Детство, юность
Питер
Генри
Фонда (Peter Henry Fonda) родился 23 февраля 1940 года в американском городе Нью-Йорк.
Он сын легендарного актера Генри Фонды и брат Джейн . Джейн и Питер в детстве
часто видели отца в рабочей одежде, пашущего поле на тракторе. Однажды Питер,
увидев отца в одном из вестернов, пришел в дикий восторг и устроил азартную игру "в
индейцев".
Еще учась в университете в Омахе, Питер Фонда играл в самодеятельном спектакле
"Гарви" и удостоился похвалы отца. После этого он бросил учебу, уехал в Нью-Йорк,
где вскоре появился на Бродвее в пьесе "Кровь, пот и Стэнли Пул".
Кинокарьера
Дебют Питера Фонда в кино состоялся в 1961 году, когда ему доверили небольшую роль в
картине "Защитники". Через два года зрители смогли увидеть начинающего актера в
фильме Г. Келлера "Тэмми и доктор", где он сыграл "парня из соседнего дома" -
рядового, честного и цельного юношу. Во многом этот образ был подражанием
именитому родителю, который часто выступал в подобных ролях в молодости. Потом
была роль Уивера в ленте "Победители" 1963 года, и темпераментный Эдди Слокам в "Юных
любовниках", и добродушный Стефа Эвшевски в "Лилит".
Время неумолимо шло веред. И то, что было в цене, что имело колоссальный успех на
экранах в тридцатые годы, уже совсем не котировалось в шестидесятые. К тому же,
хотя Питер и был похож на отца, правда, гораздо меньше, чем сестра, его уникальным
обаянием он все же не обладал.
Известность же пришла к Питеру Фонда лишь с пятой кинопопытки, с картиной - "Дикие
ангелы" 1966 года режиссера Р. Корчена, точно уловившего мятежный дух шестидесятых.
Его герой, по прозвищу Божественный Блюз, был одет в черную кожу, не снимал темных
очков и как бы прирос к мотоциклу, возглавляя банду юнцов, носившихся по дорогам,
пугая обывателей своим экстравагантным внешним видом и бессмысленной
жестокостью.
Неудивительно поэтому, что герой его следующего фильма "Поездка" 1967 года все того
же Кормена показывал ощущения молодого человека, принявшего наркотическую дозу:
от полного экстаза до предельного ужаса. Драма рассказывает о молодом человеке,
разочаровавшемся в жизни, пытающемся в ЛСД найти смысл своего существования... и
видящем в галлюцинациях свою смерть, свои похороны. Актер успешно помог режиссеру
создать соответствующую атмосферу, которая с блеском была дополнена игрой Сьюзен
Страсберг и Брюс Дерн.
Именно этот образ и начал в творчестве актера вереницу кинообразов молодых
бунтарей "без причины", недовольных существующим порядком вещей, правда,
бросавших вызов обществу лишь в моральном, этическом плане. Традиционным
ценностям они предпочитали полное отсутствие этих самых ценностей как таковых,
свободу сексуальных связей, пьянство, наркотики. В 1968 году вышел детективный
фильм ужасов "Три шага в бреду" с Питером Фонда в главной роли. А коллегами по
работе стали
Джейн Фонда - сестра актера, красавец Ален Делон и сексапильная
Бриджит Бардо. Поражающий киноальманах, снятый выдающимися режиссерами Федерико
Феллини, Луи Малем и Роже Вадимом по мотивам мистических новелл Эдгара Аллана По.
Лейтмотивом же всего фильма явилась трагедия отношения одинокого человека к
самому себе и к окружающей действительности во все времена.
В кино, начиная с 1963 года, Питер Фонда играл несказанных "чурбанов". Удачный
киноимидж мотобайкера-хиппи и бунтаря актер успешно культивировал и в мелодраме
"Дикие Ангелы" 1966 года. Высшей же точкой развития это непростого кинообраза
молодого возмутителя спокойствия, не преследующего никаких политических целей,
стал Уайат по прозвищу Капитан Америка из фильма 1969 года "Беспечный ездок" Д.
Хоппера. Фонда не только исполнил одну из двух главных ролей в дуэте с режиссером
картины Хоппером, но и успешно дебютировал в качестве соавтора сценария и
продюсера, дав не малые деньги на постановку картины. Реалистические образы двух
парней, перевозивших наркотики и убитых в маленьком городке исключительно за
непохожесть на его обитателей, во многом развенчали программные постулаты
теоретиков контркультуры о "революции с помощью сознания", которую якобы должна
была осуществить молодежь в США. Все это обеспечило картине огромный успех, и
подхлестнуло к созданию целого направления в американском кино.
1970-е годы
Закат молодежного движения протеста в начале семидесятых годов положил конец
периоду расцвета в творчестве Питера Фонды. Неудачно отработав в фильмах "Рука
напрокат" и "Последний фильм", актер всерьез задумался о дальнейшей своей
кинокарьере. В конце 1971 года Питер Фонда поставил свой первый фильм "Наемник",
лирический вестерн, в котором он сам же и снялся в роли одного из "киллеров". После
этого наступило время "затишья": за два года Фонда снялся лишь в фильме "Двое" 1973
года.
В следующем году Питер Фонда отыграл образ Кена в "Открытом сезоне" английского
режиссера П. Колинсона - ветерана вьетнамской войны, привыкшего убивать и
начавшего охоту на людей в Америке, запомнился зрителям. Довелось приметному
актеру отсняться и в роли парня, вступившего в схватку с неземными силами в
мистическом боевике Джека Старретта "Гонки с дьяволом" 1975 года, затем он играл
военных наемников в картинах "Отряд убийц", "Брэдли" и "Незаконный блюз". Однако
роли оказались невыразительными и особого успеха не имели.
В это же время Питер Фонда не прекращал и свои режиссерские опыты. Он создал
приключенческую драму "Пересадка в Айдахо" 1975 года, где задействовал интересных
актеров - Севина Херста, Кэролайн Хилдебранд, Киту Кэрредин и Дэйла Хопкинса. А
романтическая драма о бродяге по имени Бодрэй Демерилл, который выиграл в покер
молодую сиротку по имени Ванда и взял ее с собой в путешествие в Большой Каньон
"Ванда Невада" осталась незамеченной зрителями и критиками, хоть в ней и снялся
сам гениальный Генри Фонда.
1980-е годы
В 1980-е годы некогда популярный Питер Фонда снимался в основном в низкопробных и
дешевых фильмах: "Узник башни", "Пушечное ядро", "Хорошо, друг мой", "Спазмы" и "Танец
гномов" 1983 год, "Причина жить" и "Исключительная ярость" 1985 год.
В следующем году и вовсе не вышло ни одного фильма с участием Питера, возможно,
актер взял паузу, а может, просто никто не приглашал. Но как бы там не был, но факт
оставался фактом. И лишь 1987 был отмечен ролью второго плана в ленте "Коготь
ястреба", а в 1988 актер засветился в фильме "Сонор" в замечательном боевике
"Наемники", где главную роль сыграл всемирно известный и популярный актер Стивен
Сигал, а помогли ему Жаклин Лорд и Люк Госс. Остросюжетный триллер повествовал о
том, как во время войны с французами в Южной Африке погибал Радио Джонс, друг
солдата-наемника Джона Сигера. Правда, режиссер Фонт Радемакерс в 1989 году по
старой дружбе пригласил терявшего былую славу Питера Фонда в свою драму "Розовый
сад" с Лив Ульман и Максимилианом Шелл в главных ролях.
1990-е годы
И так в количественном составе кинокарьера Питера Фонда вроде бы и не испытывала
ни каких особых изменений, а вот качество поступавших съемочных предложений
говорило само за себя. Актеру все больше и больше доставались неприметные роли
второго плана, а то и того ниже. В начале 90-х Питер Фонда приступил к съемкам роли в
фильме "Смертельное задание" 1990 года, а чуть позже засветился в прокате картин
"Семейный экспресс" режиссера Жоржа Николаса Хайека и "Ночной гость".
Затем последовали непримечательные роли в ленте "Смертельное падение" и
мелодраме режиссера Майкла Стейнберга "Взрослая жизнь" 1993 года, где актер и вовсе
затерялся на фоне Фиби Кейтс и своей дочери-актрисы
Бриджит
Фонда. Немного мрачноватая киноистория о нелегкой жизни в современном
громадном мегаполисе, этом лживом и вероломном мире разочарований и
предательства, где выживали только люди с пустыми глазами и ледяным сердцем, где,
казалось бы, нет места молодости, любви и светлым надеждам, не прибавила актеру ни
признания критиков, ни обожания зрителей.
За годы своей кинодеятельности Питер Фонда пробовал себя в разных жанрах и
направлениях. С 1994 по 2009 год актер решил и вовсе остановиться на сериальной роли. В
нашумевшей телеленте "Скорая помощь" каждая серия однозначно завораживала
зрителей талантливой игрой актеров, да и сюжет не смог оставить равнодушным
никого. С первой до последней серии врачи боролись за жизнь людей, помогали стать
им на ноги и вновь обрести счастливую жизнь. Все действия разворачивались на фоне
непростой личной жизни героев, которых блестяще сыграли Люси Лью, Ноа Уайл, Лаура
Иннес и Эрик Ла Саль. Этот сериал заставил многих задумываться о самом дорогом,
что есть - человеческой жизни.
Начало 1994 года в кинокарьере актера было отмечено творческим подъемом, фильмом
ужасов режиссера Майкла Алмерейда "Надя", где Питер Фонда запоминающее и ярко
исполнил роль доктора Ван Хельсинга. Постмодернистская история с Эллин Левенсон,
Ником Рэтнером и Карл Гири в главных ролях рассказывала о вампирах, о нелегкой
любви красивой, умной девушки Нади - дочери легендарного графа Дракулы. В том же
году Питер Фонда отснялся в фильмах "Молли и Джина", "Любовь и кольт 45 калибра", "В
сердце ночи: дай мне свою жизнь", которые, к сожалению, остались незамеченными.
И несмотря на все прокатные трудности фильмов с участием Питера Фонда, актер
стойко переносил эти профессиональные неурядицы. И по-прежнему не отказывался ни
от каких предложенных ему ролей. 1996 год был отмечен в фильмографии Фонда ролью
непредсказуемого Гуру Дэйви в фильме "Утеха сердца моего" и ролью Трубопровода в
приключенческом боевике "Побег из Лос-Анджелеса" с Куртом Расселом и А. Дж.
Лангером в качестве основных партнеров Питера Фонда. Затем последовала не менее
удачная роль в военном боевике режиссера Майкла Койша "Тени прошлого" со Стивеном
Сигалом в главной роли и успешное участие в киноленте "Золото Ули".
А вот 1999 год и вовсе стал весьма успешным для актера. На экраны вышли сразу три
картины с его участием: "Я и Уилл", "Страсть Эйн Рэнд" и криминальная драма
"Англичанин" режиссера Стивена Содерберга, где помимо Питера Фонды исполнили роли
Теренс Стэмп и Лесли Энн Уоррен.
2000-е годы
2000-е оставили в кинобиографии актера неплохой след. Он отработал в роли дедушки
Бернет Стоун в фильме "Томас и волшебный поезд", довольно заметно прошелся по
кадрам в картинах "К югу от рая, к западу от ада", "Добро пожаловать в Голливуд",
"Двойная жизнь". Колоритно мелькнул Питер Фонда и в роли Стоуни в ленте
"Провинциалы", а еще поразил всех, создав немного не привычный для него кинообраз
степенного доктора Кантуэй в "Проекте Лярами" 2002 года.
В 2003 же году в драме режиссера и актрисы Сэльмы Хайек "Чудо Мальдонадо" Питер Фонда
удачно вписался в роль отца Рассела, а его коллегами по съемкам стали Мэйр
Уиннингэм, Рубен Блэйдс, Эдди Мартин. Драма, поставленная по роману Теодора
Тэйлора, рассказывала о том, как в небольшом провинциальном городке Мальдонадо,
обреченном на вымирание, происходит событие, которое может изменить судьбу
жителей Мальдонадо - статуя Иисуса, установленная в этом городе, начинает плакать
кровавыми слезами...
Удивительное мастерство и напористость позволили Фонда по-прежнему наделять
каждую роль подкупающим очарованием и выразительностью. В драме режиссера и
актрисы Азии Ардженто "Цыпочки" 2004 года Питеру, как и в былые добрые времена,
досталась главная роль, которую он блестяще исполнил в паре с очаровательной
Азией Ардженто, с блеском сыгравшей роль Сары, у которой в 15 лет отобрали сына и
отдали приемным родителям. Но когда тот подрос, Сара добилась того, чтобы ей
вернули сына. Теперь парню пришлось мотаться по мотелям, слушая, как за стенкой
мать ублажает очередного хахаля, питаться, чем придется, и знакомится с тем, чего
ему знать вообще не нужно.
Были еще в 2004 году с участием актера и фильмы "Столичный город", "Когда мы были
взрослыми" и "Вор времени", криминальная комедия Стивена Содерберга "Двенадцать
друзей Оушена", где исполнили роли Джордж Клуни, Брэд Питт, Мэтт Дэймон. События
мелодраматической истории происходили через 4 года после событий фильма
"Одиннадцать друзей Оушена".
Не последней по характеру стала для Питера Фонды и главная роль в криминальной
драме Пола Ледюка "Долги" 2006 года, где актер отработал с Лазаро Рамос и Антонелла
Костой. Герой этого боевика- состоятельный эксцентричный Мистер Икc, герой Фонда,
обожающий преследовать прогуливающихся женщин на автомобиле. Страсть к
социальным провокациям доводят его до вступления в преступную игру на пару с
авантюристкой Анной, путешествующей с фотоаппаратом на свой страх и риск. Фильм
приглашает нас ответить на сложный вопрос - является повсеместное
распространение насилия закономерным процессом нашего общества.
Питеру Фонда на редкость везло в этот период и на характерные роли и на именитых
режиссеров, направивших в сторону актера свой благосклонный взгляд. Питер Фонда
успешно отснялся в ряде фильмов: приключенческой комедии Уолта Беккера "Реальные
кабаны" в роли Дамьена Блейда - основателя банды "Дель Фуегос". Вместе с героями
актеров Мартина Лоуренса, Джона Траволты и Тима Алена, Фонде удалось создать
красивый и веселый фильм. Далее актер появился в фантастическом боевике
"Призрачный гонщик" 2007 года режиссера Марка Стивена Джонсона, в криминальном
фильме "Поезд на Юму" Джеймса Мэнгоула и в комедийном боевике 2008 года "Путешествие
к Центру Земли" Эрика Бревига, где довелось поработать с Бренданом Фрейзером,
Джошем Хатчерсоном.
Личная жизнь
С 1961 по 1974 годы Питер Фонда был женат на Сьюзен Брюер, с которой воспитывал двух
дочерей. Правоверный хиппи, Питер превратил жизнь семьи в настоящий ад -
наркотики, алкоголь, дикие вечеринки, случайные связи. После развода жена Питера
переехала с детьми в другой город, а актер женился вторым браком на Порции Ребекке
Крокетт, бывшей жене писателя и сценариста Томаса МакГуэна. После второй свадьбы
дочь Бриджит и ее брат Джастин мало общались с отцом и его семьей.