Александр Тютин родился 25 ноября 1962 года в городе Подольске (Московская обл.).
Окончил музыкальную школу и Московский энергетический институт.
C 1987 года Александр служит в театре «Игроки», играет в спектаклях, выступает в
качестве режиссёра-постановщика.
B 1992 году окончил режиссёрский факультет Щукинского училища (мастерская M.
Tep-Захаровой).
Александр Тютин: «За мои роли мне от ФСБ часы подарили. Значит, признали за
своего»
Несмотря на огромное количество ролей в кино, про него до сих пор говорят: “Это
тот актер, который...” Далее следует описание запомнившегося эпизода, и лицо
моментально оживает в памяти. Это он, например, получил кулаком в нос от
начальника в сериале “В круге первом”. Он играл главного фээсбэшника в сериале
“Звездочет” и исполнял роль Зондера в боевике “24 часа”. Александр Тютин не
обижается, что его фамилию еще не запомнили зрители. А мы решили эту ошибку
исправить и восстановить справедливость.
- Александр Викторович, вас на улицах узнают?
- Узнают. Без фанатизма, слава богу. На тряпочки не рвут. Но узнают.
- А как обращаются?
- По фамилии не помнят. Больше реагируют на знакомое лицо. Недавно пошел за
лекарствами для мамы, а аптека в тот день не работала. Но как только администратор
меня увидела, почему-то сразу открылись.
Гаишники узнают. Причем
бывает два варианта. Либо узнают сразу, либо начинают вспоминать: “Где-то я вас
уже останавливал...” А раз останавливал, значит, я какой-то подозрительный тип.
- Самое замечательное ваше определение я нашла в Интернете...
- Какое же?
- “Это тот актер, который в последней серии убивал Есенина”.
- Да... Это я прославился. (Смеется.)
- Вы за что Есенина убили?
- Нас, артистов, не спрашивают. Такая роль досталась. Я как представитель
определенного ведомства его года четыре выслеживал, а он уходил все время. Хотя
убивать-то
Есенина никто не собирался. Была опасность, что он выбьет у одного из
нашей группы пистолет, вот и пришлось ударить как следует.
- Как бы вы охарактеризовали свое артистическое амплуа?
- У артистов есть масса возможностей проявляться. В одних фильмах я выступаю в
одном амплуа, в других - в другом. Сначала были бандиты, плохие полицейские, менты,
гэпэушники. Сейчас, слава богу, появилась и парочка положительных ролей. Хотя тоже
персонажи не сказать чтобы розовые и пушистые. В недавно показанном сериале
“Веревка из песка” опера вот опять играл. Он, правда, не очень хороший по
поступкам, но борется с плохими парнями. Тот же “Звездочет”. Там у меня, в
общем-то, положительный герой. Генерал ФСБ опять же.
- Ну да. Там ваш генерал с таким двойным дном...
- Есть немножко. Но сложные характеры играть интереснее. А вот в театре у меня,
наоборот, процентов восемьдесят - положительные герои. Вообще с ролями у меня все
шло по нарастающей. В юности давали больше героические роли, потом пошли все очень
характерные. Потом почему-то евреев много играл, хотя вроде не похож. А потом пошли
какие-то странные люди, но тоже характерные... Ну как тут определить амплуа? А
сегодня возраст уже накладывает отпечаток. Много играю генералов, полковников,
майоров. Причем разных армий и национальностей. Мне за мои роли от ФСБ даже часы
подарили. (Снимает с руки, показывает.) Вот надпись выгравирована: “От директора
ФСБ России”. Значит, признали за своего. (Смеется.)
- Вы сам имеете отношение к армии?
- Да, я служил. И в профессию нынешнюю пришел не совсем прямым путем. У меня мама и
папа - инженеры, и я в этом плане был способный ребенок. По математике и физике
всякие олимпиады выигрывал, а десятый класс даже заканчивал в
спецшколе-интернате при МГУ.
Были технарем?
- Да, но при этом меня все время тянуло к лицедейству. Помимо обычной школы я
закончил еще и музыкальную, куда меня заставила пойти мама, и о чем я совсем не
жалею. Там у нас и хор был хороший, поэтому и пел я неплохо. После школы стал
поступать в МГУ, но не хватило одного балла, и я пошел в МЭИ. Московский
энергетический институт, где в то время был сильный студенческий театр. Тогда
многие студенческие театры были даже интереснее, чем академические. К тому же у
нас были преподаватели из Щукинского училища. Учеба в институте давалась легко -
первые курсы вообще нечего было делать, потому что мы все это прошли в нашей
школе-интернате. Так что формально я учился, а на самом деле в основном занимался
театром. Когда институт окончил, работать по распределению не пошел и был призван
в армию.
- После института - в армию?
- Институт был такой. Авиация - военная специальность. Служил офицером два года.
Ходишь как на работу, форму носишь два раза в неделю - нас тогда “пиджаками” еще
называли. И тебе за это деньги платят. Я - старший лейтенант запаса.
- Самолетом управлять умеете?
- Самолетом управляют летчики. А я - техник, наземная служба. К тому же и “служа в
армии” я умудрялся заниматься художественной самодеятельностью. Из двух лет,
которые там был, почти полгода провел в Москве: постоянно вызывали на фестивали
молодежи и студенчества, ездил со своим театром на гастроли. А после армии сразу
поступил в Щукинское училище, и с тех пор я в этой профессии.
Сделать театральную карьеру в советское время было нелегко.
- У меня был другой путь. Режиссер нашего студенческого театра Леонид Борисович
Герчиков взял выпускной курс ВГИКа и организовал вместе с нами театр “Игроки”,
который стал профессиональным. Во времена перестройки мы ездили по разным
странам: были в Англии, Канаде, Америке. Причем гастролировали в каждой стране
подолгу, и везде были аншлаги. Но были и последствия - мы после этих поездок
растеряли полтруппы по городам и весям: никто не хотел возвращаться в Союз. Это
было как раз в 1991 году, когда начался путч. Мы с женой имели мужество вернуться.
Путч застали еще за границей, а в октябре вернулись в Москву. Спасло только то, что
приехали хоть с какими-то деньгами. Вели с Ирой “полуподвальный” образ жизни,
снимали квартиру. Потом поставили еще один спектакль и опять уехали на гастроли.
- Ирина появилась в вашей жизни во время
учебы в Щукинском?[/b]
- Почти. Я еще учился, а она пришла к нам в театр помощником режиссера в 1990 году. Год
мы друг с другом общались только по долгу службы. А потом как-то поехали на
гастроли, и там у нас случился легкий, ни к чему не обязывающий роман. Мы вовсе не
собирались посвящать этому жизнь, а потом подумали - а чего, собственно? Я
разошелся с первой женой, мне нужно было съезжать с ее квартиры, Ира тоже была
одна. В общем, сначала какие-то бытовые обстоятельства, а потом бах - и уже в этом
году будет 15 лет, как мы вместе. Правда, женаты мы из них только последние пять.
- Что мешало оформить
отношения?[/b]
- Нам как-то это и не нужно было. Пока не пришлось общаться с государством. До этого
мы жили по съемным квартирам, а вот когда собрались покупать свою, пришлось
оформить отношения, поскольку от этого зависели метры, возможности и так далее.
- С чего начался ваш роман с
кино?[/b]
- В кино я дебютировал аж в 1982 году. Собственно, после
студенческого театра. Нас пригласили в массовку фильма “Однолюбы”: мы
изображали студентов строительного отряда - собственно, самих себя. Как-то
вечером после съемок сидели компанией. Я пел песню под гитару, и меня заметил
режиссер - ему очень понравилась песня, и он попросил спеть ее в фильме. Фактически
у меня получилась небольшая роль второго плана. Я там еще такой длинноволосый,
голосок выше на порядок... Ну а по большому счету кинокарьера началась уже в 90-х
годах у Саши Хвана, когда я снялся в его картине “Дюба-дюба” с Олегом
Меньшиковым.
- Был момент, когда вы почувствовали, что вот оно,
кажется...[/b]
- Поперло? Году в 2000-м, наверное. Даже позже. Собственно, с началом сериального
движения. Я тут недавно считал - уже наименований под семьдесят будет.
- Да что вы?[/b]
- Так и есть. Хотя, подождите, с известностью я вас обманываю. В первый раз меня
все-таки начали узнавать после картины “24 часа”, это был 1999 год. Смешно, когда в
других городах тебе в ресторанах специально по заказу готовят яичницу и шепчутся:
“О, Зондер, Зондер!” А потом уже начались сериалы. Я снимался в первой
“Каменской”, в “Дальнобойщиках”, “Дронго”. А первой своей серьезной ролью
считаю работу в “Баязет”. С “Баязета” мое занятие актерством перестало быть
хобби и стало профессией. До какого-то года я своей профессией не зарабатывал на
жизнь - это были только приятные бонусы. Машину, да, поменял. Но на квартиру собрать
не могли. А с 2003 года, то есть всего-то третий год, я занимаюсь исключительно
профессией, и она, слава богу, кормит.
Может, относиться к этому философски? Всему свое время, когда
нужно - тогда и пришло.[/b]
- Я так всегда к этому относился. Никогда особенно не психовал, потому что
техническое образование дает другое мировоззрение. И совсем не жалею о прошлом.
Причем здесь мне повезло больше, чем моим коллегам. Все мои сверстники, которые
пришли в кино раньше, потом попали в дыру, когда советский кинематограф
практически исчез, и для них это была большая трагедия. А я тогда занимался
театром, театр меня кормил. А когда перестал кормить и театр - прошла мода на
перестройку, и интерес к русским театрам снизился, - пришлось даже уйти в мелкий
бизнес.
- Ничего себе. Чем занимались?[/b]
- Мы с родным братом занялись продажей видеокассет. Но не просто любых фильмов, а
заняли нишу, в которой в Москве еще никто не работал, - продавали классику мирового
кино. Феллини, Чаплин, Антониони...
- Пиратствовали, значит...[/b]
- Ну зачем же. Конечно, с новинками - Альмодоваром, например, - легкое пиратство
было. Но 80% кассет были абсолютно легальными. У нас была своя точка в Доме актера -
единственное место в городе, которое знала вся интеллигентная Москва. Бизнес
приносил небольшой доход. В конце концов, тоже занимались искусством. Не пиво же
продавали? Кстати, брат, который раньше кино абсолютно не интересовался,
занявшись видеобизнесом, так увлекся, что даже поступил на высшие режиссерские
курсы к Алексею Герману. Закончил их и сейчас вовсю занимается документальным
кино. Его фильмы часто показывают по каналу “Культура”.
- Чем сегодня занимается ваша супруга
Ирина?[/b]
- Ира работает кастинг-директором компании “Президент-фильм”, производящей
сериалы и фильмы. Она тоже очень любит кино, и вдобавок у нее есть организационная
жилка.
- Если супруга отбирает других актеров для
съемок в сериалах, к вам на экране, наверное, относится вдвойне критично?[/b]
- Ну да, критикует. Но
иногда и похвалить может. (Смеется.)
- За что может покритиковать?[/b]
- В основном, чтобы живот убрал. Толстеешь, говорит. Экран и так килограммов
прибавляет. Ну а я со своей стороны ее только хвалю. По актерским делам у нее вроде
бы, тьфу-тьфу, откровенных неудач не случалось.
- Несмотря на то что играете вы много отрицательных ролей, образ у вас
всегда на экране очень суровый, мужественный. Вы действительно такой?[/b]
- Вообще я розовый и пушистый. Мягкий я.
- С тонкой и ранимой душой?[/b]
- Не буду говорить, что у меня шибко ранимая душа. Но я же говорю - у
меня есть защита. Два диплома и вторая профессия. И не важно, что я от нее уже не
помню ни черта! (Смеется.)
- Самолет починить не сможете?[/b]
- Нет. Хотя если недельку тетрадки почитать, думаю, наверстаю. А если серьезно, то
высшее образование, как я понял, дает не столько знания, сколько подход, пути к
решению проблемы. И даже театральное образование не учит на артиста. Это большое
заблуждение, что все люди, окончив училище или театральный институт, готовы к
работе в профессии.
- А если вам долго не предлагают ролей, думаете: “Ничего, если что - пойду в
авиацию”?
- Вру, конечно.
(Смеется.) Психую иногда. Вот два года снимался как ненормальный - ни отдыха, ни
продыха. А тут появились выходные - и мне даже как-то странно стало. Думаю: “Ой,
чего-то не то, может, уже все?” Забываю, что стал дороже стоить, что не в любую
картину и сам пойду. Зато предложения о съемках теперь поступают, может быть, и
реже, но более качественные.
- Можете отказаться от работы, если не устроит гонорар?[/b]
- Один раз такое было. И это, кстати, был
знаменитый сериал “Бригада”. Небольшая роль - я должен был продержаться где-то
три серии. Но гонорар был настолько маленький - то ли 1000, то ли 1500 рублей за
съемочный день, что я сказал: “Извините, но даже из большого уважения к вам...
Значит, вы не хотите, чтобы я у вас снимался”. Ребята потом рассказывали - и Володя
Вдовиченков, и Паша Майков, - что они тоже снимались за какие-то смешные деньги. На
что я ответил: “Вы снимались за свое будущее”. И они стали звездами после этого
сериала. А мне бы эта работа ничего ни добавила, ни прибавила. Так что я абсолютно
не жалею.
- А
работа с Глебом Панфиловым в сериале “В круге первом” как на вас
отразилась?[/b]
- Об этом режиссере я могу сказать только так: имел счастье работать. Это режиссер
с большой буквы. Я с ним до сих пор не во всем согласен - с ним очень тяжело спорить.
Но его собственная твердая позиция у меня вызывает уважение.
- Там вот один эпизод замечательный был...[/b]
- Был... Я тут встретил Ромку Мадянова, он говорит: “Меня все замучили, только все
время и спрашивают, как я тебе по физиономии дал?” Сильный эпизод, очень
запоминающийся. Ну что - секрет раскрыть? Было просто. Сначала снимали в одну
сторону, потом - в другую. Сначала Рома мне бил - не попадал. Мне напихали в нос
всякой гадости, шарики с кровью, и нужно было так бить, приноровясь, чтобы эти
шарики раздавить. Получилось не сразу. Зато когда получилось, важно было
выдержать крики Панфилова: “Держи! Не задирай голову! Платок, платок возьми!” А
как там держать, из тебя же льется! Но в этом и был весь смысл. Это в жизни можно,
получив в нос, захлюпать и заныть. А там меня бил такой небожитель, что очень важно
было додержать паузу.
- Александр Викторович, у вас семья
из двух человек состоит?[/b]
- Нет, еще собака, Лаврик. Детей у нас с Ирой нет. Так получилось.
- Судя по тому, что Лавр во время нашей беседы норовил почти
расцеловать нашего фотографа, воспитываете вы его не в строгости.[/b]
- Я же говорю, что я мягкий и добрый. Вы, кстати, жену спросите - она то же самое
скажет. Командовать - совсем не мое.
Коментарий жены:[/b]
Ирина: “Какой Саша за кадром? И мужественный, и
красивый, и женщин впечатляет. Только при этом еще очень добрый, очень нежный,
мудрый и... он друг. У меня нет в жизни никого ближе и уже, наверное, не будет. Саша
- мой четвертый муж. Встретив его в 30 лет, вот уже 15 лет я не представляю себя ни с
кем другим. Он “рукастый” и в доме может сделать абсолютно все (хотя и очень
медленно): начиная с готовки и шитья, заканчивая любой мужской работой. Он умный - с
ним можно говорить обо всем на свете. И совсем не похож на многочисленных злодеев,
которых сыграл в кино”.