Те́рренс Ма́лик (англ. Terrence Malick) - американский кинорежиссёр и сценарист.
Трёхкратный номинант на премию «Оскар» за фильмы «
Тонкая красная линия» и «
Древо жизни»,
обладатель «Золотой пальмовой ветви» за фильм «
Древо жизни». Малика
называют великим визуальным поэтом уровня Тарковского и Кубрика. Его
неповторимый визионерский стиль, философские сюжеты оказали большое влияние на
целый ряд ведущих режиссёров конца XX - начала XXI вв.
Ранние годы
Терренс Фредерик Малик родился, по разным источникам, в Уэйко (Техас) или в Оттаве
(Иллинойс). Его отец занимал высокую должность в нефтедобывающей компании «Phillips
Petroleum». Малик закончил школу в Остине и получил философское образование в
Гарвардском университете. Благодаря своему научному руководителю Стэнли Кавеллу
Малик заинтересовался философией Хайдеггера. Согласно ряду источников, он
работал журналистом в «Life», «Newsweek» и «The New Yorker», но конкретные статьи, написанные
им, неизвестны.
В 1969 году, одновременно преподавая философию в Массачусетском технологическом
институте, Малик поступил в Американский институт киноискусства. Обучаясь там,
Малик снял короткометражный фильм «
Lanton Mills», главные роли в котором исполнили Гарри
Дин Стэнтон и Уоррен Оутс. Тогда же Малик написал сценарий для роуд-муви «
Deadhead Miles» и,
предположительно, работал над сценариями для режиссёрского дебюта Джека
Николсона «Он сказал: поехали!» и вестерна Дона Сигела «
Грязный Гарри»
(оба раза Малик не был указан в титрах). В 1972 году вышел фильм Стюарта Розенберга «
Карманные деньги», снятый по сценарию Малика, который на этот раз был
указан сценаристом. Фильм, продолжавший модную ковбойcкую тематику предыдущей
работы Розенберга «Хладнокровный Люк», получил в целом негативные отзывы,
включая «двойку» от Роджера Эберта.
Карьера в кино
Режиссёрским дебютам Малика стали «
Пустоши» с Мартином Шином и
Сисси Спейсек в главных ролях. Фильм, основанный на истории убийц Чарльза
Старквезера и Кэрил Фьюгейт, которые в фильме получили имена Кит и Холли,
укладывается в серию классических роуд-муви о паре убийц-любовников,
противопоставляющих себя обществу, в частности «Бонни и Клайд». Однако
особенность фильма Малика в том, что режиссёр не рассматривает своих персонажей
как романтических героев, а нарочито пародирует условности жанра: Кит и Холли
пытаются вести себя так, как, по их мнению, должны вести себя настоящие герои. С
помощью этого хода Малик раскрывает их внутреннее убожество и бессмысленность
существования.
Через три года вышел второй фильм «
Дни жатвы». Драма, местом
действия которой стала усадьба фермера времён Первой мировой войны, была
положительно встречена критикой. Работа оператора Нестора Альмендроса была
отмечена «Оскаром», а Малик получил приз за режиссуру Каннского кинофестиваля. Во
время работы над фильмом Малик конфликтовал с исполнителем главной роли Ричардом
Гиром, а после окончания съёмок потратил два года на монтаж.
После этого глава «Gulf & Western» (компании, владевшей «Paramount Pictures») Чарльз Блудорн
предложил Малику миллион долларов за то, чтобы следующий фильм он снял на «Paramount».
Малик запланировал масштабную постановку о военных действиях на Ближнем востоке
в ходе Первой мировой войны. Постепенно сценарий менялся: сначала в него был
включён пролог, повествующий о происхождении жизни на Земле, затем он стал
основной сюжетной линией. В конце концов, так и не приступив к работе над фильмом
(были сделаны только ландшафтные съёмки из разных уголков Земли), Малик уехал в
Париж к подруге и следующие годы вёл жизнь затворника, не снимал кино и не общался
с журналистами, приобретя репутацию «Сэлинджера от кино».
В 1988 году с Маликом встретились продюсеры Бобби Гейслер и Джо Робердо. Они
предложили Малику экранизировать роман Д. М. Томаса «Белый отель». Малик ответил,
что он бы хотел снять «Тартюфа» по Мольеру или военную драму «
Тонкая красная линия» по роману Дж. Джонса. Продюсеры согласились на
второй вариант. В мае 1989 года Малик закончил черновик сценария. В дальнейшем Малик
обращался к другим проектам и надолго забрасывал «Тонкую красную линию». В конце
концов в 1995 году начались переговоры с актёрами, а в 1997 году - съёмки. В фильме был
собран актёрский ансамбль из будущих и уже состоявшихся звёзд первой величины,
таких как Джеймс Кэвизел, Эдриен Броуди, Джордж Клуни, Вуди Харрельсон, Джон
Кьюсак, Шон Пенн. «
Тонкая красная линия» вышла в конце 1998 года, собрала хорошую кассу в
мировом прокате и была выдвинута на «Оскар» в семи номинациях, в итоге уступив во
всех.
2000-е годы
В 2005 году вышел фильм «
Новый Свет», посвящённый
истории Джона Смита и Покахонтас. Фильм породил очень разные отзывы, его называли
затянутым и бессодержательным, однако по итогам десятилетия он вошёл во многие
списки лучших фильмов. Последняя на данный момент работа режиссёра - «
Древо жизни» - должна выйти в 2010 году. Планировалось, что фильм войдёт в
конкурсную программу Каннского кинофестиваля 2010 года, но Малик не успел его
закончить в срок. Главные роли в фильме исполнили Бред Питт и Шон Пенн.
Следующая, грандиозная по космическим масштабам замысла работа режиссёра - «
Древо жизни» - должна была войти в конкурсную программу Каннского
кинофестиваля 2010 года. Поскольку Малик не успел закончить фильм в срок, премьера
состоялась только 16 мая 2011 года в рамках Каннского кинофестиваля 2011 года, где
вызвала ажиотажный интерес. Фильм получил главную премию киносмотра, 3 номинации
на премию Оскар (лучший фильм, лучший режиссёр, лучшая работа оператора), а также
вошёл в десятку лучших фильмов года по версии Американского киноиститута.
Главные роли в фильме исполнили Брэд Питт, Джессика Честейн и Шон Пенн.
Премьера шестого полнометражного фильм Малика «
К чуду» с участием Бена Аффлека и
Ольги Куриленко состоялась на 69-м Венецианском кинофестивале (2012 год) «под
громовой свист и улюлюканье зала»: многие критики не приняли всё более сильное
движение Малика в сторону поэтических почти бессюжетных картин. В то же время в
своей последней рецензии знаменитый американский кинокритик Роджер Эберт увидел
в «
К чуду»
очень личное произведение, в котором автор «почти полностью раздевается перед
зрителями, не в силах скрыть глубину своего зрения». Фильм получил приз Приз
Всемирной католической ассоциации по коммуникациям и после участвовал на
кинофестивале в Торонто.
В 2012 году Малик одновременно работал над двумя проектами: «Рыцарем кубков» с
Кристианом Бейлом, Кейт Бланшетт, Натали Портман, Руни Марой и Изабель Лукас, и
фильмом, в итоге вышедшим под названием «Песня за песней», где были заняты Райан
Гослинг, Майкл Фассбендер и снова Бейл, Бланшетт, Портман и Мара (его рабочим
названием было Lawless). «
Рыцарь кубков»
впервые был показан в основной конкурсной программе 65-го Берлинского
кинофестиваля в феврале 2015 года и оказался выполненной почти что в технике потока
сознания историей о голливудском сценаристе, в которой Малик снова отказывается
от традиционного сюжета в пользу цепочки сменяющих друг друга образов.
После того, как под названием "Lawless" в 2012 году вышел другой фильм, название второго
проекта поменялось на "Weightless". Премьера «Песни за песней» состоялась в марте 2017
года на фестивале South by Southwest в Остине - городе, где Малик постоянно живёт. Фильм
получил полярные оценки. По словам критика Ричарда Броди (The New Yorker), в своей
картине о пути к славе молодых артистов, лишённой сентиментальности или
ностальгии, Малику удалось поймать саму жизнь в её движении, и режиссёр выглядит
более юным, чем большинство участников «Сандэнса». Напротив, Питер Трэверс из Rolling
Stone не увидел ничего, кроме стандартных визуальных эффектов, бессмысленного
блуждания и произносящего псевдомудрости закадрового голоса.
Личная жизнь
Малик был дважды женат. Его первой женой в 1985 году стала
Машель
Моретт. В 1998 году супруги развелись, в том же году Малик женился на Александре
Уоллес. Сейчас Малик живёт в Остине.
Малик известен затворническим образом жизни. Он не показывается на публике, не
даёт интервью и практически не посещает фестивальных показов собственных
фильмов, а также не принимает участия в их раскрутке.