Месхиев Дмитрий Дмитриевич родился 31 октября 1963 года в Ленинграде.
С 1980 года он работал на киностудии «Ленфильм» ассистентом режиссёра, а в 1988 году
окончил режиссёрский факультет ВГИКа, где его наставником был Марлен Хуциев.
С 1981 года и по настоящее время работает на киностудии "Ленфильм" . Художественный
руководитель ООО "Черепаха". Недавно Месхиев возглавил киностудию RWS (Russian World
Studios).
Дмитрий Месхиев в своём творчестве испробовал практически все, кроме
операторского дела (отец Дмитрия Месхиева - известный оператор, снимавший фильмы
Авербаха, Мотыля, Шпаликова). Даже сериалы снимал, причем на пленку, изобретая в
телевизионном кино новые формы антимыльного существования.
Детство
Дмитрий Месхиев происходит из кинематографической семьи. Отец - Дмитрий
Давыдович Месхиев-старший (25 августа 1925 - 16 апреля 1983) - оператор-постановщик
киностудии «Ленфильм». Был одним из лучших кинооператоров страны. «Дама с
собачкой», «Полосатый рейс», «Монолог», «Звезда пленительного счастья» - вот
далеко не полный перечень операторских работ его отца. Мама - режиссёр. Но сам в
детстве режиссёром становиться не собирался. Хотя «Ленфильм», естественно, знал с
детства.
После школы родители устроили его на студию работать, он катал тележку с
оператором. Мама хотела, чтобы он стал кинооператором, папа тоже, наверное... А
когда поработал, понял, что хочет быть режиссером. «Мой папа дружил с Марленом
Хуциевым, и меня взяли во ВГИК. Не то чтобы по блату, но это сыграло роль. Я не
скрываю, а что страшного? Почему у нас считалось, что рабочая династия - это хорошо,
а кинематографическая - плохо?».
Каждое лето проводил в глубинке, под Псковом. И с тех пор любит деревню. Там тихо,
спокойно. И там в душе происходит самый настоящий катарсис. У Дмитрия теперь тоже
есть дом в деревне. Не трехэтажный особняк, а небольшой и обычный, разве что с
туалетом, душем и горячей водой. Иногда возникают мысли: хорошо бы сюда иногда
переезжать на полгода. Можно заняться домом, можно пойти порыбачить, можно пойти
за грибами, можно пойти на охоту.
Работы в кино
Дмитрий Месхиев - один из ведущих режиссеров среднего поколения российского кино.
Тройка Тодоровский-Месхиев-Балабанов в основном и тянет телегу нашего едва
живого мейнстрима.
В 1990 году по сценарию Валерия Тодоровского Дмитрий Месхиев-младший поставил свой
дебютный полнометражный фильм «
Гамбринус», взяв за
основу одноименный рассказ А. И. Куприна. В 1991 году режиссёр по мотивам романа
Анатолия Мариенгофа снял по сценарию Валерия Тодоровского фильм «
Циники», пригласив на
главные роли Ингеборгу Дапкунайте, Ирину Розанову, Андрея Ильина, Виктора
Павлова. Интерес зрителей привлекла вышедшая в 1993 году драма Дмитрия Месхиева
«Над тёмной водой», с участием Александра Абдулова, Ксении Качалиной, Юрия
Кузнецова. Особо стоит отметить участие Месхиева в создании киноальманаха «
Прибытие
поезда», ставшего своеобразным манифестом молодых режиссёров.
О Месхиеве начали говорить. Сначала прибавляли - младший, но скоро он стал просто
Дмитием Месхиевым, молодым, ярким режиссером. Пришли призы и признание.
В 1997 году Дмитрий Месхиев поставил эротический фильм «
Бомба» и драматическую ленту «
Американка». Дмитрий Месхиев был также режиссёром и постановщиком
концертов Сергея Курехина.
Также Дмитрий Месхиев снимал клипы и рекламные ролики, был режиссером и
постановщиком концертов Сергея Курехина. В дальнейшем поставил ряд фильмов, в том
числе "Женская собственность" (1998), "Механическая сюита" (2001), "Дневник камикадзе"
(2002), а также популярный телевизионный сериал "Линии судьбы" (2003).
Затем Дмитрий Месхиев обратился к другому жанру. После трагифарса «
Механическая сюита» (2001) он поставил чёрную молодёжную комедию с
криминальным оттенком «
Семь кабинок»
(2007).
Важным этапом в творчестве режиссера стала военная драма "Свои" (2004), о беглых
военнопленных, скрывающихся на захваченной врагом территории. Фильм получил
Гран-при Московского кинофестиваля и удостоился слов председателя жюри Алана
Паркера: «Ваша страна может гордиться такими картинами». Фильм посвящен Великой
Отечественной, события разворачиваются в августе 41-го: из плена бегут трое
красноармейцев и оказываются в родной деревне одного из них - Снайпера. Его отец
прячет беглецов, да вот только сам он служит немцам старостой. Старосту играет
Богдан Ступка.
Но продолжать военную тематику режиссер не захотел. Хочет и дальше пробовать себя
в разных жанрах. Сейчас вместе со своей кинокомпанией «Черепаха» приступает к
работе над фильмом о Степане Разине, причем не только в качестве режиссера, но и
сопродюсера...
Идея фильма возникла у Месхиева с Валерием Тодоровским еще несколько лет назад.
Но тогда все ушло в песок, такого бюджета было не собрать. А в 2007 году ему было
сделано предложение, от которого он не захотел отказаться. Такого масштабного
кино не делал. Да еще про такую древность. Да еще блокбастер... Снимать будут по
мотивам романа Василия Шукшина. Когда Василий Макарович писал роман и сценарий, у
него не было исторических фактов, которые есть у нас сейчас. Открылись новые
архивы, будут существенные изменения. Но основная канва останется шукшинской. На
главную роль уже утвердили Алексея Гуськова. Это должен быть фильм в жанре «экшн».
С битвами, с массовкой. Разин был очень непростой личностью, и здесь можно очень
серьезно покопаться в технологии власти. Интересно же...
Телесериалы
Кроме полнометражных фильмов он снял несколько сериалов для центральных каналов.
«Линия судьбы» и «
Принцесса и нищий» имели хорошие рейтинги. Зачем ему сериалы?
Говорит Дмитрий Месхиев: «Это две разные вещи - снимать электронное кино и
экранное кино. Мне было интересно - что такое снимать сериал. И я открыл для себя
много нового. Многие молодые режиссеры начинают с сериалов, и это хороший тренинг.
Это, конечно, в чистом виде бизнес. Большое кино тоже бизнес, но - с творчеством. Я
не беру арт-хаус. Все у нас в кино будет в порядке, все поделится. Будут те, кто
занимается арт-хаусом, и те, кто делает коммерческое кино... Нам просто надо дать
время, мы ведь только поднялись на ноги после 15-летнего стопора».
Другие грани его таланта
Месхиев продюсировал концерты Курехина. В деревне Посадниково Новоржевского
района по его инициативе и на его средства построена часовня. А недавно в
параллель своей безостановочной работе в кино занялся рестораторской
деятельностью.
Строит совместно со своими друзьями рестораны. «Небанальный ресторан, как
небанальное кино, - надо придумать, облечь в обертку какого-то смысла,
сымпровизировать. К примеру, талантливый ресторатор Новиков придумал салат. Мы
любим помидоры со сметаной, а еще больше - соус, который остается на дне тарелки.
Так вот он взял и смешал сметану с мякотью помидоров, добавил специй и поместил в
стакан с трубочкой. Вот вам небанальное решение банальной вещи. Плюс интерьер.
Свет. Звук. А кухня - она и есть пьеса, которую мы «играем».
Почему именно рестораны? «Во-первых, это хороший бизнес - более или менее честный.
Во-вторых, это не тот глобальный бизнес, на который надо тратить все время в жизни.
Но это хороший заработок. Я не хочу, чтобы вся моя жизнь зависела только от
кинематографа. Я уже переживал в кинематографе очень тяжелые времена и уже
достаточно напуган, мне хочется себя защитить. В-третьих, кормить людей интересно,
особенно кормить вкусно».
Сейчас так сложились звезды, что я могу позволить себе создание целой ресторанной
сети. У нас хорошая компания партнеров, среди которых есть профессионалы, и очень
серьезные.
Дмитрий Месхиев и киношная династия
«Конечно, никто никого не сажает на колени, не гладит по голове и не говорит: кино
надо снимать вот так... Но дух передается с рождения. Все киношники хотят, чтобы их
дети не пошли в кино. И все дети идут в кино. Все. И я не хотел, чтобы мой сын пошел в
кино. Я так радовался его мечте поступать на факультет журналистики, быть
спортивным журналистом. Но однажды он пришел и сказал: «Папа, я хочу быть
кинооператором» - я так и упал со стула».
Личная жизнь
Его дом открыт только для близких друзей, он не любит говорить о своей частной
жизни, не рассказывает о детях... «Дети живут отдельно. Старший сын. Сын и дочь... Я,
правда, не хочу о них говорить. Но я хороший отец. Я уделяю им много времени. У меня
правильные отношения. Я, можно сказать, трепетный папа...»
Режиссер Дмитрий Месхиев любит хорошо поработать, а потом взять ружье и - на
стрельбище. Для него это и спорт, и компания, и общение. Стреляет из ружья по
летающим тарелочкам и стреляет неплохо. Но в соревнованиях участвует редко.
Держать в руках оружие научил научил его папа. И теперь он ездит в Псковскую
область: «Правда, шкуры убитых медведей на полу не держу, потому что у меня
аллергия. Но я охотник-едок. Все, что стреляю, я потом ем. У меня вся морозилка
забита кабанятиной, лосятиной, утками...».