Петр Мамонов родился 14 апреля 1951 года в Москве на Большом Каретном. Его
феноменальный артистизм проявился еще в детском возрасте в довольно причудливых
формах - из двух средних школ его выгнали за то, что он «устраивал цирк».
В 1979 году Петр окончил Московский полиграфический техникум. Затем, в 1979-1982 годах
учился на редакторском факультете Московского полиграфического института. Лидер
московского андеграунда 80-х, в совершенстве владел английским и норвежским
языками, его переводы публиковались во многих поэтических антологиях. Работал
печатником в типографии «Красный пролетарий». Трудовая карьера складывалась
традиционно для тех лет: грузчик, банщик и лифтер в Доме Литфонда.
"Звуки Му"
Петр Мамонов всегда писал стихи, песни начал писать с 1980 года. В 1982 году вместе с
другом и одноклассником Александром Липницким Петр Мамонов организовал одну из
самых ярких и экспериментальных групп в русском роке - "Звуки Му". Необычный,
зачастую шокирующий сценический образ Мамонова, невероятная пластика и яростная
энергетика концертных выступлений, талант автора-сочинителя создали группе
устойчивую, отчасти скандальную репутацию в русском рок-андеграунде середины 80-х.
Первый альбом «Zvuki Mu» был издан английским продюсером Brian Eno (работал с такими
группами, как «7Talking heads», «Roxy Music», «U2») в 1988 году на «Land records» в Лондоне. Начиная с 1988
года группа гастролировала за рубежом - Венгрия, Франция, Польша, Италия, Германия,
Великобритания. Гастроли в Великобритании и Европе были организованны Opal Records, и
два тура по США под патронажем Warner Brothers. Был огромный успех. Возвратившись в СССР,
группа записала альбом «Транснадежность». Осенью 1989 года группа распалась. "Звуки
кончились как идея", - заявил Мамонов в интервью журналу московской
рок-лаборатории "Сдвиг". В России издано около 20 альбомов.
С 1991 года Мамонов выступал сольно. В 1991-1995 годах Петр Мамонов и Алексей Бортничук
работали над проектом «Мамонов и Алексей». Они издали одноименный альбом. Алексей
Павлов организует рэповую команду MD&C ПАVЛОV, Липницкий уходит в журналистику, а
Павел Хотин пытается продолжать свои эксперименты в области авангарда и
прогрессив-рока. В 1994 году Мамонов приглашает в «Звуки Му» знаменитого басиста
Евгения Казанцева и барабанщика Юрия «Хэнка» Кистенева, которого в дальнейшем
сменяет Андрей Надольский. В студийных условиях они пишут альбом «Грубый закат» и
несколько инструментальных композиций. Летом 95 года в деревне он заканчивает
работу над одним из самых сложных для восприятия альбомов - «Жизнь амфибий как она
есть». К сожалению, после записи этот состав ЗВУКОВ расходится, так и не
реализовав на сцене своей программы.
Театр и кино
С начала девяностых Мамонов - актер в Московском драматическом театре им. К.С.
Станиславского. Его дебютом на театральной сцене был спектакль "Лысый брюнет",
поставленный режиссером Олегом Бабицким по пьесе Даниила Гинка. Шедшие позднее
моноспектакли с его участием "Полковнику никто не пишет", "Есть ли жизнь на Марсе",
"Шоколадный Пушкин" пользовались неизменным успехом у зрителей. Спектакли
принимали участие в международных фестивалях Европы и Америки.
В марте 2005 года состоялась премьера «Мыши, Мальчик Кай и Снежная Королева».
«Балет» - так называется новый спектакль Петра Мамонова, Творческого объединения
«СВОИ» и артгруппы «Слепые».
Впервые на экране Петр Мамонов появился еще в 1988 году. Тогда на волне
перестроечного обновления в отечественном кинематографе вышел первый
полнометражный фильм Р. Нугманова «Игла». Там Мамонов сыграл второстепенную роль,
но, тем не менее, запомнился зрителям.
В 1990 году на экраны вышла драма Павла Лунгина «Такси блюз», рассказывающая о том,
как жизнь свела двоих ни в чем не схожих людей - практичного таксиста (Петр
Зайченко) и безвольного спившегося музыканта Селиверстова (Петр Мамонов). Фильм
был очень высоко оценен за рубежом. На Каннском кинофестивале он получил Золотую
пальмовую ветвь лучшую режиссуру.
Вслед за этим вышло еще два фильма с участием Петра Мамонова: драма Рустама
Хамдамова «Аnna Karamazoff» (с Жанной Моро в главной роли) и драма Никиты Тягунова «
Нога» (по мотивам
одноименного рассказа Уильяма Фолкнера). К сожалению, эти фильмы остались в
стороне от широкого зрителя. Такая же судьба ожидала и другие картины 90-х с
участием Петра Мамонова: психологическая драма Янниса Типалдоса «
Терра инкогнита» и фильм Сергея Сельянова «Время печали еще не пришло»
(ироническая исповедь или философская притча, где Мамонов сыграл удивительного
странника, нарушившего тридцать лет назад патриархальный покой
интернациональной деревеньки). После этих фильмов Петр Мамонов на длительное
время исчез с экранов телевизоров.
Возвращение удивительного, ни на кого непохожего актера на большой экран
состоялось в 2005 году. Молодой режиссер Сергей Лобан пригласил Петра Мамонова в
свою картину «
Пыль». Фильм был снят на скромную цифровую камеру, практически без
бюджета. В нем приняло участие большое количество известных персонажей, и Мамонов
был единственным актером-профессионалом в фильме.
Фильм рассказывает о том, что будущего нет. По крайней мере, нет никакого
объективного будущего, так же как нет толком никакой объективной реальности:
«Сигареты в руках, чай на столе - эта схема проста, И больше нет ничего - все
находится в нас...». Круг замыкается, все остается, как есть, и, тем не менее:
«Перемен требуют наши сердца...». Герой - даже не герой, и его желания - тупость, но
его сердце и пульсация вен, тем не менее, чего-то требуют, заставляют куда-то
бежать, к чему-то стремиться. А это и есть жизнь. Желание перестать быть пылинкой,
сором, полным ничтожеством - это и есть желание перемен.
"Остров"
В 2006 году Мамонов снялся у Лунгина - в драме «
Остров». В фильме Мамонов получил
роль главного героя - старца Анатолия, всю жизнь искупающего грех убийства. После
предложения актер поспешил к своему духовному отцу - сельскому батюшки. Актера
мучил вопрос - как он будет играть практически святого, если им не является? На что
батюшка ему ответил: «И не думайте, это ваша работа. Вперед!»
Картину высоко оценили и зрители и специалисты. Целый год без оценки, картина с
небольшим бюджетом и полным отсутствием спецэффектов вдруг собрала в
кинопрокате более 2 млн. долларов, а у телеэкранов, когда ее показывали по каналу
«Россия», - 41% зрителей (рейтинг чуть меньше, чем у новогоднего поздравления
президента).
Картина оказалась абсолютной рекордсменкой за всю историю премии «Ника». 23 марта
2007 года в двадцатый раз прошло вручение этой престижной премии в столичном театре
Российской армии. Мамонов стал лауреатом премии «Ника» в категории «Лучшая
мужская роль». Помимо этого «
Остров» был признан российскими
киноакадемиками фильмом года, а в общей сложности картина получила шесть «Ник». И
это помимо других престижных премий: «Золотой орел», «Белый слон», премия
фестиваля российского кино «Московская премьера», премия фестиваля российского
кино во французском городе Онфле...
Сам актер ко всему этому относится более чем спокойно. На мероприятие,
проходившее в первом павильоне «Мосфильма», за своим «Орлом» Лучший актер года
Мамонов явился в затрапезной кофте и потертых джинсах. В момент вручения вместо
торжественных слов он поблагодарил вскормивший его народ и Бога и разразился
ошарашившей всех речью о России и речью в адрес современного отечественного кино:
«Как-то я не туда попал, не мое это... - начал, оглядев зал, Мамонов, - здесь я не могу
помолиться. Меня вот перед церемонией в коридоре окружили - все так восхищаются,
устроили мне какое-то идолопоклонство... А я вот хочу сказать, пусть Паша на меня не
обижается: вот какое-то кинцо - и вся страна рыдает! А когда человек умирает,
Андрюша Жегалов (оператор фильма «
Остров») умер...».
Говоря же о своей работе в фильме, Петр Николаевич отмечает: «Я просто доволен, что
вышел такой простой и чистый фильм. Не нужно пафоса, проще надо быть». Ни успех, ни
слава его не смущает, он легко в этом признается: ««
Остров» - очень удачная работа, я ее
не стыжусь. Я сделал все что мог. Во время съемок целыми ночами думал и плакал...
Посмотрел его девять раз, и он мне все больше нравится! Только не надо к этому кино
относиться на полном серьезе. Это не культурная революция типа фильм про
православную веру. Просто о людях, выбравших такой путь».
Личная жизнь
В 1995 году Мамонов удаляется от цивилизации, переехав в деревню Ефаново Верейского
района Московской области. В свой деревенский дом недалеко от Вереи. В 45 лет
Мамонов пережил «личный конец света». Он потерял интерес к жизни. «Вроде все есть -
жена у меня любимая, дети прекрасные, родители хорошие, работа замечательная,
свободное время, полная независимость, все меня любят, и я их люблю. И вдруг уперся
в то, что мне незачем стало жить. И кайфы не помогли. Обкуривался, опивался и
упирался в стенку. Для тупых или «спящих» это, может, и нормально. Для меня
оказалось пустотой...», - делился Мамонов. с 1996 года Петр Мамонов обратился к вере,
стал провославным христианином, полностью отказался от употребления алкоголя и
марихуаны. «Ко мне вера пришла поздно в 45 лет, до этого я метался, гонялся, водку
пил, то, се, да тем более еще с талантом - это, знаете, метет, аж прямо туда-сюда.
Потом вдруг - как обухом. Вера - это всегда дар Божий, это не натужишь и поверишь,
там не бывает. Пошло дело потихоньку. Уже 11 лет, как я в этом».
В 2003 году музыкант попал в больницу. О причинах госпитализации ничего не
сообщалось. Но они были понятны.
Все надеялись, что Петр Николаевич справится с болезнью и снова сможет работать.
Но положение оказалось гораздо серьезнее. Он пережил кому, реанимацию,
возвращался к жизни и снова был на грани. К счастью все обошлось. Петр Николаевич
все так же живет в деревне. Занимается творческой работой, в которой видит свое
служение народу. В город выбирается редко, в основном, только для того, чтобы
сыграть очередной спектакль.
Сегодня, 15 июля 2021 года перестало биться сердце Петра Мамонова, после
продолжительной болезни COVID.