Польских Галина Александровна родилась 27 ноября 1939 года в Москве.
В 1964 году окончила Всесоюзный государственный институт кинематографии (ВГИК,
мастерскую С.Герасимова и Т.Макаровой).
С 1964 г. - актриса Театра-студии киноактера.
Дебют в кино состоялся в 1962 году, в фильме режиссёра Юлия Карасика «
Дикая собака Динго». С тех пор актриса снималась регулярно - на ее счету
более 120 киноработ.
У Галины Александровны две дочери: старшая - Ираида - работает вторым режиссером,
младшая - Мария - окончила Университет дружбы народов, она замужем за ливанцем,
воспитывает сына Филиппа.
Детство
Галина Польских родилась 27 ноября 1939 года в Москве за полтора года до начала
войны. Своих родителей она практически не помнит. Галине было всего три года,
когда ее отец погиб на фронте. Мать во время войны заболела туберкулезом, - на
работу ее не брали, и вскоре в 1947 году она умерла.
Девочка попала сначала в детский дом, но затем ее взяла на воспитание родная
бабушка. Она приехала из Каунаса, Москвы не знала, потому нашли ей подработку, в
магазине «Овощи и фрукты», уборщицей. Люди помогали, соседи, тогда народ более
отзывчивый был. Жили они тогда на Сретенке, в 9-метровой полуподвальной комнатке в
доме напротив магазина «Грибы-ягоды», где бабушка работала уборщицей и каждую
копейку тратила на внучку. «Ты, главное, Галя, учись», - часто говорила она ей.
Учеба. Первый брак
Окончив школу, девушка решила выучиться на артистку... По наивности. Тогда ей
казалось, что у всех артистов красивая жизнь. Да и так хотелось помочь бабушке.
Тогда она совершенно не понимала, что актерство - не просто игра, а профессия, труд.
Галина Польских поступила во ВГИК, на курс к Михаилу Ильичу Ромму... Училась она в
знаменитой мастерской Сергея Герасимова и Тамары Макаровой на звездном курсе
вместе с Жанной Прохоренко, Сергеем Никоненко, Николаем Губенко, Лидией
Федосеевой-Шукшиной. В будущем все они станут знаменитыми актерами...
Здесь же, во ВГИКе, Галина нашла свою любовь. Она училась на первом курсе, а он -
Фаик Гасанов - на третьем, на режиссуре. Галина Александровна
вспоминает: «Умный, начитанный. Ухаживал очень красиво. Ночевал на лестнице в моем
подъезде, чтобы утром ехать со мной в институт. А потом пришел к бабушке, попросил
моей руки. Пока я спала, измерил потихоньку размер моего пальца, купил два
обручальных кольца...»
Потом была скромная студенческая свадьба и свадебное путешествие в Ялту. Это была
заветная мечта Галины, и для ее осуществления Фаик специально накопил денег. «Он
часто так делал - вспоминает Галина Александровна, - подкопит, узнает, чего мне
хочется, и купит. Однажды я ему сказала, что очень хочу пальто красное. Он на
следующий день занял денег и купил! Умел сделать все красиво...»
Первые роли в кино
Учась во ВГИКе, молодая актриса снялась в роли Тани Сабанеевой в своем первом
фильме «Дикая собака динго, или Повесть о первой любви». Роль была не простой. И
дело даже не в драматургии. 22-летняя Галина Польских, имевшая к тому времени
1,5-годовалую дочку Ираду, ни комплекцией, ни темпераментом не походила на
пятнадцатилетнюю героиню. Но что значит талант! Миллионы зрителей поверили в ее
Таню, полюбили ее.
Фильм высоко оценили и за рубежом - призы кинофестивалей в Венеции, Вене, Лондоне.
На Венецианском кинофестивале Галине Польских довелось повстречаться с самим
Феллини. Великий режиссер был в восторге от молодой актрисы. В конце приема он
подарил ей свою фотографию с автографом и предложил сниматься в его следующем
фильме. Это были не пустые слова. Феллини затем не раз слал телеграммы в Госкино с
просьбой отпустить Галину на съемки, но наши чиновники отвечали, что актриса
занята. Конечно же, это была ложь. Просто в то время получить разрешение сниматься
за рубежом, было практически нереально.
Тем временем, Галина Польских снялась в замечательном фильме Георгия Данелии «
Я шагаю
по Москве». Удивительно светлая, жизнерадостная картина, где главные роли
исполнили молодые Никита Михалков, Алексей Локтев и Евгений Стеблов. Польских
досталась в фильме небольшая, но очень заметная роль - Алены, продавщицы
пластинок. В пределах крохотного эпизода актриса показала, что способна играть
тонкие переходы настроения, превосходно владеет интонацией, мимикой,
психологическим жестом. Ее Алена олицетворяла идеал девушки 60-х - женственная,
чистая и чуть-чуть отстраненная.
Фильм, принесший несчастье
В 1964 Галина Польских окончила ВГИК и стала актрисой Театра-студии киноактера. Все
было прекрасно - работа, счастливая семья. Правда у Фаика Гасанова не все
ладилось. Молодой режиссер, что называется, был в поиске. Но вот, казалось, и ему
улыбнулось счастье. Дождавшись своей очереди, он отправился на съемки в Одессу,
где и случилась трагедия. Фаик погиб в автомобильной катастрофе...
Галина Польских в это время снималась в фильме «
Журналист» Сергея
Герасимова. Тяжелейший удар! К тому же за десять дней до этого умерла ее бабушка.
Галина осталась совершенно одна с 4-летней дочкой. Но, собрав волю в кулак, она
продолжала работать.
Роль Шурочки Окаемовой в «
Журналисте» Сергей
Герасимов писал специально под свою талантливую ученицу. Отсюда и достоверность
характера. В каждом кадре актриса чувствовала, где правда, а где нет, и то, что было
пережито в ее реальной жизни, очень помогло ей при создании образа.
Актриса из жизни
В начале 70-х Галина Польских была приглашена на роль Клавдии Никулиной в
телесериал «
Тени исчезают в полдень», имевший впоследствии грандиозный
зрительский успех. В нем актриса продемонстрировала, что прекрасно может играть
героинь на длительном протяжении их жизни.
В последующие годы Галина Польских снималась много и регулярно, играла
социально-бытовые роли, приближенные к ее характеру. Героини актрисы были любимы
зрителями, но в какой-то степени похожи друг на друга, - один и тот же образ милой,
женственной хозяйки семейного очага: Клавдия в мелодраме Гавриила Егиазарова «
Портрет с
дождем», Марина Петровна в лирической комедии Аллы Суриковой «
Суета сует».
Основным жанром актрисы были: мелодрама и кинороман. Но порой Галина Польских
вырывалась из поставленных рамок, прекрасно чувствуя себя и в комедиях, и даже в
фарсе. Одна из лучших работ актрисы - Галина Аркадьевна в комедии «
По семейным обстоятельствам». Здесь был и юмор, и
острохарактерность, что делало ее героиню незабываемой. А в комедии Ролана Быкова
«
Автомобиль, скрипка и собака
Клякса» она сыграла совсем другой характер - такую сумасшедшую мать троих
детей.
Стоит заметить, что актриса практически всегда появлялась в положительных
образах, отрицательные персонажи в ее биографии - большая редкость. Однако были и
такие. Так в детективе Вениамина Дормана «
Ночное происшествие» (1980) Галина Польских сыграла
казнокрадку-аферистку Галину Семёновну Укладову, инсценировавшую покушение на
себя и свалившую вину на шофера такси.
И все-таки режиссеры предпочитали эксплуатировать образ уютной хозяйки. Среди
работ 80-х, можно отметить: вдову Кайсу Кархутар, в которую влюбляется Юсси Ватанен
в исполнении Вячеслава Невинного, в комедии Леонида Гайдая «
За спичками»;
Марусю, жену Василия, в лирической комедии Игоря Добролюбова «
Белые росы»;
Клавдию Матвеевну, мать Нины, в детском фильме «
Витя Глушаков - друг апачей»; Зосю в детективе Александра
Муратова «
Гонки по вертикали»; Нину, сестру Павла, в криминальной мелодраме «
Змеелов»;
многодетную мать Мисс Томсон в комедии «
Человек с бульвара Капуцинов».
Было в биографии актрисы несколько картин, снятых в ГДР, - это в первые годы
кинокарьеры, а позднее уже она принимала участие в американских проектах
«История Аляски» и «Три дня в августе». Потом польский режиссер Анджей
Пиотровский снял актрису в картине «Дорожные знаки». Актрису часто интересовал
вопрос, почему пригласили именно ее? Ведь кругом столько красивых актрис.
Оказывается, ответ был прост: нужна была актриса из ЖИЗНИ.
Возрастные роли
С годами в репертуар актрисы пришли женщины мудрые, зрелые, немало повидавшие на
своем веку, но сумевшие сохранить женственность и душевную чистоту. Именно такой
образ Катерины Ивановны, женщины надежной и верной, старающейся обустроить свой
дом, жить по-людски, Галина Польских создала в трилогии Евгения Матвеева «Любить
по-русски».
В этом фильме действительно заключена русская национальная идея: взращивать свой
сад, защищать свою землю. Матвеев был тот человек, который искренне любил свою
родину, свою землю. Для него важно было рассказать о том, что ему близко: о рабочих,
о крестьянах, о жизни деревни, о настоящей любви и дружбе, о Человеке. И первая
часть «Любить по-русски» была отражением этих его мыслей. Успех был невероятный.
Вторую и третью серии Матвеев снимал уже по просьбе народа - народ же и собрал
деньги. Галина Польских на протяжении всех съемок была и главной героиней
Катериной Ивановной и главным помощником режиссера.
Спасительным кругом в 90-е годы для многих хороших актеров стали также телесериалы
«
Петербургские тайны» и «
Развязка Петербургских тайн». Актеры смогли
поработать с интересным материалом, а также, что весьма немаловажно,
подзаработать. Галине Польских досталась в них драматургически богатая роль
Эльзы Францевны. Кроме того, в 90-е годы актриса снималась в главной роли в
комедийном сериале «Клубничка».
В новом веке
Новый возрождающийся российский кинематограф не оставил без внимания Галину
Польских. Она вновь стала очень востребованной. И что радует - расширился диапазон
актрисы. В фильме «
Женщин обижать не рекомендуется» она
примерила на себя роль деловой современницы. Как признается сама актриса, роль
была для нее не совсем обычна, но тем и хороша. Всегда приятно делать что-то
неожиданное.
Много Галина Польских снимается в сериалах. В сериале «
Леди Босс» Галина Польских
сыграла еще одну редкую для себя отрицательную роль - нечестную чиновницу, мэра
провинциального городка. Затем были: Лариса в «Трое против всех», тетя Лиза в «
Любовь слепа», Ульяна Ковригина в «Талисмане любви», мама Шаталина в
«Моей прекрасной няне» и другие «сериальные» работы. Попала актриса и в
суперпопулярный сериал «
Ранетки», сыграв Копейкину -
учительницу по литературе, которой трудновато понять своих «современных»
учеников.
Конечно, сериалы - это не всегда то, чего достойна большая актриса, но таковы
реалии жизни. Когда же предлагают по-настоящему интересный материал, Галина
Польских готова отказаться от любого выгодного «мыла». Так было и с «Доктором
Живаго». В этой картине актриса сыграла сразу три роли: сестер Микулицыных. Одна -
жена управляющего, другая - библиотекарь, а третья - монашенка, все в одном лице.
Поздний дебют на театральной сцене
Галина Польских признается, что очень долго отказывалась от ролей в театре,
потому что боялась. Да и театр особо не любила. Новое время - новые веяния. Все
вдруг бросились в антрепризы. В постсоветской России антреприза была халтура. Но
позднее стали появляться действительно отличные постановки, антреприза
поднялась на достойный уровень.
И Галина Польских решила попробовать. Ее дебютом на театральной сцене - стал
спектакль «Держись, Голливуд!» в 2000 году. Роли в этом спектакле актриса немного
стеснялась, потому что не могла проявить в ней себя. Но она значима для нее, ей было
важно привыкнуть к зрителям, к сценическому пространству. Театралы оценили
талант актрисы. Последовали новые работы в спектаклях «Последняя попытка» и
«Динь-динь».
Личная жизнь
После смерти Фаика Гасанова Галина Польских вышла второй раз замуж за режиссера
Александра Сурина , сына директора «Мосфильма». Но тот брак оказался неудачным и
недолговечным. Единственное, что он принес Галине Алексеевне - это вторую дочку.
После развода она воспитывала дочерей сама. Актриса вспоминает: «Чтобы не
потерять работу, везде с собой дочек возила. Русский народ у нас отзывчивый,
добрый. Один посидит, другой, пока я снимаюсь». А замуж Галина Александровна так
больше и не вышла. Нет, предложения, конечно, были, но дочери не позволяли,
ревновали очень. Сейчас, когда они выросли, Галина Александровна иногда жалеет.
Бывают моменты жгучего одиночества, когда она понимает, что нужно было
переступить через их желания и делать то, что сама считала нужным. Но - поздно...
А в чем оно истинное женское счастье? Актриса безумно любит своих дочерей, внука
Филиппа... Любит одежду покупать, в ванне нежиться. А больше всего любит уют в
квартире. И чтобы вокруг все было красивенько, удобненько, уютненько. Обожает свою
квартирку - это ее маленькая норка, ее скорлупка, куда она забивается, закрывает
дверь и забывает обо всем...
А силы жить дает актрисе сама жизнь. Она обожает одиночество, единственное
состояние, в котором можно сохранить свое человеческое достоинство и творческое
лицо. Ездит на дачу, любит копаться в земле. И никогда не пропадает желание
получить хорошую настоящую роль.
По материалам сайта rusactors.ru и разных интервью