Детство
Андрей Руденский родился 26 января 1959 года. Необыкновенная легкость в восприятии
бытия Андрею досталась от родителей. Руденский-старший был военным и семья
частенько путешествовала вслед за ним по Богом забытым гарнизонам, каждый раз
по-новому обустраивая свой быт. Когда отец демобилизовался, семья обосновалась в
Свердловске. Сын к тому времени оканчивал школу, но чем заниматься дальше, ни он,
ни родители не имели ни малейшего понятия.
В детстве же Андрей Руденский хотел быть... Да кем только не хотел, это обычный,
банальный перечень советского ребенка: и доктор, и учитель... Никогда, правда, не
хотел быть, как все мальчишки, космонавтом и военнослужащим: c малолетства
«наслужился» в воинских частях.
Метания
Сначала парню приглянулось здание металлургического техникума, да так, что ему
тут же захотелось в нем учиться. Абсолютно «от фонаря» был выбран и факультет -
«Прокатное производство». И хотя сопроматы, физика, электротехника и прочие
точные науки давались Андрею Руденскому с большим трудом, троек в его зачетке не
водилось, да и общественную жизнь Андрей стороной не обходил: был комсоргом
техникума, серьезно занимался спортом - многоборьем. Вскоре все эти занятия были
заброшены ради нового увлечения - драматического кружка.
Техникум Андрей окончил с красным дипломом, а это давало право не отрабатывать
два года на производстве. Замечательно! В этот момент юноша решил все кардинально
изменить в своей жизни и поступил в архитектурный институт. Почему? «Он считался
элитарным институтом в Свердловске - другие интересы, другая молодежь, законы
поведения, одежда. Налет был у всех другой - более свободный, творческий», -
признается Андрей Руденский.
На самом деле ни металлургия, ни архитектура не привлекали молодого человека. А
все эти метания были от того, что он просто не мог определиться, чего же хочет на
самом деле. Параллельно с занятиями в архитектурном институте Руденский начал
посещать театральную студию при Дворце молодежи в Свердловске. Там то у юноши и
родилось великое желание быть актером.
«Щепка»
В театральной студии у Руденского был сложный и очень интересный репертуар.
Сартр, Кьеркегор, Брэдбери. Волшебный мир театра все больше затягивал Андрея. На
третьем курсе архитектурного он начал тайком от всех готовиться к поступлению в
театральный институт. Учил монологи из «Идиота», французскую поэзию - необычный
набор для абитуриента. И счастье ему улыбнулось.
В 1981 году в Свердловск на гастроли приехал Малый театр. Руденский пришел к Виктору
Коршунову, который был педагогом в Щепкинском училище, и попросил его прослушать.
Коршунов мог отказать Андрею, ведь он вел уже второй курс, но что-то все же
подвигло его принять молодого человека. А прослушав, мэтр театра заявил: «Я вас
беру к себе на второй курс».
Сдав все экзамены за первый курс, Андрей Руденский плавно вписался в уже
сложившийся коллектив второкурсников Александра Домогарова, Кирилла Козакова,
Елены Валюшкиной. Это были счастливые годы! Актер вспоминает, как на повышенную
стипендию, целых семьдесят рублей, шиковал в гостинице «Интурист» на 10-м этаже,
где собиралась молодёжь из ГИТИСа, ел бутерброды с осетриной, воображал...
Хорошо ли быть красивым?
Щепкинское училище Андрей окончил в 1984 году. Высокий, необыкновенно красивый, с
ярко выраженной аристократической внешностью. И тут же столкнулся с необычной
проблемой. Его не захотел брать ни один московский театр. Говорили: «Ваше лицо,
молодой человек, для сцены не тянет, вам бы одеколон «Саша» рекламировать». Вот
так, оказывается, красивая внешность для актера не всегда благо.
Можно, конечно же, было поехать куда-нибудь в провинцию. Там бы взяли. Но Андрею не
хотелось покидать столицу. Красивое лицо?
Что ж, Андрей Руденский пошел к Вячеславу Зайцеву и
полгода проработал у него моделью. Его осуждали, - в те времена эта работа
считалась чем-то грязным. Но он не жалеет до сих пор. Это была хорошая школа. Было
много фотосессий, и именно на них он понял, что такое объектив и как с ним можно
общаться. Понял важность пластики лица, руки в кадре. Играть состояние - без слов -
очень сложно.
Роль Клима Самгина
А затем было приглашение с «Ленфильма», куда он в свое время отдал свои
фотографии. Режиссер Виктор Титов пригласил его на пробы главной роли в
14-серийную картину «
Жизнь Клима Самгина». Это был определенный риск: Госкино как-то совсем
не жаждало утверждать на главную роль никому не известного актера. Но Титов
настоял.
Андрей Руденский вспоминает: «Два с половиной года ушло на «Самгина». 14 серий. В
85-м мы начали - мне было 26 лет. Роль возрастная - от 17 до 40, было жутко интересно.
Персонаж сложный, не положительный, не отрицательный, хотя все потом сходились,
что - отрицательный. Но я просто любил его. Надо любить всех, кого ты пытаешься
представить на экране. В Самгине было то, что мне нравится играть, - метания, мука
по жизни. Не банальное существование, а плюсы и минусы».
Вместе с Руденским снимались настоящие мастера советского кино: Наталья
Гундарева, Валентин Гафт, Сергей Маковецкий, Александр Калягин. Это была школа
общения и правильного нахождения молодого актера среди глыб советского кино. Ни
один из них не относился к Руденскому агрессивно, они понимали его. А он тянулся за
ними и старался соответствовать их уровню.
Первая роль в кино стала не только визитной карточкой Андрея Руденского, но и той
самой главной ролью, о которой мечтают все актеры. За два с половиной года работы
он, конечно, чуть-чуть физически устал, но эмоционально он купался в этом
персонаже. Это была его пластика, его руки, его какая-то ментальность. Андрей
Руденский и сегодня, по прошествии многих лет, признается, что роль Самгина
является его самой дорогой и любимой.
Другой расклад[/b]
Очень часто в биографиях актеров пишут: «Сыграл роль и на следующий день
проснулся знаменитым, посыпались предложения...». С Андреем Руденским почему-то
этого не произошло. Фильм, безусловно, удался, но телефон Андрея совсем не спешил
разрываться от звонков режиссеров. За год - одно предложение, да и то оказалось
совсем скучным и банальным. «Вот вам, пожалуйста, размышляет актер - такая жизнь. Я,
наверное, образчик другого расклада карт».
Начало 90-х годов принесло Андрею Руденскому несколько интересных работ
в кино. У Игоря Апасяна он снялся в роли Хемфри Ван-Вайдена в «Морском волке» (по
произведениям Джека Лондона), а в «Бесах» Игоря таланкина сыграл роль Николая
Всеволодовича Ставрогина. Тогда же Руденский был приглашен легендарным
режиссером Сергеем Бондарчуком в экранизацию знаменитого романа Михаила
Шолохова «
Тихий Дон».
Деньги на «
Тихий Дон» Бондарчуку предоставила итальянская сторона, и одним из
условий было участие в главных ролях зарубежных актеров. В роли Аксиньи тогда
снялась Делфин Форест, а в роли Григория Мелехова - Руперт Эверетт. Роли же второго
плана режиссер распределил между российскими актерами. Руденскому достался
Лисницкий, по ходу фильма соблазняющий Аксинью.
Перед самым монтажом фильма, внезапно начались проблемы. В 1993 году итальянский
продюсер Рисполи не смог вернуть кредит, взятый для съемок картины, и
банк-кредитор по условиям договора забрал в качестве залога весь отснятый
материал. А вскоре скончался Сергей Бондарчук. 13 лет картина пролежала «на полке»,
пока, наконец, не была возвращена на Родину. Широко разрекламированный фильм
вызвал большой зрительский ажиотаж, за которым последовало всеобщее удивление и
разочарование. Российскому зрителю он оказался чужим. С другой стороны, иного
ожидать было трудно - фильм снимался для европейцев, а для этого нужна была другая
стилистика, другая эстетика съемок.
Годы простоя[/b]
Мог Андрей Руденский сняться и в других картинах. Были прекрасные пробы на роль
Вронского к «Анне Карениной» Сергея Соловьева, роль, которой актер очень желал. Но
фильм тогда не состоялся. Как не состоялась и экранизация Игорем Таланкиным
знаменитого романа Достоевского «Идиот». А Руденскому так хотелось сыграть
Мышкина...
Да, к великому сожалению, Толстой и Достоевский отходили в российском
кинематографе, переживающем глубокий кризис, на второй план. Начинали
господствовать низкопробные комедии и боевики, и Андрей Руденский оказался не у
дел. На целых семь лет.
Все это время Андрей Руденский работал в московском Новом драматическом театре,
играл романтических героев. Правда, это нельзя было назвать плотной работой, -
ролей было немного. Самая яркая, пожалуй, - Виконт де Вальмон в «Опасных связях».
Кшиштоф
Кеслевский[/b]
В один прекрасный день Руденскому довелось увидеть замечательную
картину польского режиссера Кшиштофа Кеслевского «Синий» (с Жюльетт Бинош в
главной роли) из его трилогии «Три цвета: Синий. Белый. Красный». Фильм потряс
актера. Руденский вспоминает: «Я вдруг понял, что у меня случилось. Когда ты в
жизни видишь, слышишь, трогаешь или осязаешь свое - тогда случается праздник.
Происходит такое ощущение, что в тебя врезается что-то родное, но это иногда может
граничить и с болью».
Под впечатлением фильма Андрей Руденский написал Кеслевскому письмо о том, что
хотел бы у него сняться, приложив кассету с одним из своих фильмов.
Через неделю раздался звонок. Позвонил
другой мэтр польского кино - Кшиштоф Занусси: «Вы мне интересны, хочу вас
снимать...» Так Руденский попал в картину «Брат нашего Бога».
В основу сценария фильма «Брат нашего Бога» легла пьеса Папы Римского Иоанна
Павла II. Руденскому выпала роль польского художника, оппонента главного героя,
мучительно размышляющего о том, оставаться ли художником или служить Богу.
Интереснейший международный проект, в котором снялись актеры из семи стран, из
русских Андрей Руденский был единственным...
Возвращение на экран
С началом нового века началось стремительное развитие российских сериалов.
Андрею Руденскому удалось удачно попасть в эту струю. За новую работу он взялся со
всей энергией, и оказалось, что совсем не растерял своей формы. Наоборот,
Руденский стал опытнее и интереснее, как актер. Конечно, далеко не все сериалы
были достойного уровня. От многих актеров доводилось слышать, что в «мыле» они
никогда сниматься не будут. Руденский же, истосковавшийся по работе, просто
добросовестно делал свое дело, ведь в сериале тоже можно хорошо сыграть. Даже если
попался неудачный режиссер, актер все равно может сделать свою роль, а если еще и
удачный режиссер, и вся команда, тогда эту работу все заметят.
Первый большой успех к нему пришел с сериалом «Остановка по требованию», где
Андрей Руденский сыграл Сергея Кленина - процветающего бизнесмена, сломав
стереотип преуспевающего человека тех лет. Его бизнесмен - интересный влюбчивый
мужчина с неизменной аристократией во всем облике.
Но если роль в «Остановке по требованию» была, какой то степени, для Руденского
привычной, то приглашение в сериал «Маросейка, 12» его несколько испугало. Впервые
ему предложили сыграть отрицательный персонаж - владельца ночного клуба.
Поначалу он хотел отказаться от роли, но режиссер Игорь Апасян все же уговорил. И
как оказалось не зря. Оказалось, что и отрицательные типы у Руденского выходят ни
чуть не хуже положительных героев.
Неудачный роман с театром[/b]
Одновременно с возвращением на экран произошло расставание актера со сценой.
Проработав 12 лет в Новом драматическом театре, он в 2001 году покинул его. Прижиться
в театре не удалось. Об этом актер особо не сожалеет, значит, так сложилась жизнь, и
надо принимать ее такой, какая она есть.
Один раз,
правда, Руденскому предложили поучаствовать в антрепризе. Ему предложили сыграть
Каренина, но проект не состоялся по каким-то причинам. А он, скорее всего, сыграл бы
Каренина по-другому, по-своему. Ему кажется, что он не отрицательный персонаж, его
просто раньше так играли. Отрицательность надо искать в самой Анне - она
истеричная, взбалмошная дама. Каренин - страдающий, теряющий семью человек, у
которого есть свои правила игры в жизни и свете. Актер собирался оправдать
Каренина. Но... что теперь говорить...
Кино. Роли, роли, роли...[/b]
«Маросейка, 12» положила начало галереи отрицательных образов, созданных
Руденским на экране. Режиссеры вдруг «увидели» в аристократической красоте
актера некую зловещность. В сериале «
Клетка» Руденский создал
интересный образ врача-психиатора Анатолия Анатольевича Гамалеи, обладающего
чертами скрытого садиста. К нему в клинику попадает его бывшая любовница, и
Гамалея, используя достаточно жестокие способы, делает попытки, чтобы она вновь
вернулась к нему...
Еще один отрицательный персонаж - Андрей Лутов в сериале «Каменская», работающий
заместителем реабилитационного центра. Он собирает информацию о богатых и
известных людях, а затем, доведя их до состояния отчаяния, граничащего с
психическим помешательством, предлагает подписать документы о согласии на
лечение в центре.
А в детской картине «
Повелитель
луж» Андрей Руденский играет Доктора Смога, живущего в виртуальном
пространстве. Его основной целью является захват мировой сети Игротекой, которая
развивает в детях только отрицательные черты характера, такие как подлость,
лицемерие, кляузничество.
Впрочем, актерский диапазон Андрея Руденского достаточно широк. Среди его ролей в
2002 - 2006 годы и доктор Сергей Олещенко в сериале «Свободная женщина», и одаренный,
но невостребованный писатель Сергей в сериале «
Время любить», и
подозрительный дамский угодник Алан в сериале «Даша Васильева 1. Любительница
частного сыска», и английский журналист Тимоти Стивенс, проводящий расследование
в «Кавалерах Морской звезды», и банкир Максим Ветров из «Золотых парней», который
в годы юности был замешан в ограблении Центробанка. С большим удовольствием актер
снялся в сериале «
Есенин», сыграв роль, о которой давно мечтал - знаменитого российского
поэта Александра Блока.
Не пренебрегает Андрей Руденский и эпизодами. Так в «Турецком гамбите» он
появляется в самом начале в образе пленного русского солдата Лествицкого и тут же
погибает при попытке к бегству. Не большая, но очень заметная, колоритная роль у
Андрея Руденского в знаменитом блокбастере «Волкодав из рода Серых Псов». О своем
герое Тилорне актер рассказывает: «Мой персонаж - некий старец, а лучше сказать,
человек вне времени и возраста.
Человек-мистик, умеющий возвращать людей из небытия. Он слепой, то есть
у него другие сенсорные соприкосновения с внешним миром. Все это очень интересно
играть».
Звезда российского кино[/b]
Как известно, количество рано или поздно перерастает в качество. Со временем,
российские сериалы стали гораздо качественнее, разнообразнее. Многие из сериалов
сегодня язык не поворачивается назвать «мылом», скорее это многосерийное кино. В
таких условиях талантливым актерам становится играть намного интереснее.
Когда Андрея Руденского пригласили на роль Отца Павла в сериал «
Тюрьма особого назначения», он практически не раздумывал.
«После ряда сыгранных отрицательных ролей, сыграть роль священника - это подарок,
своего рода очищение», - признается актер. Не раздумывал он и по поводу роли в
сериале «
Под знаком
Девы». Прочитал сценарий - и сразу понял, что хочет это сыграть. Герой Руденского
- положительный, хороший, влюбленный, мучающийся, страдающий... это и притянуло
актера.
Вообще, после ряда отрицательных типов, Руденского в последнее время все чаще
тянет на положительных героев. Вот и в сериале «
Отчим», доброй, человечной картине, он
сыграл главную роль хорошего человека, которого связывает с падчерицей
мелодраматическая история.
Личная жизнь[/b]
Когда Андрей Руденский вышел на подиум у Вячеслава Зайцева, - это была
замечательная школа «овеществленного» стиля. Дело в том, что еще в театральном
Руденский начал шить. Брал напрокат швейную машинку и перешивал из какой-то
ерунды, типа турецкого белья, умопомрачительные майки, а брюки строчил из
кожзаменителя.
Работа у Зайцева натолкнула его на мысль о совмещении всего и вся. Он увлекся
дизайном, оформил интерьер в одном ресторане цветами. Цветы для актера - это
женщины. И когда у него спрашивают, влюблен ли актер Руденский, он всегда отвечает
под стать вопросу: «Да, в орхидею» или «В нарцисс - за аромат и настроение, которое
он дарит, - терпеть не могу зиму!» И мало кто знал, что это не поза. Он сам выращивает
экзоты. «Цветы - это члены моей семьи. Их надо уметь чувствовать. Обожаю делать
букеты. Один раз меня поразила композиция: бело-зеленые розы с капустными листами.
Это так красиво, что можно с ума сойти!»
А как же женщины? Андрей Руденский был женат три раза. Но об этом он не любит
распространяться. Говорит лишь, что все его жены были не из актерской среды.
Второе увлечение актера - кулинария. Оно ему передалось от мамы, поклонницы
программы Аллы Будницкой. Да и с архитектурой Андрей Руденский не расстался - она
вошла в понятие «стиля» - строить жизнь по собственным проектам. «Я везде ищу
гармонию формы. Жизнь вообще и архитектуру в частности воспринимаю чувственно».
А еще Андрей Руденский обожает свой дом. Купил квартиру и с тех пор часть его
рабочего дня уходит на поиск какого-нибудь шурупчика или прозрачного провода,
баночки из любимого синего стекла или деревянной полочки.
Андрей Руденский - мягкий человек. Не любит скандалов, может уйти в сторону во
время конфликта. Старается оправдать поступки людей.
Что касается личной жизни... Был, и не один раз. Детей
нет. Женщин пока тоже. Актер поклоняется Жюльет Бинош - «инфернальная женщина!», а
среди отечественных актрис или просто соотечественниц предпочтений не имеет.
Андрей Руденский тщательно следит за собой: регулярно «тягает» железо в
спортзале, питается по науке, с удовольствием посещает светские тусовки. И верит,
что встреча с единственной и неповторимой женщиной, которая хоть немного будет
напоминать его маму, - не за горами.