Пьер Ардити (фр. Pierre Arditi, род. 1 декабря 1944, Париж) - французский актёр театра, кино и
телевидения.
Кинодебют Ардити состоялся в 1971 г. в фильме «
Блез Паскаль»,
далее был преимущественно занят в телевизионных сериалах. Начиная с 1980 г., сыграв
в «
Мой американский дядюшка» с Жераром Депардье, Ардити стал
сниматься у режиссёра Алена Рене. Крупным успехом стала роль в фильме «Афера
Дрейфуса» (1994) и в небольшой роли в 4-серийном фильме «Граф Монте Кристо» 1998 г.
В 2006 г. он снялся в фильме «
Сердца».
Пьер Ардити - обладатель «Сезара» за лучшую мужскую роль в фильме «
Мелодрама» (1987) и
"Курить/ курить" (1994).
Ранние годы
Пьер Ардити - выходец из благополучной буржуазной семьи: отец - художник из
Марселя Жорж Ардити, мать - бельгийка по происхождению. В семье было еще три
дочери, все впоследствии ставшие актрисами. Он получил положенное "классическое
образование", после чего оказался на временном жизненном распутье. Кино он,
конечно, любил, но только как зритель, и лишь благодаря стараниям грезившей сценой
старшей сестры Катрин (ныне признанной театральной актрисы) юный Пьер оказался
на театральных курсах Тани Балашовой (знаменитой актрисы русского
происхождения). Профессия театрального актера тоже поначалу его не прельщала -
сам Пьер неоднократно сознавался, что и по сей момент не вполне ей
соответствует.
Тем не менее, в 1965-м он становится членом достаточно известной труппы Марселя
Марешаля (г. Лион), однако дебют его на сцене (одновременно с сестрой Катрин Ардити)
оказывается более чем скромным. "Я начал постигать профессию единственно
возможным образом: массовка, маленькая сцена, большая сцена, роль второго плана, и
только после этого - главная".
Карьера в театре
Путь от участника массовки и "выноса чая" до первых ролей в спектаклях Марешаля
занял у Ардити почти 15 лет, после чего вполне сформировавшегося актера
классического, опять-таки, стиля стали приглашать другие театральные режиссеры,
среди которых особо выделим Жана-Луи Барро и Пьера Монди.
В середине 70-х Ардити начинает активно "подхалтуривать" на телевидении, при этом
достаточно быстро (и с "малыми затратами") добившись самой широчайшей
популярности у преданных любителей этого доступного медиа.
В театре же до сих пор продолжает играть много и с успехом. Работает в основном в
Театре Эдуарда VII с постановщиком Бернаром Мюра, выпуская по 2-4 спектакля в год.
Работы в кино
В "большом" же кино актера долгое время обходили каким-либо вниманием, пока
однажды Ардити не приглянулся Алену Рене. Так театральный актер в 36 лет (!) получил
свою первую полновесную роль на экране, а Рене обнаружил для себя идеально
вписывающегося в его авторский мир исполнителя - совместных их работ в результате
окажется целых 9!
Авторский мир фильмов Алена Рене 80-х лет строился вокруг "большой четверки" (Азема,
Ардан, Ардити, Дюссолье) - актеров, которых с поразительным постоянством режиссер
переводил из фильма в фильм, невзирая на жанр и степень "интеллектуальности".
Это кинематографическое десятилетие, собственно, актер перемещался из
предыдущего фильма Рене в следующий, поддерживая таким образом высокую
репутацию, а в промежутках лишь эпизодически снимаясь в картинах других
режиссеров, не забывая о главных занятиях - театре и телевидении.
И лишь к концу 80-х Ардити решает попытаться разрушить свой излишне
"интеллектуальный" кинооблик, несколько раз появившись в элегантных комедиях,
причем этот опыт оказывается настолько неожиданно удачным, что Ален Рене
специально под дуэт Ардити-Азема готовит один из своих самых заметных (невзирая
на привычную экспериментальность) проектов: 5-часовый "Курить
Не курить". Пьер
Ардити с Сабин Азема исполнили на двоих целых 11 ролей - дилогия была просто
усыпана наградами (включая "главного" Сезара для актера), а восторги критиков
совпали с удивительной зрительской благосклонностью.
Фильм стал кинематографической вершиной актера по вполне очевидной причине: эта
экранизация театрального опуса плодовитого британского драматурга Алана
Экберна предоставила Ардити удивительно удачную возможность блеснуть на экране
именно театральной "матеростью".
В 1987 г. Пьер Ардити сыграл в фильме Жан-Пьера Моки "Возмутитель спокойствия" (Agent
trouble), включив, таким образом, в свой репертуар более мрачную роль. При этом он
по-прежнему охотно соглашается работать и в комическом ключе:
"Ванильно-клубничное мороженое" (Vanille fraise, 1989), "Господа младенцы" (Messieurs les enfants, 1997),
автопародийная комедия "Актеры" (Les acteurs, 2000).
Клод Лелуш предлагает ему главную роль в своей картине "Мужчины, женщины:
руководство по эксплуатации" (Hommes, femmes: mode d'emploi, 1996), а затем в "Случайностях или
совпадениях" (Hasards et coincidences, 1998). Ардити опять снимется у этого режиссера в 2004 году
во второй части трилогии "Род человеческий" (Genre humaine).
И, наконец, он воплотил на экране инспектора Ларсана в поставленных Брюно
Подалидесом экранизациях романов Гастона Леру: "Тайна желтой комнаты" (Le mystere de la
chambre jaune, 2002) и ее продолжение "Духи женщины в черном" (Le parfum de la dame en noir, 2005), где его
партнершей в очередной раз стала Сабина Азема.
Телевидение. Озвучивание
Параллельно с кино и театром он много снимается в телефильмах, среди которых есть
и семейные истории (образцовый муж Брижит Фоссе в «Un et un font six»), и романтичные
истории («Женщина в моем сердце» в дуэте с Мишель Ларок), и исторические драмы («
Дело Дрейфуса», «
Граф
Монте-Кристо»). Шесть сезонов шел сериал «Sauveur Giordano» - полицейская драма c Ардити
в главной роли.
Благодаря своему узнаваемому голосу с множеством приятных оттенков и,
разумеется, благодаря уже неоспоримому актерскому мастерству, он часто
приглашается дублировать иностранные художественные и анимационные фильмы
(«Супермен», «Кун-Фу панда») или участвовать в фильме как закадровый рассказчик.
При такой яркой актерской карьере Пьер Ардити остается и видным общественным
деятелем. В 2002 его избрали рыцарем Почетного легиона; в 2004 наградили национальным
орденом «За заслуги».
Личная жизнь
Был мужем актрисы
Флоранс Джорджетти , которая родила ему сына -
Фредерика Ардити. Фредерик стал художником, как его дедушка.
После более 25 лет совместной жизни в мае 2010 года Пьр Ардити женился на актрисе
Эвелин Буикс , бывшей жене знаменитого режиссёра Клода Лелуша , с
которым у неё сын.
(С использованием материалов иностранных сайтов. Перевод с французского: Lisochek )