Детство
Андрей Ильин родился в городе Горький, ныне - Нижний Новгород. Его родители не
имели никакого отношения к театру. Отец всю жизнь проработал водителем, а мама
была завхозом в ПТУ. Андрей вспоминает: «Когда я был маленьким, мне безумно
нравилось ездить с отцом в его машине. Я обожал сигаретный дым, запах бензина, мне
нравился запах его прокуренной и просаленной куртки. Я знаю, что папа меня очень
любил, и чувствовал эту любовь».
В школе Андрей учился неплохо - был твердым хорошистом. Любимым предметом у него
была литература, неплохо также давались математика, биология, география... Там же в
школе мальчик начал заниматься в драмкружке, а в пятом классе он записался в
Сормовский Дворец пионеров.
Какое будущее ждало мальчика из рабочей семьи? Как признается Андрей Ильин, он мог
бы стать дальнобойщиком или слесарем, в лучшем случае - инженером. Однако после
окончания восьмого класса мальчик решил круто изменить судьбу и поступил в
Горьковское театральное училище на курс Б. Наровцевича...
Рига
Училище Андрей окончил в 1979 году, когда ему было 18 лет. Юношу распределили в
Рижский театр русской драмы, где руководителем был Аркадий Кац. Юный актер
пришелся ко двору - его тут же ввели на роли в детские спектакли.
В Рижском театре Андрей Ильин быстро повзрослел, набрался опыта, и уже вскоре ему
доверили играть Хлестакова в «Ревизоре». Затем были Треплев в «Чайке», А.П.Чехова
(1985), Алексей Иванович в «Игроке», Ф.М. Достоевского (1987) и, наконец, Гамлет в великом
произведении Шекспира...
Параллельно Андрей Ильин в 1983 году окончил актерский факультет Рижской
консерватории.
Первые роли в кино
В кино Андрей Ильин начал сниматься с 1980 года. Однако более десяти лет его имя
практически ничего не говорило массовому телезрителю, поскольку актеру
доставались в основном небольшие роли в малоизвестных картинах Рижской
киностудии. Первую свою большую роль в кино Андрей Ильин сыграл лишь в 1989 году в
сатирической комедии «Созвездие Козлотура», где его партнерами были знаменитые
Армен Джигарханян и Семен Фарада. Но и этот фильм не имел массового успеха.
90-е годы
В 1989 году Андрей Ильин перешел из Рижского театра русской драмы в Театр им.
Моссовета. Здесь им были сыграны роли в спектаклях: «Мой бедный Марат» (Леонидик),
«Милый друг» (Шарль Форестье), «Как важно быть серьезным» (Алджернон).
Однако с началом 90-х в стране наступили тяжелые времена. Экономическая разруха
отразилась и на театре и на кинематографе. Андрей Ильин вспоминает: «Было
ощущение полного краха. Из театров ушел зритель, кино не снималось, о сериалах
вообще речи не шло, потому что по телевизору показывали «Изауру» с «Дикой Розой».
Я носился по Москве в поисках заработка и всерьез задумывался о том, что надо
завязывать с актерством. Потому что я мужик, и мне надо было как-то тащить семью,
думать о близких. А театр тогда не давал возможности выжить. Зарплата была 10-15
баксов в месяц, ниже всякого прожиточного минимума».
В то время произошли изменения и в его личной жизни - Андрей расстался со своей
первой женой. Для того чтобы платить за квартиру, которую он снимал, Андрею
пришлось подрабатывать извозом.
Что же касается его работы в кино, то за первую половину 90-х можно отметить лишь
роль сержанта Серебряного в картине Петра Тодоровского «Анкор, еще Анкор!».
Несмотря на то, что роль была маленькой, она запомнилась зрителям, и это было его
первым настоящим успехом в кино.
А известность актеру принесла ретро-драма все того же Петра «
Какая чудная игра» (1995), где он сыграл Феликса Раевского - трогательного
очкарика, студента ВГИКа сталинских времен. В этой замечательной картине ему
довелось впервые сыграть вместе с Еленой Яковлевой, исполнившей роль беременной
комендантши. Тогда еще никто не мог предполагать, что эти два актера вновь
встретятся через пять лет и составят одну из самых «звездных пар» отечественных
сериалов.
О своей работе с Петром Тодоровским Андрей Ильин вспоминает: «Как работается с
мэтрами?.. Он, конечно, выдающийся режиссер и совершенно потрясающий человек, с
фантастической биографией. Петр Ефимович не очень похож на режиссера, он очень
земной, любящий и понимающий актерскую породу человек, поскольку по своей природе
и сам актер. Он всегда очень точно и четко дает указания актерам. Это человек с
абсолютным слухом на правду. А для меня он еще и очень большой смешливый ребенок,
поскольку, к счастью, не потерял детского восприятия жизни. Во время съемок Петр
Тодоровский охотно идет на самые неожиданные предложения. Одним словом, я
счастлив, что моя судьба соприкоснулись с этим режиссером».
Муж Каменской
К концу 90-х постепенно стала улучшаться ситуация в стране, а вместе с тем и в жизни
нашего героя. В 1999 году Ильина пригласили на роль Леши Чистякова - мужа Анастасии
Каменской (Елена Яковлева), главной героини сериала «Каменская». По сути роль была
небольшой. Главными героями сериала были опера, расследующие преступления, роли
которых исполнили: Елена Яковлева, Сергей Никоненко, Сергей Гармаш и Дмитрий
Нагиев. Однако именно эта роль работа принесла Ильину настоящую актерскую
славу.
Последовали продолжения - «Каменская-2», «Каменская-3», «Каменская-4»... Постепенно
персонаж Леши Чистякова становился все более значительным, более ярко
выписанным. Застенчивый, умный, любящий свою жену, умеющий замечательно готовить
мясо с курагой... И это еще не все достоинства Чистякова. Интересный образ,
помноженный на талант актера - такой персонаж был просто обречен на любовь
зрителей (особенно женской его половины). Так что уже вскоре Андрей Ильин даже
стал входить в рейтинги десятков самых желанных мужей России.
В жизни Андрей Ильин отчасти похож на своего героя. Он не менее застенчив и тоже
любит свою жену, тренера по плаванию Ольгу. Насчет же кулинарных способностей
Ильин признается: «Я тоже могу поджарить яичницу с колбасой при необходимости, но
предпочитаю, чтобы этим занималась женщина. К счастью, у моей жены хватает
времени, чтобы справляться с бытовыми хлопотами. Я же чаще придумываю, как
разнообразить нашу жизнь. Эта обязанность, на мой взгляд, лежит на мужчине. Надо не
уставать заниматься творчеством в отношениях - в конце концов, подать чашку кофе,
когда жена читает в кресле, преподнести цветы без всякого повода. Это те мелочи,
которые не дают обыденности поглотить некую романтику, обязательно
присутствующую в отношениях мужчины и женщины».
2000-2004
Начиная с 2000 года, Андрей Ильин стал очень востребован отечественным
кинематографом. Причем актера нередко приглашают на самые разные роли. Так в
«Марше Турецкого» он играл вора-рецидивиста, держателя воровской кассы, жуткого и
беспринципного. В фильме Александра Митты «
Лебединый рай»
- металлургического магната, обуреваемого проклятой роковой любовью, которой он
одержим к собственной жене. В сериале Михаила Шевчука «
Сатисфакция» -
князя Голицына.
В 8-серийной картине Леонида Квинихидзе «
Усадьба» Ильину довелось
сыграть киллера, но киллера не совсем обычного. Вот как его описывает сам актер:
«Это такой лопоухий, чудаковатый киллер, прекрасно знающий свое дело, но
абсолютно безграмотный. Он однажды прочитал букварь, и ему он так понравился!
«Мама мыла Рому, мама мыла раму». Он тогда приходит на книжный базар и спрашивает:
«А у вас нет продолжения?» Ему говорят: «Есть, «Родная речь» за второй класс». Он:
«О, давайте, а то ничего родного вокруг не осталось».
«Красная
капелла»
Этапом в своей творческой карьере Андрей Ильин считает работу в сериале «
Красная
капелла», вышедшем на экраны в 2004 году. Актер сыграл роль реального
исторического персонажа - советского разведчика, польского еврея Леопольда
Треппера, работавшего в 30-е - 40-е годы под псевдонимом Жан Жильбер. В свое время его
называли разведчиком номер один ХХ века.
Андрей Ильин рассказывает: «У меня были довольно сложные взаимоотношения с моим
героем. Перед началом съемок я просмотрел некоторые фотографии: Треппер оказался
невысоким человеком довольно плотного сложения, с характерными еврейскими
чертами. Так что от портретного сходства пришлось отказаться. Меня только слегка
состарили, добавили седины, наклеили усы - в общем, придали серьезности моему
легкомысленному виду».
Нелегко было и со съемками, которые длились пять месяцев. Актеру пришлось
отказаться от своих спектаклей, антреприз. На съемки, значительная часть которых
проходила в Риге, уходило все время.
В результате получилась очень качественная, интересная и интеллектуальная
картина. Хотя по формату она и относится к сериалу, но ничего общего с обычным
«мылом» не имеет.
Личная жизнь
Первая жена
Людмила Ворошилова (1983 — 1992) доцент кафедры
мастерства актера ТИ им Щукина при ГАТ Вахтангова.
Вторая жена
Александра Табакова (1992 — 2000).
Третья жена Ольга, тренер по плаванию.