они свободны...
- Попадались негодяи?
- Нет, я просто стараюсь избегать таких людей... Мне неинтересен подобный тип
мужчин, хотя и считается, что женщины любят подлецов и негодяев. В одном из
интервью Мишель Пфайффер сказала: «До тридцати лет мне нравились странные типы,
но потом это прошло». Похоже, к тому же иду и я.
- Любой театр - это очень сложные отношения. Вам комфортно в его актерской
среде?
- Мне, например, очень комфортно в Молодежном театре. Другое дело, что я там мало
общаюсь. У меня очень уважительное отношение к актерам, которые в нем работают, но
что касается дружбы - в моей ситуации это сложно.
- Потому что папа - режиссер?
- Да. Думаю, некоторые люди не могут расслабиться в моем присутствии, потому что
думают, что я что-то рассказываю своему отцу, хотя это совсем не так. Я ему никогда
ничего не передаю исключительно по тем соображениям, что не хочу его
расстраивать. Мои друзья в основном актеры - от этого никуда не деться. В нашем
театре у меня есть друг, партнер по спектаклю «Синие розы» Евгений Титов.
- Как живется папиной дочке?
- Я не папина, а скорее мамина дочка. Папа подключился к моей жизни только
непосредственно перед поступлением в институт. Моим воспитанием и борьбой за
успеваемость в школе занималась мама. А мне были совершенно неинтересны все не
гуманитарные предметы. Они вызывали одно недоумение. Зачем столько сил и времени
тратить на то, чтобы разбираться в каких-то там уравнениях, формулах и так далее? А
так как школу надо было заканчивать, мама со мной билась до последнего. В этом
смысле ей надо поставить памятник.
Во время учебы в институте все было уже по другому...Трудно, но понятно во имя чего
и зачем.
- Вы больше театральная или киноактриса?
- Для меня это равнозначная работа.
- Вы смотрите в зрительный зал, когда играете?
- Никогда! Там можно такое увидеть, что расхочется играть! Лица людей, которые не
контролируют свои эмоции, - это очень опасная вещь. Если актер чувствительный и
восприимчивый, то лучше в зрительный зал не смотреть. Я вообще накануне спектакля
стараюсь ни с кем не общаться.
- Свой ритуал есть?
- Конечно. Стараюсь на день спектакля или съемки не планировать никаких дел. Если
есть время, прогуляюсь по городу. Это помогает.
- Вы любите деньги?
- У меня к деньгам легкое отношение. Если они есть, с радостью трачу, если нет -
одалживаю их, а потом отдаю, но никогда не приходило в голову складывать деньги в
банку и пересчитывать по ночам.
Хотя очень люблю дорогие вещи, ходить по магазинам. Могу залезть в долги, не думая
о том, что буду есть всю следующую неделю, но любимую вещь куплю обязательно. Это я
в папу пошла. У него несметное количество галстуков и рубашек.
- Он щеголь?
- Да. Он очень любит ходить по магазинам.
- Вы ставите объем выполненной работы в театре или кино в зависимость от
количества полученных денег?
- Это было бы смешно так судить по отношению к работе в театре. Деньги
зарабатываются в кино. В театре ты работаешь для интереса и на собственный рост.
Мне кажется, что настоящий рост может быть только в театре, потому что там есть
некая подробность, очень серьезная погруженность в материал. Ты можешь искать
что-то новое, не спать по ночам... Благодаря этому погружению в материал и муке в
каком-то смысле происходит победа над собой и ролью. Перед каждым спектаклем я
всегда ужасно волнуюсь. У меня никогда не бывает такого чувства, что премьера
прошла - и ты торжествуешь: роль в кармане!
- У вас есть любимые режиссеры?
- Конечно. В театре - это мой папа. В кино мне повезло работать с режиссером фильма
«1814», он выйдет в феврале. Еще я очень люблю московского режиссера Виталия
Николаевича Москаленко. Я снималась у него в телевизионном сериале «
Бухта страха», вскоре он должен выйти на Первом канале. В начале съемок
Виталий Николаевич очень нервничал, кричал на меня, я очень переживала, мне
казалось, что все неправильно делаю. А потом мы так подружились, что он меня позвал
на новый проект.
- Какими качествами сегодня должен обладать актер, чтобы его завалили
заманчивыми предложениями?
- Мне папа всегда говорит, когда я начинаю переживать по поводу себя или работы,
что «бег в искусстве - это бег на длинные дистанции». Никогда не надо завидовать
быстрым и резким взлетам. Бывает, человек загорелся, как звезда, а через полгода
его уже никто не помнит. Мне очень понравился ответ Шарля Азнавура на вопрос, в чем
он видит секрет своей долгой популярности. Он ответил, что в его жизни не
случилось дня, чтобы он проснулся знаменитым. «Я просто работал, люди все больше
меня узнавали, круг расширялся», - сказал он. Хочется, чтобы успех был долгим и
заслуженным.
- Вы вписываетесь в свое поколение?
- Честно говоря, в поколение в целом - не очень, в круг своего общения - да. У нас
моральный аспект все таки важнее материальных ценностей. Мне так кажется.
- Сложно оставаться верной самой себе, заниматься искусством и в то же время, в
силу молодости, хотеть легкости - дела, отношений, жизни...
- У меня никогда такого не было. Мне кажется, что легкость может быть только
благодаря большому труду. Легко только лежать на диване перед телевизором.
- Сегодня есть увлечение, от которого получаете настоящее наслаждение?
- Мы с моим другом по театру ходим на танцы и получаем от этого занятия просто
нечеловеческое удовольствие. У нас замечательный тренер. Ходим на современные
танцы, на фанк. Я очень жалею, что не занималась танцами профессионально с детства,
потому что я, как и папа, очень люблю танцевать. Это его пристрастие с молодости, и
на всех праздниках мы с ним танцуем рок-н-ролл...
Валентина Шестакова, журнал «Пять»