Начало
Пётр Петрович Юрченков родился 8 июля 1951 в Бресте, в простой белорусской семье. В
школьные годы все свободное время будущий актер проводил на занятиях школьного
драмкружка, который стал посещать уже с младших классов. Его первыми зрителями
были его школьные друзья.
Учился же парень средне, если не сказать плохо, особенно трудно давалась
математика с ее "многочисленными цистернами, в которые то вливались, то
выливались тонны воды", и вечно движущиеся из пункта "А" в пункт "В" поездами. Но
твердое желание поступать именно в театральный институт все же взяло верх над
троечным аттестатом о среднем образовании.
В 1973 году, окончив актерский факультет, мастерскую Игоря Таланкина во ВГИКе, Петр
Юрченков был принят на службу в драматический театр Минска. На прославленной
сцене родного театра актер сыграл много и больших, и маленьких ролей. А за
исполнение "лучшей мужской роли" в спектакле "Филумена Мартурано" он был удостоен
в 1999 году на VI Международном кинофестивале стран содружества независимых
государств и Балтии приза "Лiстапад". Также была не менее значимая роль и
постановке "Поле битвы".
Кино
В кино талантливый актер стартовал в роли второго плана на родной киностудии
"Беларусьфильм" у режиссера Игоря Добролюбова в приключенческом фильме "Потому
что люблю". Потом, после небольшого затишья, талантливого актера буквально
завалили предложениями. Так он снялся у режиссера Леонида Нечаева в
замечательном фильме- сказке "Про Красную Шапочку" с несравненным Евгением
Евстегнеевым и чудным ребенком Яной Поплавской.
1978 год стал просто рекордным на эпизодические роли Петра Юрченкова на родной
белорусской киностудии: актера пригласил Юрий Чулюкин в военную картину
"Поговорим, брат...", он снялся у режиссера Геннадия Иванова в киноленте "Пуск" и в
киноповести "Расписание на послезавтра" у Игоря Добролюбова. Виктор Туров
пригласил Петра Юрченко исполнить в своем фильме "Точка отсчета" не только одну из
главных ролей, но и выступить в роли звукорежиссера картины, с чем талантливый
актер справился также блестяще.
Объемный и всеохватывающий талант, внутренняя мощь актера позволили создать ему
на экране незабываемые, хотя и не главные образы. Строгий Василий Кравцов в
боевике "Государственная граница. Фильм 2-й: Мирное лето 21-го года...", и красавец
Шнуров в драме "Дублер начинает действовать", и Змогитель в картине "Черный замок
Ольшанский", и Колька в лирической комедии " Без сына не приходи!", и переводчик при
Романо в цыганской драме "Очи черные" были весьма убедительны в исполнении Петра
Юрченкова.
Все 90-е годы роли сыпались на Петра Юрченкова как из рога изобилия. Он ухитрялся
сниматься два, а то и три раза в год. В кинолентах "Живая мишень", "Нет чужой земли" и
"Житие Александра Невского" в 1990 году.
В драме "Белое озеро" и ставшей знаковой для актера роли Петра Степановича
Верховенского у режиссера Игоря Таланкина в экранизации романа Федора
Достоевского драме "Бесы" в 1992 году. Отснявшись в одной картине, актер мчался на
съемки другой. Мелодрама "Лето любви", картина "Сон в начале тумана" и легенда
"Шляхтич Завальня или Беларусь в фантастических рассказах " - и это только в одном
1994 году!
Петр Юрченков умело показывал своих героев с неожиданной для зрителя точки
зрения, при этом, совсем не изменяя замысла образа, созданного сценаристом. Всем
его героям свойственна именно его, Юрченковская стать. И в детективе "В августе
сорок четвертого", и в мелодраме "Поводырь", такой и Свечной в криминальной картине
"Киднеппинг".
Жена, белорусская актриса
Лидия Мордачёва . Их дети - сын Петр Юрченков-младший и дочь Ксения -
продолжают семейную актерскую династию.
Петр Петрович Юрченков ушёл из жизни 14 сентября 2013 года.