Юрген Фогель родом из простой семьи. Его отец работал официантом, мать была
домохозяйкой и воспитывала еще троих детей. В 16 лет он снялся в своем первом
фильме "Дети из камня", а некоторое время спустя ушел из дома, чтобы начать
взрослую жизнь. С этого момента Юрген начал изучать свою будущую профессию сам, на
практике, так как в мюнхенском театральном училище, куда он поступил, он не
выдержал больше одного дня. И до сих пор не верит, что смог бы там чему-нибудь
выучиться.
Большую популярность молодому актеру принес в 1992 году фильм "Маленькие акулы", в
котором ему даже не пришлось играть, он просто показал в этом фильме самого себя.
Человека, который случайно попадает в театральное училище на отбор актеров, и
которому легко удается убедить жюри в своей талантливости.
Актер Юрген Фогель, который сам себя называет не актером, а исполнителем своей
собственной роли, считается своеобразным "сердитым молодым человеком", который
никогда не промолчит, если его что-то не устраивает. Потому что не нуждается в
высоких похвалах критиков и не пытается построить себе имидж "милого актера".
Ему удается вложить в каждую из своих ролей столько чувства, и он настолько близко
проводит параллель между собой и ролью, что не остается ничего другого, как
поверить ему, человеку на экране - одному из нас. "Я могу смеяться только так, как я
смеюсь, и я могу плакать только так, как я плачу. Поэтому бессмысленно пытаться
плакать по-другому. Мне важно, затронуть зрителя, а при этом я могу быть только
самим собой", - говорит Фогель.
За роль насильника в фильме «
Свободная
воля» Юрген Фогель на "Берлинале" получил "Серебряного медведя" за "выдающийся
художественный вклад". В фильме Маттиаса Гласнера Фогель убедительно создает
портрет человека с нарушенной психикой - маньяка, которого за изнасилование трех
женщин сажают в психлечебницу, а через девять лет после психотропной обработки
выпускают. Герою Фогеля приходится нелегко в мире, в котором реклама и мода
зациклены на сексе. На его пути появляется Нети (Сабина Тимотео), девушка с не
менее сложной судьбой, и они вместе пытаются спасти друг друга.
Во многих своих фильмах, Фогель играет сложные психологические роли. Причем его
амплуа сильно напоминает перечень уголовно наказуемых деяний: он был и торговцем
наркотиками, и убийцей, и похитителем автомобилей, и грабителем банка. Вот лишь
немногие примеры: "Кореша", "Снежное чувство Смиллы", "Аптекарша", "Братья",
"Розенштрассе", "Счастье Эммы".
Он действительно разный и поэтому не вписывается ни в одну актерскую схему: то
ранимый и чувствительный, то хулиган и сорвиголова. Единственное, что объединяет
всех его героев, это то, что они представляют те общественные слои, которые не так
часто показывают в немецком кино. На что Юрген Фогель снова и снова обращает
внимание: "Мы всегда снимаем фильмы для десяти процентов общества, для
состоятельных интеллигентов и так далее. Но девяносто процентов общества - это
все же простой народ, рабочие", - сказал Фогель в интервью "Немецкой волне". Именно
поэтому он хочет показать в своих героях людей с совершенно нормальными
профессиями и совершенно нормальными проблемами: безработных, фанатов футбола,
наркоманов, политически ослепленных неонацистов, одиноких и смертельно больных.
Герои Фогеля в фильмах совсем не герои в прямом смысле слова, они не обладают
необычайным мужеством, не преследуют никаких возвышенных целей и не борются за
благородные идеи. Это совершенно обыкновенные люди, которые спотыкаются "по
жизни", падают и либо опять поднимаются, либо... нет.