Хотиненко Владимир Иванович родился 20 января 1952 года в Славгороде Алтайского
края.
В 1969-1970 гг. - художник-конструктор Павлодарского тракторного завода. Затем служил
в армии.
В 1976 году окончил Свердловский архитектурный институт.
В 1978-1982 гг. - художник-постановщик на Свердловской киностудии на фильмах «Гонка с
преследованием», «Дым Отечества», «
Казачья
застава», «Вот такая музыка».
Работал ассистентом режиссёра у Никиты Михалкова на фильмах «Несколько дней из
жизни И. И. Обломова», «Пять вечеров», «
Родня».
В 1981 году окончил Высшие курсы сценаристов и режиссеров (ВКСР, мастерская
Н.Михалкова).
Дебютом Владимира Хотиненко как постановщика стала приключенческая картина
"Один и без оружия", снятая им в 1984 году совместно с П.Фархутдиновым. Фильмом
"Зеркало для героя" (1987) Хотиненко ярко заявил о себе как о многообещающем
режиссере, и последующие работы выдвинули его в число ведущих российских
мастеров кино. Большой отклик у зрителей и специалистов вызвали фильмы Владимира
Хотиненко "Макаров" (1993) и "Мусульманин" (1995), «
Гибель
империи» (2004), «
72 метра» (2003), «1612» (2007).
Хотиненко также снялся в нескольких фильмах: «
Родня», «
Самолет летит в Россию», написал сценарии к некоторым своим фильмам,
был их продюсером.
Преподает во ВГИКе (руководитель мастерской режиссуры игрового кино), с 1999 ведет
режиссерско-сценарную мастерскую на Высших курсах сценаристов и режиссеров
(совместно с Павлом Финном).
Семья
Отец - Хотиненко Иван Афанасьевич. Мать - Хотиненко Валентина Васильевна.
Супруга - Яковлева Татьяна Витальевна, киновед, преподаватель ВГИКа, доцент,
специализируется на зарубежном кино.
Сын - Денис Аларкон-Рамирес (сын супруги от первого брака), окончил ВГИК и работает
кинооператором.
Сын -
Илья Хотиненко , режиссер. Илья и Денис сняли совместную картину
«Зови меня Джин».
Дочь - Полина, живет в Лос-Анджелесе, занимается костюмами для театра и кино.
Внуки: Серафим, Иван и Фекла.
Выбор пути
Владимир Хотиненко родился 20 января 1952 года в Славгороде Алтайского края. В
детстве хотел стать археологом или летчиком. По окончанию школы работал
художником-конструктором на Павлодарском тракторном заводе, затем служил в
армии.
В Архитектурный институт Владимир попал случайно, но учился с удовольствием,
хорошо рисовал. В студенческие годы он реализовал и свою мечту об археологии -
съездил в экспедицию на раскопки в Крым.
В 1976 году Владимир окончил Свердловский архитектурный институт, после чего
устроился работать... художником-постановщиком на Свердловскую киностудию. На
решении Владимира Хотиненко попробовать себя в кинематографе большую роль
сыграла встреча во время службы в армии с Никитой Михалковым .
На Свердловской киностудии Хотиненко участвовал в создании фильмов «Гонка с
преследованием», «Дым Отечества», «Вот такая музыка», «
Казачья
застава». Здесь же он впервые попробовал себя в качестве актера, снявшись в
детективе Альберта Мкртчана «
Лекарство против страха» и киноповести Виктора Живолуба «
Казачья
застава».
Снялся Хотиненко и у Никиты Михалкова - в его картине «
Родня». Хотиненко дорожит дружбой с
Михалковым: «Наверное, он мне доверяет, может поэтому мы с ним достаточно тесно
связаны. Да и я все-таки его ученик. И, как мне кажется, мы с ним, снимая разное кино,
занимаемся одним делом».
Уход в режиссуру
Художник-постановщик, актер... В начале 80-х Хотиненко определяется с дальнейшим
выбором в кино. В сторону режиссуры. Окончив Высшие курсы сценаристов и
режиссеров, Владимир Хотиненко как постановщик дебютирует в приключенческой
картине «
Один и
без оружия», снятой им совместно с Фархутдиновым.
А затем приходит первый большой успех. Фильмом «
Зеркало для героя» Владимир Хотиненко ярко заявил о себе как о
многообещающем режиссере. В то время такое кино было очень невыгодно снимать.
Тогда наоборот было модно плясать чечетку на гробе Сталина: для перестройки
разрушение старых идеалов было необходимо. Но режиссера более интересовала
судьба своих родителей и судьба целого послевоенного поколения, которое взяли и
выбросили в одночасье, как будто они не жили, как будто в их жизни не было войны.
Хотиненко это показалось неправильным, и он снял фильм «
Зеркало для героя» - для своих родителей. После премьеры картины в
кинотеатре «Октябрь», в зале, насчитывающем 2,5 тысячи человек, зрители не могли
разойтись далеко за полночь. И для режиссера эта реакция невероятно дорога. Тогда
Владимир Хотиненко понял, что будет снимать дальше - о людях, которых он знает и
чувствует.
«Макаров» и «Мусульманин»
Последующие работы выдвинули его в число ведущих российских мастеров кино.
Большой отклик у зрителей и специалистов вызвал фильм Владимира Хотиненко «
Макаров».
Поэт Александр Сергеевич
Макаров становится обладателем
пистолета системы знаменитого однофамильца. Обладание оружием в корне меняет
жизнь героя и его отношения с окружающими.
Другой фильм, «
Мусульманин»,
вызвал неоднозначную реакцию из-за того, что исповедующий ислам Колька Иванов
показан почти идеальным человеком, и это в контрасте с православными.
Дело в том, что во всех религиях примерно одинаковые заповеди. Это некая норма,
жить по которой практически ни у кого не получается. Колька - человек, который
просто попытался жить по правилам, к тому же с энтузиазмом, как неофит. Наш мир и
человеческая природа, к сожалению, не предполагают этого: ведь даже в мыслях
согрешить - это уже согрешить. Понять, что Колька не идеальный, можно, посмотрев
внимательно сцену драки, где он надевает на голову брата ведро и бьет его палкой.
Это просто звериная природа в момент драки вылезла из Кольки.
Великолепные режиссерские работы. А что же актерство? Пару раз Владимир Хотиненко
снимался. В картинах Олега Николаевского «За кем замужем певица?» (1988) и Алексея
Капилевича «
Самолет летит в Россию» (1994). Вряд ли кто-то его там запомнил. После этого
Владимир Иванович перестал сниматься. Каждый должен заниматься своим делом. Тем
более, если это у него получается.
Сотрудничество с телевидением - сериалы
В 2001 году режиссер начал сотрудничество с телевидением, выступив в качестве
постановщика четырех частей «возрожденного» сериала «Следствие ведут Знатоки».
Это сотрудничество имело продолжение - предложили такой рубеж рассмотреть...! И на
экранах появился снятый Владимиром Хотиненко исторический сериал о России
начала ХХ века «
Гибель
империи», продолжение сериала «Империя под ударом», с участием ведущих актеров
современного российского кинематографа.
Гибель подводной лодки «72 метра»
Наибольший резонанс среди работ последнего времени имела драма о гибели
подводной лодки «
72 метра», поставленная по мотивам повести писателя Александра
Покровского.
Он давно, может быть с детства, мечтал снять фильм о флоте и подводниках, показать
своеобразную красоту этой тяжелой профессии. Для Владимира Хотиненко в данном
случае оказалась важной не сама трагедия, а то, как люди ведут себя в подобных
ситуациях, поэтому он сосредоточился на человеческих отношениях.
«
72 метра» -
это история любви и жизни моряков. Их воспоминания сочетаются с удивительной
фактурой Севера (съемки проходили в Мурманске), а юность персонажей создателю
картины нужна была для контраста. Многие сцены снимали в Севастополе, и прошлое в
картине - чуть-чуть иллюзорное, светлое, пропитанное солнцем. Это трогательная
история о двух молодых лейтенантах, влюбленных в одну девушку, которые
оказываются вместе в затонувшей лодке. В картине создается некое представление о
моряках, о флоте и витает аромат навсегда ушедшей жизни, в которой все наполнено
счастьем.
В фильмах Владимира Хотиненко много чувств - через них он воспринимает кино и
всегда стремится дать надежду, показать смысл удивительной, хотя порой и
невыносимой жизни, чтобы зритель не почувствовал отчаяния. Эннио Морриконе,
создавший музыку к фильму, сказал: «Несмотря на трагичность ситуации, я писал
оптимистичный финал. Для меня важнее оказалось то, что моряки уже спасли свои
души». Тот факт, что музыку к фильму написал Морриконе, режиссер тоже считает
одним из чудес. Совершенно случайно он нашел саунд-трек к картине «Малена» и
понял, что музыка должна быть написана именно этим композитором. Тогда Владимир
Иванович написал: «Я не берусь Вас чем-то удивить, но нашему фильму и нашей стране
сегодня как никогда нужны красота и надежда, все то, что есть в вашей музыке». С
этого и началось их удивительное знакомство.
«1612»
Предложение поступило от Никиты Михалкова. Он позвонил Владимиру Хотиненко и
сказал: «Есть очень интересный проект - «Смутное время». Возьмешься?» Режиссер, не
задумываясь, сказал: «Да! История Смутного времени меня интересовала, ну, лет так
двадцать пять. Чтобы людям хоть немножечко рассказать об этом времени, что: а) оно
вообще было, многие забыли; б) что это было одним из самых драматичных времен в
истории России».
Это - авантюрно-приключенческая история, очень увлекательный фильм. А все
остальное должно быть подспудным. Съемки картины «1612» о Смутном времени - периоде
становления нашей государственности, кризисном времени, когда Россия как
государство могла прекратить свое существование. Эти времена, к глубокому
сожалению, забыты, потому что иллюзий с сегодняшним днем в Смутном времени просто
выше крыши. История, призванная напомнить о том времени, вызвать интерес, желание
влезть в интернет, узнать что-нибудь глубокое, по-настоящему противоречивое.
Противоречивое... Именно такое кино и снял Владимир Хотиненко. Кому-то
понравилось. Кто-то заклеймил этот фильм. Наверное, это правильно. Ведь по
интересным работам всегда возникают споры...
Документальное кино
Фильм «
Паломничество в Вечный город» было для режиссера
явлением совершенно необычным, прежде всего потому, что это документальное кино.
«Мне давно было интересно, что это за жанр, а особенно рассказать о
первомучениках, о первых христианах. Это очень рискованно, ведь можно
превратиться в зануду, который начинает нудеть о том, что было две тысячи лет
назад, или вульгаризировать, как тоже часто делается. Религиозный момент - очень
личный, нужно подходить к нему очень аккуратно», - поделился Владимир Хотиненко.
Очень важно было найти правильную форму повествования, найти интересные случаи,
чтобы это не было просто чтением Евангелия, нужно было заинтересовать зрителя.
Все материалы предоставила Православная энциклопедия, там подробные ответы на
все вопросы. Что же касается противостояния двух церквей, православной и
католической, то здесь слишком много человеческого, слишком много накопившегося
за тысячу лет. Но времена меняются, и сейчас надо прийти к тому, чтобы церкви
объединились.
Принцип построения пятисерийного цикла достаточно простой. Первая серия -апостол
Петр с ведущим Кшиштофом Занусси. Вторая серия - апостол Павел с ведущим
Владимиром Машковым. Третья серия - мученики-мужчины с ведущим Юрием Соломиным.
Четвертая серия - Ирина Купченко о мученицах-женщинах. И заключительная пятая
серия - подведение итогов.
Единственное, что важно: искусство должно создавать нравственные ориентиры.
Успех фильма «Остров» это, кстати, подтверждает. Это вообще прорыв в общественном
сознании. Религиозность в «Острове», в «Паломничестве...» не так важна, как
нравственность. Просто религия - это всегда нравственно в своей основе.
Опыт документального кино, условно говоря, у Владимира Хотиненко еще не очень
большой. Но своей первой работой режиссер остался доволен, ему понравилось. Если
будет, даст бог, и время, и какая-нибудь тема, то он, может быть, еще что-то сделает.
«Но, в общем, конечно, мне ближе кино игровое. Это очевидно», - признается
режиссер.
Работы для телевидения
На телевидении Владимир Хотиненко реализовал проект - сериал «Следствие ведут
Знатоки - 10 лет спустя» (Первый канал). Режиссеру интересно было попробовать себя в
этом жанре, понять правила, по которым там играют, ведь это совсем другое ощущение
- вернуть полюбившихся героев в наше время. Друзья встречаются после долгой
разлуки, и возникает новая история мужской дружбы. В новом сериале играют Г.
Мартынюк и Л. Каневский. Владимир Иванович сдружился с актерами и рад, что работа
свела их вместе.
В 2006 году на экраны вышел художественно-публицистический фильм Владимира
Хотиненко «
Паломничество в Вечный город», посвященный истории
развития христианства в Риме в первые столетия от Рождества Христова.
Личная жизнь
Самые важные решения Владимир Иванович всегда принимает интуитивно. Потрясающим
событием в жизни Хотиненко считает встречу со своей супругой Татьяной. В один
прекрасный момент он просто увидел ее идущей по перрону перед отходом поезда, на
котором их группа должна была ехать в Таллин. И сразу понял - она! Как сказал
когда-то Булгаков, «любовь выскочила из-за угла».
Уже много лет они вместе. Татьяна Витальевна отлично знает и чувствует кино, и ее
мнение для супруга всегда очень ценно. Она присутствует на всех съемках
Хотиненко, проявляя просто чудеса героизма. А в 10-серийной картине «
Гибель империи» даже работала редактором. Это фильм о Первой мировой
войне, который собрал замечательных актеров - Александра Балуева, Сергея
Маковецкого, Чулпан Хаматову, Марию Миронову, Марата Башарова, Андрея Краско. Это
эпопея, своего рода «Война и мир».
Сегодня Владимир Хотиненко - один из лучших профессионалов в нашей стране, но все
равно он остается романтиком, а к кино относится как к волшебству. Владимир
Иванович преподает во ВГИКе и на Высших курсах сценаристов и режиссеров,
старается привить студентам свое отношение к искусству. Очень многие из
сегодняшних удачливых молодых режиссеров вышли именно из его мастерской, и
Хотиненко считает, что у них хватит способностей сказать свое слово - они уже
доказали это на многочисленных фестивалях и конкурсах.
Когда Владимиру Ивановичу удается побыть дома, телевизор у него работает
постоянно, он часто переключает его и боится пропустить что-то важное. Самый
любимый канал режиссера Владимира Хотиненко - «Дискавери», из программ которого
всегда можно узнать что-то новое.
Хотиненко любит лошадей - скорее всего, сказываются его донские казачьи корни.
Увлекается спортом - сейчас как болельщик, а в юности был чемпионом Казахстана по
прыжкам в высоту среди школьников.
(По материалам сайтов rusactors.ru, biograph.ru)