Детство
Нина Русланова родилась 5 декабря 1945 года. Девочка выросла в детском доме в
тяжелое послевоенное время, даже свою фамилию Нина Русланова получила с
«потолка». В первую послевоенную зиму двухмесячного подкидыша приютили в детском
доме под Харьковом. Она разом научилась говорить, петь и танцевать. Инспекторша,
приехавшая в детдом из Харькова, увидела на сцене талантливую девочку. Подарила
ей коробку настоящих шоколадных конфет, которые тогда никто из детей в глаза то не
видел и фамилию "Русланова", как у гремевшей в ту пору Лидии Андреевны
Руслановой.
Детский дом - это серьезное испытание для маленькой девочки. Тем более, что она
поменяла их аж шесть штук и в каждом у нее были и друзья, и враги. Вот только
домашнего тепла нигде не было...
Учеба
После 8-го класса девушка попала в училище, стала осваивать специальность
штукатура-маляра - детдомовцам ведь не задают вопросов: «Кем ты хочешь стать?».
Куда Родина пошлет, туда и отправляйся, и желательно без лишних вопросов.
Окончив в 1960 году строительное училище, Нина Русланова устроилась работать
штукатуром. Жила в общежитии, бегала в вечернюю школу - обычная жизнь миллионов
советских людей. Но в какой то момент Нина решила: «Хватит!» и уехала в Харьков, где
поступила в Харьковский театральный институт. С этого все и началось....
В Харьковском театральном институте Нина Русланова проучилась два года. О том
времени вспоминает ее педагог Нина Романовна Логвынова: «Она первое время была
очень неприметной девочкой, не блистала в учебе, не выделялась талантами - как-то
терялась среди своих сокурсников. Хриплый голос и сильный, упрямый характер - вот
и все ее отличительные черты на первых порах. Однако за два с лишним года учебы
преподаватели успели сполна прочувствовать на себе харизму Руслановой.
Любопытный факт. На третьем курсе Нина сломала ногу. Но даже на костылях девушка
упорно посещала занятия, а для удобства загипсованную ногу укладывала прямо на
парту. Она была ужасно конфликтным человеком, дерзила и друзьям, и преподавателям.
Помню такой случай. Как-то во время моей лекции Нина заболталась с подружками и на
мое замечание не отреагировала. Тогда я грозно ей говорю: «Русланова, вы хорошо
знаете материал, что беседуете на другие темы?» А она отвечает: «Нет, материала я
не знаю. Но того драматурга, о котором вы говорите, я, как актриса, превзойду».
Упорство и уверенность - вот главные черты характера Руслановой. А еще она всегда
знала, чего хочет добиться в жизни. Когда узнала, что в Театральном училище имени
Щукина недобор мальчиков, Нина, бросив Харьков, помчалась, не раздумывая, в
столицу. И каково же было изумление приемной комиссии, когда в училище пришла
провинциальная девушка и заявила: «Прослушайте меня, как мальчика, я согласна
играть мужские роли». Ее прослушали и приняли. Ну конечно не как мальчика, просто
разглядели в девушке талант...
Встреча с Кирой Муратовой
На втором курсе Нина Русланова была приглашена режиссером Кирой Муратовой в
картину «
Короткие встречи» на главную роль девушки Надю, сбежавшей из деревни,
где совсем не осталось парней, устраивать свою жизнь. Красивая, тонкая,
романтическая картина. Немалая заслуга в успехе фильма принадлежала и
Руслановой, которая сыграла с редкой для дебютантки уверенностью и
профессионализмом. Уже в этой работе проявилась склонность актрисы к сильным,
драматическим характерам, бунтующим натурам.
Правда, говорить об успехе фильма можно лишь относительно. Едва выйдя на экраны и
собрав более четырех миллионов зрителей, фильм был остановлен в прокате. Слишком
уж нетипичной для советского кино была эта картина. Вот и пролежала «на полке»
целых двадцать лет...
С Кирой Георгиевной Муратовой Русланова вновь пересеклась спустя десять лет,
после съемок в «Коротких встречах». К тому времени знаменитая режиссер уже
порвала с «провинциальными мелодрамами», как она называла свои созданные ранее
фильмы. Русланову она пригласила на роль девушки-штукатура Любы в свою едва ли не
лучшую картину «
Познавая белый свет». У этой картины тоже была нелегкая судьба. В прокат
она вышла, но оценена по достоинству была далеко не сразу...
Театр им. Вахтангова
Однако вернемся назад, в конец 60-х.... В 1969 году Нина Русланова окончила Театральное
училище. Педагоги предрекали ей работу в каком-нибудь захолустном театре, но
начинающую актрису пригласили сразу же «Современник», «Таганка» и Театр им. Евг.
Вахтангова. Нина Русланова выбрала последний, где проработала затем 15 лет, сыграв
за это время очень мало ролей. До обидного мало. А ведь актриса была способна на
гораздо большее. Ну, вот хотя бы эпизод в спектакле «Мещанин во дворянстве».
Эпизод, но какой! Как она потрясающе, от души хохотала! Казалось, что Мольер
специально написал эту роль служанки специально для Нины Руслановой!
Да, с театром не складывалось, зато кинематограф полюбил актрису сразу и
бесповоротно...
70-е годы
Впервые о киноактрисе Нине Руслановой заговорили в начале 70-х годов. Широкую
популярность актрисе принесла роль первой «председательши» таежного колхоза
Марьи Вороновой в многосерийном телефильме по роману Анатолия Иванова «
Тени исчезают в полдень». Героиня Руслановой - статная красавица «с
ясными глазами цвета вызревающей черемухи», принявшая смерть от вражеских рук,
сразу же полюбилась зрителям.
В том же 1971 году Нина Русланова снялась в «горьковском» «Егоре Булычове» молодого
режиссера Сергея Соловьева, молодого, но уже обладавшего чувством стиля. Соловьев
собрал прекрасный актерский ансамбль: Майя Булгакова, Анатолий Ромашин, Вячеслав
Тихонов, Лев Дуров, Ольга Прохорова и несравненный Михаил Ульянов в главной роли
Егора Булычова. Русланова же создала яркий образ Глафиры, женщины мудрой,
спокойной, ставшей для Булычова душевной опорой.
Роль за ролью Нина Русланова приобретала бесценный опыт в кинематографе.
Доводилось играть и в эпизодах, как, например, в криминальной ленте «
Контрабанда» (официантка Лера) или знаменитой комедии «
Афоня» (Тамара). В 1978 году Нина
Русланова великолепно сыграла главную роль - Матрену - битую перебитую жену
сапожника Гришки Орлова, с превеликими трудами выволакивающую из трясины своего
мужа в биографическом фильме Марка Донского «
Супруги
Орловы» (по мотивам ранних рассказов Максима Горького). А год спустя зрители
увидели актрису в роли Харитины Макаровну, жены лесничего Полушкина в
пронзительной, трогательной картине Родиона Нахапетова «
Не стреляйте в белых лебедей».
Актриса широкого диапазона
К счастью, Нина Русланова не стала «актрисой одной роли». В первую очередь -
благодаря широкому актерскому диапазону, который с годами только расширялся. Она
одинаково органично смотрелась и в драматических, и в комедийных, и в лирических,
и в гротесковых ролях.
Умение тонко чувствовать юмор актриса продемонстрировала в комедии Аллы
Суриковой «
Будьте
моим мужем» (1981), где очень смешно сыграла Альбину Петровну, хозяйку, сдающую
комнаты курортникам. В один прекрасный момент она узнает, что страдает
дальтонизмом - какой удар для женщины, мечтающей о собственном автомобиле!
А вот и другая комедийная роль актрисы - заместитель директора НИИ «Физической
газодинамики» Марфа Петровна Родионова в фильме Александра Серого «
Берегите
мужчин!» (1982). Перед нами властная женщина, всецело увлеченная работой. Свой
командирский тон она переносит и в семью, на робкого и покорного мужа (Леонид
Куравлев). Зато как она меняется, когда в ее жизни появляется поклонник!
Совсем другой Нина Русланова предстает в драме Вадима Абдрашитова «
Остановился поезд». Небольшой эпизод - председатель исполкома Мария
Игнатьевна. Но какой! В этой роли актриса воплощает все зло, исторгаемое партийной
демократией брежневского времени. Воплощает безжалостно, ни чуть не смягчая
красок.
А в знаменитой ленте Алексея Германа «
Мой друг Иван Лапшин» Русланова уже играет провинциальную
актрису-неудачницу Наталью Адашову, шикарную женщину, обладающую изысканными
манерами и элегантной внешностью.
Сотрудничество с именитыми мастерами
Нине Руслановой вообще всегда везло на режиссеров. Какие имена: Кира Муратова,
Алексей Герман, Алла Сурикова, Сергей Соловьев, Вадим Абдрашитов! Цвет нашего
кино! В 1984 году она снялась у Георгия Натансона в его знаменитой мелодраме «
Валентин и Валентина» в роли проводницы Лизы, а в 1985-м - у Игоря
Масленникова в легендарной мелодраме «Зимняя вишня».
«Зимняя вишня» - самый кассовый и популярный хит накануне краха советского и
российского кинопроката. Игорь Масленников, режиссер с чутьем на хороших актеров,
отдал Руслановой роль матери-одиночки, одной из трех подруг-героинь. Героиня
актрисы - заведующая автобазой Лариса, шибко деловая, грубоватая, но независимая и
верная. Она полюбилась зрителям не меньше, чем главная героиня в исполнении
томной Елены Сафоновой.
Еще одной большой удачей актрисы стала роль Степаниды в героической драме
Михаила Пташука «
Знак беды» (1986, по
одноименной повести Василя Быкова). Перед нами пролетает жизнь ее героини: бывшая
батрачка, затем колхозная активистка, противостоящая демагогам и перегибщикам. И
вот война. В хутор приходят фашисты, и поднимают головы местные предатели. Как
всегда у Василия Быкова, ситуация трагична. Поняв, что надежды на спасение нет,
Степанида запирается и поджигает хату...
Выдающийся кинокритик Ростислав Юренев так оценил эту картину: «В роли Степаниды
актриса Нина Русланова достигла подлинной творческой вершины. Образ, созданный
Руслановой, по праву входит в бессмертную галерею советских женщин - красавиц,
страдалиц, героинь».
Одно из главных достоинств Нины Руслановой, как актрисы, - умение быть на экране
живой, достоверной в каждом слове, взгляде, движении. И не важно главная роль у нее
в картине или эпизод. В картине Владимира Бортко «
Собачье
сердце» (1988) Русланова сыграла небольшую роль поварихи Дарьи Петровны. Сыграла
сочно, азартно, создав яркий образ вчерашней деревенской женщины, в силу
обстоятельств попавшую в Москву, в работницы к профессору Преображенскому.
Своими яркими работами актриса заслужила любовь миллионов зрителей и признание
специалистов. Неоднократно Нина Русланова удостаивалась престижных премий. Так в
1987 году она получила «Нику» за роли в фильмах «
Знак беды» и «
Завтра
была война» (мать Искры), а в 1989 году - «Нику» за роль алкоголички с трудной
судьбой в социальной драме «
Смиренное кладбище».
90-е годы
Не все картины в биографии Нины Руслановой были достойны ее таланта. Доводилось
сниматься и во второсортных фильмах. Они благополучно забылись, а качественное
кино с участием Нины Руслановой смотрят и сегодня.
В 90-е годы актриса снималась не столь много, но и здесь есть, что отметить. В первую
очередь - жену генерала в социально-исторической драме Алексея Германа «
Хрусталев, машину!», роль, которую сама актриса очень ценит. Не прошли
мимо зрителя ее тетя Зина из трагикомедии «
Небеса обетованные» Эльдара Рязанова, Нюра в деревенской комедии
Валерия Чикова «
Про бизнесмена Фому», Александра Михайловна в мелодраме Василия Панина
«
Бульварный роман».
Театр
Не смотря ни на что, актриса с благодарностью вспоминает хорошую Вахтанговскую
школу. Из театра Вахтангова она ушла в 1985 году. До 1988 года проработала в театре им.
Маяковского. Последнее время Нина Русланова играла на сцене театра Рубена
Симонова.
Новое время, новые роли
К счастью, Нина Русланова сумела найти себя и в современном кинематографе. В
знаменитом историческом сериале Светланы Дружининой «Тайны дворцовых
переворотов» (2000-2003) Нина Русланова сыграла очень сложную роль - Анну Иоанновну -
образ неоднозначный и противоречивый. Запомнилась актриса и по популярному
криминальному сериалу «Марш Турецкого» (2000-2001), где она исполнила роль начальника
следственного отдела МУРа. Вот как описывает финал картины Нина Романовна
Логвынова: «Она за рулем машины, ведет уверенно, но в ее глазах боль, пустота,
разочарование. Она подводит автомобиль к краю моста и... бросает машину вниз. Вы бы
видели в этот момент ее глаза! Так могла сыграть, только великая актриса...»
2004 год. Очередная совместная работа с Кирой Муратовой. Уже пятая по счету. Актриса
как-то призналась: «Мне всегда прекрасно работается с Кирой Муратовой! У меня нет
понятий «сюр» - не «сюр»! У меня есть понятия «талантливый режиссер» и
«неталантливый режиссер». Она - гений! А с гением всегда легко работать! Потому что
он ясен, он точно ставит задачу, он знает, что требует от актера и про что хочет
снимать! Поэтому с Кирой легко. Она актерский режиссер». В новой картине Киры
Муратовой «
Настройщик» Нина
Русланова сыграла Любу - бывшую медсестру, а ныне обеспеченную вдову, страстно
мечтающую выйти замуж. Прекрасная работа была отмечена премиями «Ника» и
«Золотой орел» в номинации «Лучшая роль второго плана».
Нина Ивановна снималась много. Даже очень много: Михайловна в картине «
Лебединый рай», теща Морячка в комедии «Мама, не горюй! - 2», заведующая
столовой в мелодраме «
Первый
после Бога», свекровь Таси в сериале «
9 месяцев», одинокая Липкина,
неожиданно нашедшая мужа в сериале «
Заколдованный участок», Нина Николаевна, мама главного героя Сергея
Васнецова в сериале «
Папины дочки».
Отдыхать было некогда, Нина Ивановна постоянно была в работе, что-что, а уж
работоспособностью актриса отличалась всегда. Так же как и целеустремленностью,
умением постоять за себя. Эти качества актриса воспитала в себе еще с детства.
Скончалась в Москве 21 ноября 2021 года на 76-ом году жизни после продолжительной
болезни.